Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международно-правовая оценка действий НАТО в Югославии в 1999г. и военной коалиции в Ираке в 2003-2005гг.






В обоих случаях был нарушен принцип запрета применения силы в международных отношениях, установленный Уставом ООН, данные действия не являлись ни самообороной, ни осуществленными по резолюции Совета Безопасности ООН.

По этому поводу на международной научно-практической конференции «Мир, безопасность и международное право: взгляд в будущее», состоявшейся на юридическом факультете СПбГУ в 2003 году, высказался проф. Т.Швайсфурт из Гейдельбергского университета, Германия.

Ни «гуманитарная интервенция», ни «превентивная самооборона» не имеют оснований в действующем международном праве.

Кроме того, в ходе действий в Югославии в 1999г. страны НАТО нарушили ст.5 Североатлантического договора, ограничивающую территориальные рамки действий альянса территориями его государств-участников (Югославия в состав НАТО никогда не входила).

Также в ходе этих агрессивных войн были зафиксированы многочисленные нарушения применимых норм международного гуманитарного права (разрушение гражданских объектов, издевательства над гражданским населением в Ираке, нарушения прав военнопленных).

 

44. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе: правовые основы и формы организации и деятельности.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) была создана для продолжения многостороннего процесса, в котором участвовали практически все европейские и североамериканские государства, после подписания Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1 августа 1975 года в Хельсинки. На тот период это была единственная региональная организация, объединявшая и капиталистические, и социалистические европейские государства. До 1994г. ОБСЕ называлась Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Спецификой ОБСЕ является отсутствие в ней единого учредительного акта, есть только политические акты. У нее нет как таковых постоянных органов общего представительства. Встречаются периодически такие органы как Совещание глав государств и правительств, Совет министров (на уровне министров иностранных дел), Руководящий совет (на уровне ответственных сотрудников внешнеполитических ведомств, в Праге), Парламентская ассамблея ОБСЕ (с 1991г.).

Председательствуют государства-участники поочередно.

ОБСЕ имеет Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем ОБСЕ (должность учреждена в 1992г.), находящийся в Вене. Там же действует постоянно действующий политический орган ОБСЕ - Постоянный совет.

В рамках ОБСЕ действуют также Бюро по демократическим институтам и правам человека (наблюдает за выборами), Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств.

 

45. Совет Европы: правовые основы и формы организации и деятельности.

Устав Совета Европы был принят и вступил в силу в 1949г. Совет Европы был учрежден 10 европейскими государствами (Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания). В настоящее время участниками этой региональной международной организации являются все европейские государства, кроме Белоруссии. Россия является членом Совета Европы с 1996г.

Целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу (ст.1(a) Устава Совета Европы).

В рамках Совета Европы были приняты и действуют многие важнейшие региональные конвенции, в том числе Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г., Европейская конвенция о выдаче 1957г.

Среди органов Совета Европы (находятся в Страсбурге) следует упоминать регулярно встречающийся Комитет министров (обычно на уровне заместителей министров иностранных дел, хотя могут встречаться и более высокопоставленные представители государств), парламентский орган – Парламентскую ассамблею (ПАСЕ), Конгресс местных и региональных властей Европы (с 1994г.). Парламентская ассамблея Совета Европы ранее называлась Консультативной ассамблеей.

Деятельность основных органов Совета Европы обеспечивает секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем СЕ и его заместителями, избираемыми Парламентской ассамблеей на пятилетний срок. Парламентская ассамблея избирает также судей Европейского Суда по правам человека. Членами самой Парламентской ассамблеи являются депутаты национальных парламентов государств-участников Совета Европы, делегируемые туда по определенной квоте.

В рамках Совета Европы действует также судебный орган – Европейский Суд по правам человека, чье создание было предусмотрено Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (до 1998г. существовала также Европейская комиссия по правам человека).

 

46. Европейский Суд по правам человека: состав, компетенция. Вопрос о прецедентном праве Европейского Суда.

Европейский Суд по правам человека является судебным органом Совета Европы, предусмотренным Конвенцией о правах человека и основных свободах 1950г., вступившей в силу в 1953г.

Судьи Европейского Суда избираются на шестилетний срок Парламентской ассамблеей Совета Европы (по одному судье на государство-участник) из списка из трех кандидатов, представляемого соответствующим государством.

Также назначается секретарь Суда и его заместители.

Компетенция Европейского Суда по правам человека определена Конвенцией о правах человека и основных свободах и протоколами к ней:

  1. Рассмотрение индивидуальных жалоб граждан и их объединений, утверждающих, что они явились жертвой нарушения государством-участником Конвенции их прав, признанных Конвенцией и протоколами к ней (ст.34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
  2. Рассмотрение межгосударственных жалоб, по инициативе государства-участника Конвенции о предполагаемом нарушении Конвенции и протоколов к ней другим государством-участником (ст.33 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
  3. Дача консультативных заключений по правовым вопросам, касающимся толкования Конвенции и протоколов к ней, по запросу Комитета министров Совета Европы (Протокол №2 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

В Федеральном законе, которым Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, признана обязательной юрисдикция Европейского Суда по правам человека по вопросам толкования и применения Конвенции и протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Россией положений этих договорных актов.

10 октября 2003 года Пленум Верховного Суда РФ принял постановление №5, посвященное применению судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров РФ. В данном постановлении указано, что применение судами Конвенции о защите прав человека и основных свобод должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека (п.10). Такой вывод делается со ссылкой на ст.31(3)(b) Венской конвенции о праве международных договоров, согласно которой при толковании международного договора должна учитываться последующая практика его применения, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования. Такой практикой применительно к Конвенции о защите прав человека и основных свобод является судебная практика Европейского Суда по правам человека (и не только по делам против Российской Федерации).

 

47. Европейский Союз: правовые основы и формы организации и деятельности.

В 1951 году в Париже был подписан договор, которым было учреждено Европейское сообщество угля и стали, позже (1957, Рим) к нему добавились Европейское сообщество по атомной энергии и основное – Европейское экономическое сообщество.

В 1965 году институциональные системы всех трех сообществ были объединены.

В 1992 году ранее существовавшие Европейские сообщества были преобразованы (Договор о Европейском Союзе, Маастрихтский договор, в 1997г. приняли еще Амстердамский договор, в 2001г. принят договор в Ницце) в Европейский Союз – международную организацию, которую И.И. Лукашук, С.Ю. Марочкин называют «надгосударственным интеграционным объединением». Целями ЕС является содействие экономическому и социальному прогрессу путем создания европейского пространства без внутренних границ, экономического и валютного союза, осуществления общей внешней политики и политики безопасности, усиления защиты прав и интересов граждан, развития Европейского Союза как пространства свободы, безопасности и законности, в котором свободное передвижение лиц, товаров, услуг, капиталов обеспечивается эффективными мерами контроля на внешних границах и предотвращения преступности.

Среди основополагающих принципов: свобода, демократия, уважение прав человека, верховенство права (ст.6. Договора о Европейском Союзе).

Среди основных органов Европейского Союза – Европейский Парламент (избирается напрямую гражданами ЕС), Европейский совет (межправительственный орган), Европейская Комиссия (исполнительный орган, некий аналог европейского правительства), а также Европейский суд (Суд Европейских сообществ).

Раз в полгода меняется председательство, представитель государства-председателя председательствует в Совете.

Можно говорить о создании особой системы европейского права (М.Л. Энтин). Р.Ш. Хасянов в 2005г. под научным руководством В.С. Иваненко защитил кандидатскую диссертацию, посвященную процессам формирования европейского правового пространства.

Б.Н. Топорнин пишет о том, что ЕС сочетает в себе черты международной организации и квазигосударственной федеральной структуры.

В 2004 году приняли Конституцию, но ее отказались ратифицировать Нидерланды и Франция.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал