Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прокуратура в системе органов государственной власти






Данный вопрос с научной точки зрения достаточно дискуссионный. Место отечественной прокуратуры в системе государственной власти не определено. Существует 3 основные причины этого:

1) Исторические роль прокуратуры существенно менялась

Изначально она была органом надзора (Петр I); затем Александр II преобразовал ее в институт судебной власти; в советское время вернулась к надзору

2) Действующее законодательство однозначное не относит прокуратуры ни к одной из традиционных ветвей власти.

Поэтому есть несколько подходов.

1) Прокуратура принадлежит к традиционной ветви власти или образует самостоятельную ветвь власти

Так как прокуратура в основном занимается осуществлением надзора за исполнением закона, то эта функция должна осуществляться органами исполнительной власти, т.е. прокуратура – исполнительный орган. Аналогично и с законодательной властью, только слово другое подставить.

Есть точка зрения, что современная деятельность не укладывается в систему властей (3 ветвей власти). Как Президента никуда не отнести из 3 ветвей, как ЦИК не отнести, так и Прокуратуру нельзя отнести к ним – это отдельная ветвь власти.

В этой связи в 1994 году была разработана концепция развития прокуратуры на переходный период. Разработчики данной концепции предложили идею: прокуратура не должна принадлежать ни к какой ветви власти, она должна занимать особое положение, которое позволяло бы ей контролировать любую из ветвей. При этом она должна осуществлять различные полномочия в отношении каждой из этих ветвей. Эта концепция легла в основу действующего закона «о прокуратуре»

2) Прокуратура занимает особое положение в сложившейся системе органов государственной власти

Во всем мире есть такая же проблема отнесения прокуратуры к какой-либо определенной ветви власти. Можно все страны поделить на 4 группы:

1) Сильный прокурор

Как правило, в этих странах прокуратура формально находится в составе Министерства Юстиции, но при этом она обладает полной административной автономией (сотрудники прокуратуры не подчинены Министру Юстиции).

Франция, США

2) Группа

Прокуратура входит в состав судебной системы; т.е. прокурор – это судебный служащий.

Испания, Италия

3) Группа

Прокуратура формально и фактически занимает особое место в системе органов государственной власти, не принадлежит ни к одной ветви и подчиняется либо главе государства либо высшему органу государственной власти.

Оставшиеся социалистические страны – 5 (КНР, КНДР, Куба, Лаос, Вьетнам); президентские и суперпрезидентские страны – страны Латинской Америки (Венесуэла, Колумбия)

4) Группа

Великобритания

Формально в этой стране прокуратуры вообще нет, есть Служба королевских обвинителей.

Типы прокурорской деятельности:

1) Англо-саксонский тип устройства прокуратуры (Великобритания, США)

2) Континентальная тип устройства прокуратуры (Франция, Германия)

3) Советский тип устройства прокуратуры (Россия)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал