Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второй этап процедуры экологического аудита заключается в предварительном сборе, обобщении и организации исходных данных.






Сбор, обобщение и организация основных исходных данных по объектам аудирования и соответствующая их оценка представляют одну из наиболее важных стадий программы экологического аудита в целом. Как правило, на каждом аудируемом предприятии (территории) накоплены значительные массивы данных о воздействии на окружающую среду, состоянии среды, использовании ресурсов, технологии производства.

Однако зачастую использование этих данных крайне затруднительно из-за их разбросанности по разным владельцам, противоречивости, громоздкости, отсутствия обобщения и систематизации, неудобной формы в виде пространных таблиц и описаний. Часто официальная позиция предприятия или территории по конкретным вопросам (например, характеристики отходов и источников воздействия на окружающую среду) бывает неопределенной.

Учитывая отмеченное, предварительный сбор и обобщение исходных данных для оценки фактического воздействия на среду, разработки эффективных рекомендаций по изменению воздействия должны быть в значительной степени формализованы (вплоть до согласования исходных данных заказчиком программы аудирования). Основной задачей здесь является максимально четкое и ясное обозначение официальной (декларируемой) позиции предприятия (территории) по рассматриваемым вопросам формирования информационной базы для дальнейшей оценки и рекомендаций. Как один из методов сбора, обобщения и организации основных исходных данных программы экологического аудита может использоваться метод «анкетирования».

В качестве основных исходных данных программы экологического аудита рекомендуется использовать только официально декларируемую информацию, представленную в соответствующей документации.

Все случаи отсутствия необходимых данных или их разночтений специально оговариваются и анализируются. Обобщение и систематизация исходных данных дают возможность предварительно оценить степень их достоверности, выявить отсутствие необходимых данных, определить основные объекты и сформулировать приоритетные вопросы программы экологического аудита.

Для формирования основных исходных данных программ экологического аудита могут использоваться следующие документы (обычно за последние 3–5 лет деятельности объекта аудита):

- экологические паспорта предприятий;

- тома ПДВ и ПДС;

- паспорта водного хозяйства;

- экологическая статистическая отчетность за несколько лет;

- справки о платежах за использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и размещение отходов;

- акты о применении эколого-правовой и эколого-экономической ответственности;

- данные инвентаризации источников воздействия на окружающую среду и отходов;

- лицензии и договоры на специальное и комплексное природопользование;

- территориальные экологические программы и планы;

- проекты районной планировки;

- производственные планы мероприятий по охране окружающей среды и справки об их фактическом выполнении;

- справки о потреблении сырья, реагентов, материалов, объемах производства готовой продукции;

- существующие технологические регламенты по эксплуатации средоохранных технологий и оборудования;

-проекты строительства (реконструкции, технического перевооружения) основных производств, систем очистки сточных вод, отходящих газов, систем размещения и удаления отходов;

- существующие экологические ситуационные планы, карты-схемы и другие картографические материалы.

Основной этап программы экологического аудирования осуществляется непосредственно на объектах. При выполнении его проводятся:

- определение маршрутов и проведение «обзорных» туров по объектам аудирования;

- ознакомление с рабочей документацией и интервьюирование персонала;

- уточнение и дополнение исходных данных при работе на объектах аудирования.

Основной целью работы на объектах является уточнение, окончательное формирование и организация основных исходных данных программы экологического аудита, получение дополнительной информации для анализа, оценки и прогноза изменения (разработки рекомендаций и предложений) фактического воздействия производства на окружающую среду.

Для получения максимальных результатов в сжатые сроки аудирования работа на объектах должна быть тщательно спланирована и хорошо организована. При этом следует иметь в виду чрезвычайную, как правило, сложность объектов: большие размеры промышленных площадок, разнообразие основных и вспомогательных производств и технологий, множество загрязняющих веществ, источников сброса и выброса, большое количество отдельных видов отходов и мест их размещения, преобладание неконтролируемого, неорганизованного, аварийного и «ночного» воздействия на среду, разнообразие технологических и технических средств регулирования воздействия, плохую организацию производства и экологической службы, низкую квалификацию персонала и т. д.

Заключительный этап процедуры экоаудирования включает в себя следующие стадии:

- анализ и оценка полученных данных;

- привлечение дополнительных специалистов в группу экологического аудита в случае необходимости;

- разработка конкретных рекомендаций и предложений по результатам программы экологического аудита;

- организация данных программы;

- представление данных программы и анализ возможностей их использования совместно с заказчиком и другими заинтересованными лицами;

- подготовка, распространение и представление окончательного отчета по результатам аудирования;

- участие в составлении и проверке осуществления плана действий по материалам программы экологического аудита.

Общие методические рекомендации по организации, анализу и оценке данных программы экологического аудита промышленного производства включают:

- составление и анализ обобщенных и детализированных материальных балансов приоритетных загрязняющих веществ, компонентов исходного сырья, реагентов и материалов; в том числе, например, составление и анализ обобщенного водного баланса предприятия, включая атмосферные осадки, неорганизованный поверхностный и подземный сток с территории промышленной площадки;

- описание и оценку фактических характеристик приоритетных источников воздействия на окружающую среду (включая неорганизованные, залповые, аварийные и «ночные» источники) и отходов обязательно в сравнении с их декларируемыми характеристиками (или отсутствием таких характеристик!) и установленными лимитами на сброс, выброс, размещение отходов;

- анализ и оценку фактической эффективности работы существующих систем регулирования сбросов и выбросов загрязняющих веществ, систем размещения и удаления отходов в сравнении с их декларируемой эффективностью;

- описание, анализ и оценку эффективности существующей системы производственного экологического контроля, включая локальную систему мониторинга источников воздействия на среду и отходов;

- формирование и обоснование производственной (или территориальной) системы приоритетов в области изменения воздействия на среду, использования ресурсов, состояния среды (приоритетные факторы воздействия, источники выделения загрязняющих веществ и образования отходов, приоритетные источники сброса и выброса, отходы и места их размещения, системы регулирования воздействия, приоритетные экологические цели и задачи, направления деятельности);

- определение локальных критических экологических ситуаций, характеризующихся изменениями среды в зоне влияния предприятий, заболеваниями населения, существенными экономическими ущербами, грубыми систематическими нарушениями природоохранительного законодательства, связанными с определенными факторами и источниками воздействия на среду;

- представление данных программы экологического аудита на экологических ситуационных планах и картах-схемах.

Пятый этап обобщенной процедуры разработки и реализации процедуры экологического аудирования является последним и может быть представлен в виде следующих стадий:

- авторский надзор и консультирование использования материалов программы;

- участие членов группы в разработке и реализации конкретных проектов и программ с использованием или на основе материалов экологического аудирования;

- участие в процедуре ОВОС плановых предпроектных и проектных решений, разработанных с использованием или на основе материалов программы экологического аудита;

- организация и проведение повторных программ экологического аудита по фактическим результатам деятельности;

- развитие общего, специального и дополнительного профессионального образования сотрудников предприятия.

Дальнейшее использование материалов программы экологического аудита в целях развития и повышения эффективности экологической деятельности может осуществляться заказчиком как самостоятельно, так и с привлечением специалистов из группы экологического аудита.

Самостоятельное использование заказчиком материалов экологического аудита проводится путем:

- формирования конкретных программ и направлений деятельности;

- непосредственного включения предложений в планы текущих природоохранных мероприятий; это в первую очередь относится к предложениям, не требующим имущественных дополнительных затрат;

- формирования на основе полученных материалов заданий и исходных данных на разработку ТЭО и проектов;

- формирования на основе полученных материалов технических заданий на выполнение дополнительных разработок (исследовательских, опытных, конструкторских и т.д.);

- использования полученных материалов при разработке разделов ОВОС, проведения общественной и государственной экологической экспертизы отдельных проектов;

- использования полученных материалов при разработке различной экологической, нормативно-технической и отчетной документации.

Последующее использование материалов программы экологического аудита с привлечением специалистов - членов группы аудирования возможно по следующим направлениям:

- авторский надзор и консультирование в процессе реализации конкретных рекомендаций и предложений, разработанных в рамках программы экологического аудита;

- непосредственное участие специалистов в разработке, обосновании и реализации конкретных проектов и программ с использованием или на основе материалов экологического аудита;

- участие в проведении экологических экспертиз (ведомственных, общественных, государственных) плановых, предпроектных и проектных решений, разработанных с использованием или на основе материалов экологического аудита;

- участие в организации и проведении повторных программ экологического аудита по фактическим результатам деятельности;

- участие в разработке и реализации программ общего, специального и дополнительного профессионального экологического образования.

Разработка и реализация повторных программ экологического аудита является желательным, а для сложных объектов необходимым условием достижения реальных очевидных результатов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Возможности повторного аудирования заключаются в дальнейшем повышении эффективности экологической деятельности предприятия (территории) в зависимости от достигнутых результатов, сравниваемых с поставленными целями и задачами, в перераспределении и концентрации усилий на наиболее приоритетных направлениях и отдельных решениях. Следует отметить и то, что методы оценок в экологическом аудите во многом носят экспертный характер. Повышение их объективности, как и развитие аудирования в целом, зависит от практического использования материалов программ и проведения повторных аудитов по достигнутым результатам.

Необходимость повторного экологического аудита, помимо общей сложности объектов и задач аудирования, определяется крайне нестабильными на сегодня для России условиями развития природоохранной деятельности, зависящими, в том числе от:

- изменений номенклатуры и объемов выпуска продукции;

- изменений потребления природных ресурсов, сырья и материалов;

- изменений основных технологий;

- изменений социально-экономической и политической ситуации на федеральном и территориальном уровнях;

- изменений общественного мнения;

- изменений экономического механизма природопользования, в том числе на территориальном уровне;

- изменений законодательства, нормативно-технической документации, в том числе на территориальном уровне;

- развития и повышения эффективности государственного территориального мониторинга источников воздействия на окружающую среду и отходов;

- изменений систем государственного экологического контроля и управления;

- развития общественного экологического контроля;

- изменений нормативов воздействия на среду и ее состояния, в том числе на территориальном уровне;

- расширения эколого-правовой и эколого-экономической ответственности;

- выявления дополнительных данных о нежелательных изменениях окружающей среды и последствиях этих изменений.

Среди основных специфических задач повторных программ экологического аудита можно выделить следующие:

- анализ и оценка степени реализации рекомендаций и предложений, разработанных в рамках предыдущей программы экологического аудита;

- анализ и оценка основных результатов и «провалов» в экологической деятельности предприятий (территорий) с момента реализации предыдущей программы экологического аудита; здесь важна количественная оценка результатов, которая значительно эффективнее воспринимается администрацией предприятий, территориальными органами экологического контроля и управления, общественностью и населением;

- разработка конкретных рекомендаций и предложений по дальнейшему развитию экологической деятельности с учетом достигнутых результатов, и в связи с уровнем развития конкретных производств (территории) в целом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал