Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Честолюбие - хорошо это или плохо? Гордость - это положительное или отрицательное качество?

Тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить – побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился.

Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но в самом деле, угождает не Богу, а людям.

Всякий человек, который любит показать себя, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна, ибо он и то и другое делает для похвалы человеческой.

Господь часто скрывает от очей наших и те добродетели, которые мы приобрели; человек же хвалящий нас, или, лучше сказать, вводящий нас в заблуждение своей похвалой, отверзает нам очи; а как скоро они открылись, то и богатство добродетели исчезает.

Людям великим свойственно переносить обиды мужественно и даже с радостью, святым же и преподобным – выслушивать похвалу без вреда.

Когда услышишь, что ближний твой, или друг укорил тебя в отсутствии или в присутствии твоем: тогда покажи любовь, и похвали его. Не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает самого себя (ибо кто не стерпит укоризны от себя самого?); но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви.

 

Иной вид эфиопа, и иной истукана: так и образ тщеславия иной у пребывающих в общежитии, и иной у живущих в пустынях.

Тщеславие людей предпочитаемых делает гордыми, а презираемых – памятозлобными. Тщеславие показывает гневливых кроткими перед людьми.

Часто случается, что мы, будучи окрадены тщеславием, а потом, обратившись и сами поняв, побеждаем его. Я видел некоторых, по тщеславию начавших духовное делание, но, хотя начало было положено порочное, однако, конец вышел похвальный, потому что переменилась их мысль.

Кто превозносится естественными дарованиями, т.е. остроумием, понятливостию, искусством в чтении и произношении, быстротою разума, и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ; ибо неверный в малом – и во многом неверен и тщеславен.

Некоторые для получения крайнего бесстрастия и богатства дарований, силы чудотворения и дара прозорливости напрасно изнуряют свое тело; но эти, бедные, не знают того, что не сами труды, но смирение есть матерь этих благ.

Кто просит у Бога за труды свои дарований, тот положил опасное основание; а кто считает себя должником, тот неожиданно и внезапно обогатится.

Не повинуйся этому внушению, когда оно научает тебя объявлять свои добродетели; " Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе свой повредит? " (Матф. 16: 26). Ничто не приносит столько пользы ближним, как смиренный и непритворный нрав и слово. Таким образом, мы и других будем побуждать, чтобы они не возносились; а что может быть полезнее сего?

Есть слава от Господа, ибо сказано в Писании: прославляющих Меня прославлю (1 Цар. 2: 30); и есть слава, происходящая от диавольского коварства, ибо сказано: " Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо" (Лук. 6: 26). Явно познаешь первую, когда будешь смотреть на славу, как на вредное для тебя, когда всячески будешь от нее отвращаться, и куда бы ни пошел, везде будешь скрывать свое жительство. Вторую же можешь узнать тогда, когда и малое что-либо делаешь только для того, чтобы видели тебя люди.

Скверное тщеславие научает нас принимать образ добродетели, которой нет в нас, убеждая к сему словами Евангелия: " Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела " (Матф. 5: 16).

Часто Господь исцеляет тщеславных от тщеславия приключающимся бесчестием.

Когда хвалители наши, или лучше сказать обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий; и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу. Часто случается, что червь, достигши полного возраста, получает крылья и взлетает на высоту: так и тщеславие, усилившись, рождает гордость, всех зол начальницу и совершительницу.

 

Опытный руководитель, видя пороки ваши, совершенно спокойно будет вами манипулировать. Тщеславный человек усердно будет работать за одну похвалу. Как помню, мне позвонили и сказали, что нужно провести работы в " Константиновском дворце" и за такие гроши! Используя, опять же, «имя» и ваше тщеславие, вами будут просто пользоваться. Или наоборот, зная вашу склонность к сребролюбию, тоже найдут ваши слабые места и будут вас контролировать, будут вами манипулировать от и до, пока вы не выложитесь.

 

ЧТО РОЖДАЕТСЯ ИЗ ТЩЕСЛАВИЯ, КАКИЕ ПОРОКИ?

