Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
Основные этапы анализа финансовых результатов: • анализ состава и динамики прибыли; • анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности; • анализ уровня среднереализационных цен; • анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности; • анализ распределения и использован. прибыли; • анализ рентабельности деятельности организации; • выявление и оценка возможных резервов роста прибыли и рентабельности на основе оптимизации объёмов производства и издержек производства и обращения; • анализ взаимосвязи затрат, объёма производства (продаж) и прибыли; • разработка мероприятий по использованию выявленных резервов. Анализ уровня и динамики финансовых результатов (горизонтальный анализ) – проводят сравнением показателей ф. №2 за отчетный и предыдущий периоды, определяют абсолютные изменения и темпы их изменения. Анализ изменений в структуре финансовых результатов (вертикальный анализ) – определение %-го соотношения показателей ф. №2 с базисным показателем (прибылью до налогообложения или выручкой от продаж), также в сравнении с расчетами за предыдущий год. Обобщенный анализ динамики финансовых показателей – по данным ф. №1 и 2 определяют абсолютные изменения и темпы изменений за отчетный и предыдущий периоды по показателям: выручка от продаж (N); среднегодовая стоимость совокупных активов (A); среднегодовая стоимость оборотных активов (ОA); среднегодовая величина краткосрочных обязательств (КО); среднегодовая величина собствен. капитала (СК); среднегодовая величина внеоборотных активов (ВA); среднегодовая величина собствен. оборотного капитала (СОК=СК–ВА); чистая прибыль (P); рентабельность активов (P/A=f); рентабельность продаж (P/N=x); оборачиваемость оборотных активов (N/ОА=y); коэффициент текущей ликвидности (ОА/КО=z); удельный вес краткосрочных обязательств в собственном оборотном капитале (КО/СОК=q); коэффициент маневренности собств. оборотного капитала (СОК/СК=m); коэффициент финансовой независимости (СК/А=n); коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (КОСС=(СК–ВА)/ОА).
Факторный анализ прибыли позволяет определить степень влияния на прибыль факторов: 1) изменения отпускных цен на продукцию; 2) изменения цен на материалы, тарифов на энергию и перевозки, тарифных ставок (окладов) оплаты труда; 3) нарушения хозяйственной дисциплины; 4) уменьшения объема продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции; 5) уменьшения затрат на 1 руб. продукции за счет режима экономии; 7) изменения себестоимости за счет структурн. сдвигов в составе продукции. Общее отклонение от плановой прибыли равняется сумме факторных влияний. Сравнение показателей отчетного периода и предыдущего в динамике – определение изменений в абсолютн. величинах и в % к изменению выручки от продаж – позволяет определить степень эффективности ассортимента продукции, работ, услуг и скорректировать ассортимент или величины элементов затрат в плановом периоде. Анализ динамики показателей рентабельности проводят по ф. №1 и 2, определяя абсолютные изменения данных отчетного года по сравнению с предыдущим годом по показателям: 1. Рентабельность затрат по основной деятельности – отношение прибыли от продаж к полной себестоимости. 2. Рентабельность продаж – отношение прибыли от продаж к выручке-нетто от продаж. 3. Рентабельность внеоборотного капитала – отношение чистой прибыли к средней стоимости внеоборотн. активов. 4. Рентабельность оборотного капитала – отношение чистой прибыли к средней стоимости оборотных активов. 5. Рентабельность совокупных активов – отношение чистой прибыли к средней стоимости активов. 6. Рентабельность собственного капитала – отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала. 7. Рентабельность заёмного капитала (стр.190(ф.№2)/0, 5•(стр.590, 610н.г.+стр.590, 610к.г.)(ф. №1))•100%. 8. Рентабельность инвестированного капитала (стр.190 (ф. №2)/0, 5•(стр.490, 640, 650, 590, 610н.г. + стр.490, 640, 650, 590, 610к.г.)(ф. №1))•100%. Анализ рентабельности финансовых показателей имеет существенное значение для определения стратегии развития организации, критериев повышения эффективности деятельности и окупаемости вложений в активы . 17. Классификация видов анализа хозяйственной деятельности. Экономический анализ может быть классифицирован следующим образом: 1. По субъектам (пользователям) анализа – внутренний управленческий, внешний финансовый анализ. 2. По времени проведения – перспективный (предварительный), ретроспективный (последующий), оперативный (текущий), итоговый (заключительный), стратегический (прогнозный) анализ. 3. По характеру объектов управления – анализ стадий расширенного воспроизводства, отраслевой, анализ ведомств и организаций, составных элементов производства и производственных отношений. 4. По адресу анализа – анализ по заданию руководства и экономических служб, по заданию собственников и органов управления, по заданию контрагентов (поставщиков, покупателей, кредитных и финансовых органов). 5. По периодичности проведения – годовой, квартальный, месячный, декадный, ежедневный анализ. 6. По содержанию и полноте изучаемых проблем – полный (комплексный), локальный, тематический анализ. 7. В зависимости от методов изучения объекта – полный (комплексный), системный, сравнительный, сплошной, выборочный анализ. 8. По аспектам исследования – финансовый, технико-экономический, маркетинговый, инвестиционный, социально-экономический, экономико-экологический, функционально-стоимостной, логистический, институциональный анализ и др. 9. По степени автоматизации анализа – анализ с использованием компьютеров, без их применения. 10. По широте сравнения – межхозяйственный, внутрихозяйственный анализ. 11. По методике изучения объектов – качественный, количественный, экспресс-анализ, фундаментальный, ситуационный, маржинальный, экономико-математический, SWOT-анализ, ABC-анализ. Характеристика некоторых видов экономич. анализа: • Перспективный (предварительный) – оценка ожидаемого выполнения плана за текущий период (еще нет полной отчетности) на основе отчетных данных о работе организации за истекшие месяцы и предполагаемых данных выполнения плана до конца года: краткосрочный (до года) и долгосрочный (свыше года); • Оперативный (текущий) – систематическое наблюдение и изучение выполнения плановых заданий за день, неделю, декаду, сезон для оперативного управления хозяйственными процессами, выявления недочетов и принятия мер для их устранения; • Ретроспективный (последующий) – проводится после изучения всех данных за отчетный период (квартал, год) в целях получения экономической оценки хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде по всем основным показателям; • Стратегический (прогнозный) – поиск и отбор стратегических альтернатив, обоснование стратегических планов; • Тематический – детальное изучение одной или нескольких сторон хозяйственной деятельности, характеризующей наиболее актуальные ее проблемы; • Полный (комплексный) анализ (проведение всех видов анализа) – охватывает всю деятельность организации, проводят после окончания отчетного года; • Финансовый – исследование финансового механизма функционирования субъекта; • Технико-экономический – изучение причинно-следственных связей технических и экономич. явлений, изыскание инноваций в области совершенствов. техники, технологии и организации производства; • Маркетинговый – изучение внешней среды, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложений, коммерческого риска, формир. ценовой политики; • Маржинальный – изучение причинно-следственных взаимосвязей объема продаж, себестоимости и прибыли при делении затрат на постоянные и переменные, с целью определения критических величин объема продаж, цены, постоянных и переменных расходов (при которых финансовый результат будет равен нулю); • SWOT-анализ – установление потенциальных внутренних сильных и слабых сторон предприятия, потенциальных внешних возможностей и угрозы для бизнеса в сравнении с другими представителями бизнес - сегмента; • ABC-анализ – определение приоритетов в области управленческих задач, процессов, материалов, поставщиков, групп продуктов, рынков сбыта, категорий клиентов; концентрация усилий на важнейших задачах, наиболее срочных работах, на движении наиболее приоритетных групп ТМЦ, от которых в наибольшей степени зависят процесс производства и эффективность складской и закупочной деятельности.
|