 

Здесь звучал такой вопрос, что, мол, религия создана, чтобы контролировать массы. Я могу сказать обратное. Легко, очень легко манипулировать сознанием человека, живущего в греховных страстях. А Церковь, как раз наоборот, помогает преодолеть страсти, избавиться от них и сделать вас свободными. Я видел в жизни не один раз, как манипулируют людьми, зная их пороки. Вот такой пример. Тщеславие вызывает у людей зависть и соперничество. Посмотрите вокруг, на чём построен бизнес? На тщеславии людей, на их зависти и соперничестве. Михаил Задорнов недавно говорил: «сидит новый русский посреди гостиницы. Стоит аквариум с бегемотом, и новый русский думает: Что бы ещё приобрести, чтобы ему позавидовали друзья, бегемот в аквариуме их уже не удивляет». Из-за таких пороков, как порождаемые тщеславием соперничество и зависть, идёт неплохая торговля. Люди готовы отдать большие деньги только за одно «имя», хотя рядом товар лежит практически такой же, но фирма другая. Разве это не тщеславие?

 

Итак, тщеславие рождает

· зависть и соперничество,

· честолюбие,

· богопротивное человекоугодничество,

· ложь и лицемерие,

· многословие и суесловие, пустословие,

· клевету и осуждение,

· гнев и раздражительность,

· угодливость миру ради почестей,

· самообольщение,

· впадение в духовную прелесть.

 

Всё это приводит человека к опустошению, к унынию и печали, и даже к полной потере веры во Христа. Похожие грехи рождает и грех гордости. Можно было поговорить о зависти – это ужасный грех. От сребролюбия зависть и от гордости зависть, и от тщеславия зависть – этот порок очень сильно распространен.

Тщеславие – как кактус. С какой стороны не коснись – уколет. Например, красивый у вас голос и вы можете уже подумать мысленно, что вы уникальны, не такие как все. И вот, гордость уже зарождается. Похвали вас на работе – и вот, вы уже голову кверху и не пора бы о повышении зарплаты попросить. И тут начинаются конфликты и увольнения. Или играете и поёте хорошо – и вот тут уже думаете, что вы звезда и думаете на чьё бы вам место встать, кого бы заменить. В Храм сходили разок – и вот тут уже превозношение пред теми, кто не ходит. Поститесь – и вот тут опять превозношение мысленное и так далее. В общем, тщеславие касается абсолютно любой области жизни.

Кто строит свою жизнь на тщеславии – обречён. Это как зимой, помните? Строят такие ледяные домики, вот пойдёт дождик или солнышко засветит, чуть теплее станет и всё, домик заплакал и растаял. Так и тщеславный – не выдерживает он испытаний жизненных, впадает в уныние, в депрессию и другие болезни. Ну, или как песочные домики строят, то же самое получается – дождь пошёл – и нет этого дома. Всё смыло. Так и у тщеславного – вся эта показуха смоется, всё лицемерие вскроется. Если он желает угодить одному и другому – а всем не угодишь – найдутся те, кто не будет подкармливать его тщеславие похвалами. И тут начнётся война.

 

Как же бороться с тщеславием? Красивый ты – скажи в сердце своём – слава Богу за эту красоту. Чтобы смирение возникло в сердце, то помни, что есть люди не менее красивые.

Управляешь фирмой – слава Богу за то, что даёт мудрость. Иосиф тоже был управителем, правой рукой фараона, однако, не возгордился этим, а в страхе Божьем, в смирении проводил свою жизнь. Он не забывал благодарить Бога за все благодеяния и за все успехи. Также и Моисей был руководителем, но не терял смирения.

Сильный ты – и тут поблагодари Бога. Не всем даётся сила, и помни о Давиде, который был силен, разрывал пасти львов и победил Голиафа – но не возгордился. Всю свою жизнь он уповал на Бога, за всё всегда благодарил Его. Везде можно найти примеры, чем бы ты не хвалился.

Есть люди, которые имеют большее – и пребывают в смирении. Бывает тщеславие и духовное. Проповедники, особенно новоначальные, очень могут впасть в тщеславие, но и тут легко смирить себя. Вспомни об Иоанне Златоусте. Он смирял себя постами и молитвами, и не кичился, хотя проповедовал многим, проповедовал Силой Божьей. И Апостолы говорили о себе: Чудеса мы творим не своей силой и слово нам посылает Господь, тут хвалиться нечем. Что есть в нас того, что не дал бы нам Бог? И чем ты хвалишься, что не получил от Бога? Сила и мудрость, красота и ораторское искусство, дар молитвы и дар поста. Этот список можно перечислять долго. За что идут похвалы, за всё воздавай славу Богу, за всё благодари, что мы недостойные удостаиваемся Его милости.

При похвале лучше приглядеться и увидеть недостатки свои, нежели питать своё тщеславие. Плохо, если все люди будут говорить о вас хорошо. Намного лучше, если будут часто критиковать! Благодарите за Господа за Его заботу. Он допускает очернять вас, оберегая от тщеславия.

Хвалят вас – благодарите Бога. Ругают – ещё больше благодарите Бога. Поступая так, сохраните себя от тщеславия, гордости и последствий этих грехов. Не ищите славы человеческой, она тщетна и мимолётна. Она разрушает вашу жизнь.

 

О БЕЗУМНОЙ ГОРДОСТИ

 

Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение людей, исчадие похвал, матерь осуждения, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы.

Начало гордости – тщеславие; средина – уничижение ближнего, бесстыдное восхваление своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец –отвержение Божией помощи, упование на себя самого, бесовский нрав.

 

Часто эта страсть получает пищу от благодарения. Она не сразу склоняет нас к отвержению Бога. Видал я людей, устами благодаривших Бога, и возносивших самих себя в своих мыслях. О сем ясно свидетельствует фарисей, сказавший: " Боже, благодарю Тя..." (Лук. 18: 11).

 

Где совершилось грехопадение, там прежде водворилась гордость; ибо провозвестник будущего грехопадения есть гордость.

Один почтенный муж сказал мне: положим, что есть двенадцать бесчестных страстей; если возлюбишь одну из них, то есть гордость, то и одна эта наполнит место прочих одиннадцати.

 

" Бог гордым противится " (Иак. 4: 6): кто же может помиловать их?

" Не чист пред Господом всяк высокосердый" (Притч. 16: 5). Кто же может очистить его?

Отвергающий обличение обнаруживает страсть, а кто принимает обличение, тот разрешился от её уз.

 

Если от одной этой страсти, безо всякой другой, некто ниспал с неба: то должно исследовать, не возможно ли смирением, и без других добродетелей, взойти на небо?

 

Гордость есть потеря богатства и трудов. Вопиют, но нет спасающего, потому, что взывали с гордостию; " Вопиют ко Господу, но Он не внемлет им" (Пс. 17: 42), потому, что не отсекали причины своего несчастья – гордости.

 

Один премудрый старец духовно увещевал гордящегося брата, но сей, ослепленный, сказал ему: " прости меня, отче, я не горд." Мудрый же старец возразил: " Чем же ты, сын мой, яснее можешь доказать, что ты горд, как не тем, что говоришь, я не горд."

Таковым весьма полезно повиновение, жестокое и презренное жительство, и чтение о великих подвигах св. отцов. Может быть, хотя бы через это такие недугующие получат малую надежду ко спасению.

 

 

Многие люди гордятся тем, что они умнее, лучше других, стремятся, чтобы окружающие оценивали их высоко, как обладающих теми качествами, которые они считают заслуживающими уважения. Подобная мотивация руководит значительной частью деятельности многих людей. Насколько это разумно? Испытывают гордость от сознания достигнутых успехов, чувство своего превосходства в чём-либо или над кем-либо, имеют высокое мнение о себе, сравнивая себя с теми, кто добился меньшего, но ведь существуют и те, кто добился значительно большего, таким образом, не может ли гордость человека в этих случаях быть выражена утверждением: " Я самый одарённый среди слаборазвитых! "? Помимо нашей маленькой планеты существует огромное количество тонкоматериальных (Рай) и плотноматериальных (наш мир) миров (по данным учёных, наблюдаемая Вселенная содержит сотни миллиардов галактик, в каждой из которых имеется около 100 миллиардов звёзд), в которых живёт громадное количество существ, в том числе похожих на нас, а также и значительно превосходящих нас по своим способностям и своему развитию (мог ли Бог создать такую огромную Вселенную, создав разумную жизнь только на нашей планете?). Какие размеры, в свете этого знания, обретают любая земная деятельность, любые земные способности?
Люди нередко гордятся тем, что более мудрые оценивают негативно, тем, что среди других людей не имеет ценности... Могли бы люди гордится тем, чем они обычно гордятся перед Богом?
Зачем, вообще, желать быть лучше других превосходить кого-либо? Чтобы получиь лучшие возможности самореализации в обществе, добиться известности, заниматься престижной деятельностью, приносящей много денег? [2] Но большая часть людей, оставивших положительный след в истории, память о деятельности и произведения которых будут жить в будущем, не руководились в своей деятельности этим желанием. Можно ли назвать это желание прекрасным, ведь оно откровенно эгоистично, в конечном счёте получается, что человек действует ради обретения каких-либо благ для себя? Не прекраснее ли было бы если бы, люди действовали потому что видели, что деятельность, которой они занимаются воплощает в жизнь Красоту-Истину-Добро (является прекрасной, разумной, несёт людям добро) или ло каким-либо другим высоким, благородным, прекрасным мотивам? Могут сказать, что сознание своего превосходства, своих достижений приносит удовольствие, но, учитывая всё вышенаписанное, не выглядит ли оно неразумным, некрасивымым? Как же охарактеризовать и назвать существ, имеющих подобные желания, мотивы, испытывающих опредлённые чувства в связи с подобными представлениями? Пожалуй можно сказать, что, это люди и бесы с низкими умственными спосбностями, слабо образованные, мало культурные мышление, восприятие, желания, чувства которых сформированы средой, в которой они жили и бесами гордости, которые и руководят или руководили их мышлением, восприятием, желаниями, чувствами.

Основным негативным последствием подобного мышления, восприятия, желаний, чувств, из которого вытекает множество других негативных последствий, является то, что люди, допускающие их, соглашающиеся с ними становятся руководимы бесом гордости, которому разрешается находиться в духовном общении с ними значительное время или почти всё время их жизни, которые организуют и поддерживают у людей нехорошие модели мышления, восприятия, желания, чувства (о том, как ангелы и бесы взаимодействуют с людьми можно прочитать в моей книге). Их можно увидеть в определениях:

ГОРДЫЙ, гордынный, гордостный, горделивый, надменный, высокомерный, кичливый; надутый, высоносый, спесивый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше прочих. Гордые приемы, обращение, свойственные гордому человеку. Горделивый, смягчает свойство это; гордоватый или горденек. Гордость, гордыня, горделивость ж. качество, свойство гордого: надменность, высокомерие. Гордым быть, глупым слыть. Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать. В убогой гордости дьяволу утеха. Во всякой гордости черту много радости. Смирение паче гордости. Гордец м. гордянка ж. горделивец м. — вица ж. гордынник м. гордан костр. гордун кур. горде (я) й вор. гордейка ж. гордый человек. Гордиться чем, быть гордым, кичиться, зазнаваться, чваниться, спесивиться; || хвалиться чем, тщеславиться; ставить себе что-либо в заслугу, в преимущество, быть самодовольным. Сатана гордился, с неба свалился; фараон гордился, в море утопился; а мы гордимся, куда годимся? Гордеть, постепенно становиться гордым, делаться надменным. Гордение ср. действие или состояние по глаг. Гордынки ж. мн. выпускной воротничок из-под галстука. Гордые, гордные, горные, гарные гости, свадебн. на девичнике, женихова родня; а невестина плаксивые гости; на свадебном же пиру, гордые невестина родня: тут женихова родня княжья. Гордой ужин или стол, пированье в доме отца жениха, после брака и подъема или вскрыши молодых, почетные и гордые гости родня молодой; на другой, третий день, гордой стол у ее родителей, и тогда угощается, как гордые, родня женихова. Гордовать кем зап. брезгать, небречь, презирать, гнушаться. Гордыбака, фордыбака об. тамб. кур. костр. бахвал, самохвал и наглец; дерзкий крикун, спорщик, грубиян. Гордыбачить, фордыбачить, неуместно и дерзко молодцевать, пускаться на грубые выходки, бахвалить и грозить. Гордыбаченье, действия эти. Гордыбачливый, кто склонен к тому, чтоб гордыбачить. Гордонапыщенный, — носный, носящий в себе гордость. Гордосильный, гордый силою своею. Гордословие ср. гордые, надменные речи, гордослов м. кто их произносит. Гордкий, громкий, высокий. Гордким голосом, Киреевский (Наумов). Источник: https://slovari.yandex.ru/dict/dal/

ГО'РДЫЙ, ая, ое; горд, а́, го́ рдо, го́ рды́.
1.
Исполненный гордости, чувства своего достоинства, сознающий свое превосходство. Неприступная, гордая, действительно достойная девушка. Дствскй. 2. Высокомерный, презрительно относящийся к другим. Он горд был, не ужился с нами. Лрмнтв. 3. Торжественно-важный, величавый. Гордая поступь. Источник: https://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/


ГО́ РДОСТЬ, -и, ж. Чрезмерно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим; заносчивость, высокомерие. Источник: https://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp
Другие негативные последствия допущения гордости.
1.Цель оправдывает средства. Возможность добиваться того, чего хочет человек, используя для этого любые средства, в том числе и очень нехорошие.
2.Ссоры, вражда, возможность совершить любое нехорошее действие в отношении тех, кто не оказывает человеку желаемого уважения.
3.Разделение людей на " высших" и " низших", возможность нехорошо обращаться " низшими" (вспомните Раскольникова).
4.Гипертрофированный эгоизм.
Не являются ли гордость и тщеславие, в той или иной мере, причинами большей части войн, убийств, ссор?

Мир тщеславия и гордости фактически представляет собой искусственно сконструированную реальность, аналогичную компьютерным виртуальным реальностям. Так же как в них человек попадает в искусственно созданный мир, в котором существуют правила и законы, созданные его творцами, например, получение большого количества баллов вызывает радость, поэтому создатели компьютерной игры, желающие превратить людей, которые будут играть в эту игру в преступников, могут придумать следующие правила: за убийство полицейского игрок получает 100 баллов, за кражу — 40 баллов, за обман — 30 баллов. Подобным образом организованы демонические реальности, где за выполнение того, что хотят бесы человек, испытывает, например, радость, которая является чувством беса, находящегося в духовном общении с ним. Подобно тому как в виртуальных реальностях человек попадает в придуманный его создателями иллюзорный мир, в демонических реальностях человек попадает в мир иллюзорных, неразумных, безобразных, нехороших, ложных представлений, поддерживаемых бесами, например, человек считает, что превосходство над другими приносит большую радость, что оно очень ценно и ради его достижения стоит сделать всё возможное, в то время как в действительности, как мы обнаружили, оно является неразумным, иллюзорным, и не приносит радость само по себе (радость в данном случае не естественная эмоция, а чувство беса, находящегося в духовном общении с человеком), желание превосходства приводит к результатам, противоположным желаемому, см.[1], [2], [3]. Но в отличие от компьютерных виртуальных реальностей, из которых люди выходят, снимая с себя технические устройства или уходя от компьютера, демонические виртуальные реальности покинуть не просто, обычно люди проводят в них всю жизнь. Выход из этих реальностей происходит обычно при приобщении человека к Красоте-Истине-Добру, к искусству, философии, религии.

Если стыд рассматривается как культурно оправданная эмоция, то зависть считается эмоцией низменной. Причём различают «белую» зависть, не замешанную на ненависти и скрытой враждебности, и «чёрную», которая густо замешана на ненависти и враждебности к тому, кто меня превосходит, если он ещё «такой же как и я», принадлежит к тому же слою общества, возрасту и полу. Из сравнения человека с человеком могут возникнуть 2 эмоции: зависть, если оно неблагоприятно («он такой же как я», но у него лучше, чем у меня), и тщеславие, гордость, ели наоборот («он такой же как я», но у меня лучше, чем у него). Притом объектом сравнения должно быть качество, которому я придаю значение. Всё многообразие черт человека, его состояние, статус, способности, обладание, всё то, с чем он себя идентифицирует, может быть предметом сравнения. Назовём элементы зависти или тщеславия: 1. он (они) такой же как я, по некоторым внешним формальным признакам, 2. концентрация внимания на объекте сравнения, 3. зависть, если сравнение не в мою пользу, гордость, если наоборот, На этом же фоне возникает злорадство (если у него хуже, чем у меня, и я испытываю превосходство). Злорадство имеет ту же природу, что и зависть, но в нём содержится ещё и ущербная гордость тем, что не только у меня плохо, а есть люди, у которых так же плохо и, может быть, ещё хуже. Злорадство - защита против зависти, всегда можно найти тех, у которых хуже, чем у меня. Злодейство происходит, когда я делаю кому-то хуже, чтобы испытать превосходство. Это конкретное действие, направленное на другого. Если бы я отказался от сравнения или полностью отделил себя от его результатов и не придавал им значения, то эти эмоции были бы убиты в зародыше, ещё до их возникновения и мне не надо было бы бороться против них. Но отказаться от сравнения невозможно по многим причинам. Сравнение является основной умственной операцией, посредством которой работает мышление и познание. Отказавшись от сравнения, я подавил бы работу мысли. Сравнение привычно, т.к. является движущей силой культуры, в которую мы вплетены бесчисленными нитями. Современная культура черпает свою энергию из реакции людей на сравнение, которое приобретает глобальный характер. Сравниваются даже красота и истина. Сравнение привычно и быть объектом сравнения тоже привычно. Но известно, что ребёнок устроен так, что он делает с другими то, что делали с ним самим. Привычка всегда носит обобщённый характер, как и инстинкт, который не различает единичного, индивидуального. В потоке сравнений мы не делаем ни для кого исключений, даже для себя, генерируя зависть, тщеславие и гордость. Сравнение вызывает как положительные, так и отрицательные эмоции, поэтому отказаться от него очень трудно. Неукротимое стремление человека сравнивать себя и других, постоянно поддерживается духом соперничества, свойственного нашей культуре. Как успех, так и неудача опасны. При неудаче меня сомнут, а при успехе будут против меня бороться. Отказ от соперничества в условиях нашей культуры способствует формированию чувства не уверенности и неполноценности, когда человек отказывается признавать в себе имеющиеся у него положительные черты. Можно научиться адекватно применять сравнение. Оно должно быть уместным (не стоит сравнивать, прежде всего, своих любимых и т.д.) Гордясь, завидуя, злорадствуя, тщеславясь, мы участвуем в нашем культурном процессе, построенном не сравнении. Поэтому познание этих эмоций всегда потребует ответа на вопрос «по каким пунктам, признакам, свойствам, сравниваю я себя с другими, лишаю себя согласия с самим собой и лишаю покоя других, вовлекая в гонку, у которой нет финиша.. Тщеславие и гордость – два брата. Они взаимосвязаны. Тщеславие – начало гордости. Как из зерна мы получаем муку, так из тщеславия мы получаем гордость. Эти пороки неразлучны. Если есть в Вас тщеславие – есть и гордость. Тщеславие – это стремление к бесполезной, земной, суетной славе. Тщеславие, или славолюбие – это стремление к человеческой славе, почету, уважению, к чести. Само тщеславие происходит из самолюбия. У тщеславного есть желание угодить людям, а не Богу, чтобы иметь среди них уважение, хорошее мнение, похвалу, честь и славу. Пища для тщеславия – похвала, почести, лесть, богатство, знатность, громкое имя, преимущества житейские, естественные дарования и способности. Ещё можно отметить достижения в мирской и духовной жизни.   . Выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почетному положению в какой-либо области деятельности, сфере жизни общественной.   2. Жажда известности, почестей, стремление к почетному положению.   3. Любовь к чествованию, принятию почестей.   4. Моральное чувство, проявляющееся как мотив действий, свершаемых для достижения общественного признания, престижа, почёта, славы и т.п.   5. Социальное чувство, проявляющееся как мотив действий, которые совершаются ради достижения человеком первенства, главенства в той или иной области деятельности, приобретения влияния и веса в какой-либо сфере общественной жизни. Пояснения: Нормальное, умеренное Честолюбие не является пороком, т.к. образует один из важнейших мотивов социальной деятельности людей.   Честолюбие как стремление к общественному признанию может играть в отдельных случаях относительно положительную роль, стимулируя повышенную социальную активность человека. Но, будучи индивидуалистическим по своему характеру мотивом, оно препятствует воспитанию личности в духе сочетания личных и общественных интересов. В честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются человеком лишь постольку, поскольку они согласуются с его индивидуалистическими запросами.   Гипертрофированное (непомерное и не подкреплённое собственной значимостью) Честолюбие близко по значению к тщеславию. Но, в отличие от тщеславия, Честолюбие связано не столько с жаждой приобретения дешёвой или выдуманной славы и признания со стороны окружающих, сколько с желанием приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание и связанные с ними почести и награды. В тех случаях, когда подобные побуждения становятся характерным свойством поведения человека, Честолюбие приобретает значение морального качества личности.   Крайняя форма Честолюбия - карьеризм.   Болезненное Честолюбие превращается для его обладателя в постоянное переживание несчастья, порождает чувство хронической неудовлетворённости жизнью, зависть к чужому успеху.   Честолюбие у детей часто формируется родителями и педагогами, которые в силу собственных амбиций считают своих детей самыми яркими и одарёнными личностями. В определённой мере стимулирование Честолюбия может сыграть и положительную роль в развитии личности. Но если детские способности оказываются иллюзорными и не реализуются по мере взросления детей, то честолюбивые устремления могут стать причиной моральных и психических травм. Честолюбие педагогов и родителей часто способствует формированию хвастовства, заносчивости, неуважения к другим людям. Поэтому важно корректировать не только Честолюбие детей, но и своё, взрослое Честолюбие по отношению к детям.   Честолюбие получает распространение в обществе с возникновением социального неравенства людей.  
 

 

Честолюбие - хорошо это или плохо? Гордость - это положительное или отрицательное качество?

На мой взгляд, честолюбие и гордость – взаимосвязанные понятия. Честолюбие - желание быть всегда и во всем первым, стремление к славе, почестям. Если есть честолюбие, то есть и гордость: чрезмерно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим; заносчивость, высокомерие. Как могут подобные качества быть положительными? Конечно же, такой человек занимается самолюбованием, не приемлет чужой точки зрения. Он считает, что только он во всем прав. Подобные люди, мне кажется, вносят только разлад в отношения, заставляют ссориться, даже воевать.

Но это тоже крайняя точка зрения. Ведь, наверное, мало таких людей, которые обладают только отрицательными качествами. Мне нравится выражение Филипа Честерфильда: «Честолюбие человека умного и порядочного заключается в том, чтобы выделиться среди других своим добрым именем и быть ценимым за свои знания, правдивость и благородство- качества, которые нигде не могут быть куплены, а могут быть приобретены только теми, у кого ясная голова и доброе сердце». Я встречалась с такими людьми, добрыми, умными, порядочными, обладающими высокими профессиональными качествами, но лишенными честолюбия. А ведь они могут принести неоценимую пользу обществу, если будут стремиться к обладанию нормальным, умеренным честолюбием. Но как соединить в человеке два разных отношения к честолюбию и гордости? Мне кажется, в этом вопросе должна помочь человеку религия.
Ведь в религии данные понятия считаются большим грехом. Человек должен об этом знать и всегда должен стремиться бороться с ними, не дать затянуть себя в пучину зла,

высокомерия, гордыни.

Не прекраснее ли было бы если бы, люди действовали потому что видели, что деятельность, которой они занимаются воплощает в жизнь Красоту-Истину-Добро (является прекрасной, разумной, несёт людям добро) или по каким-либо другим высоким, благородным, прекрасным мотивам?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Технология получения цемента
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал