Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое «ОГОНЁК»?

«Огонек» — это коллективное обсуждение отрядом и вожатыми прожи­того дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. Само название «огонек» связано с вечерними кострами, но слово «Огонек» оз­начает не только костер. Это искорка заинтересованности каждого делами всех и судьбой каждого, теплоты взаимоотношений и свет дружбы. Вот почему кос­тер — вовсе необязательный атрибут «огонька». Главное в нем — содержание и тональность разговора, обсуждения.

«Огонек» - это осмысление мира, конкретное воплощение в жизнь принципа самоуправления детской организации: сами планируем, организуем, проводим, обсуждаем.

На «огоньке» идут самые важные разговоры об отрядных делах, трудно­стях, конфликтах. Здесь мечтают, всегда поют самые любимые песни.

«Огонек» — это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нра­виться, с кем ему хочется. В круге каждый видит лица и глазавсех своих дру­зей. У круга нет конца и нет начала — одна непрерывная цепь, по которой про­ходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.

«Огонек» — это ритуал, своеобразный атрибут лагерной жизни, отра­жающий ее законы и традиции. Исполнение ритуала может быть организовано различными способами. Например, момент передачи слова во время разговора может быть традиционно обозначен передачей какого-либо предмета — отряд­ного символа и т.д. Традиционно может исполняться отрядная песня или речевка — пожелание, символизирующие, например, окончание «огонька». Риту­ал — основа «огонька», но не его цель. Смысл проведения «огонька» теряется, если ограничиться исполнением ритуала. Для воспитателя (вожатого) цели «огонька» — за его пределами.

Педагогическая задача «огонька» - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения — научить искусству разговора.

Именно «огоньком» завершается первый день лагерной смены. «Огонек» — это место первого интимного знакомства вожатых с детьми и ребят между собой. Следовательно, в первую очередь необходимо создать атмосферу, на­строение для общения такого уровня. Это — задача вожатого. В своем вступи­тельном слове вожатый рассказывает о том, что значит «огонек» для лагерной жизни, отдельного отряда и для каждого из ребят, знакомит с основными функциями и задачами «огонька». Далее разговор можно повести по-разному. Это зависит от той атмосферы, которая сложилась на данный момент в детском коллективе.

Форму проведения «огонька» может видоизменять поставленная педаго­гом задача. В свою очередь, педагогические задачи находятся в зависимости от специфики педагогической ситуации и особенностей развития, участвующих в «огоньке» детей. Например, первоочередная задача вожатого во время прове­дения первого «огонька» — познакомить детей друг с другом и узнать немного о них самому. Мы предлагаем несколько вариантов проведения первого " огонька".

1. «Горящая спичка»

Для проведения такого огонька вам понадобятся спички. Загорается пер­вый огонек. Пока он горит, звучит короткий рассказ о самом главном в жизни того человека, рука которого держит спичку. Таким образом, передавая по кру­гу спички, высказываются все. Неплохо, если разговор начнет вожатый.

2. «Интервью»

Вожатый просит ребят выбрать себе партнера из числа малознакомых ему людей. С этой целью можно использовать следующее упражнение: по ко­манде вожатого ребята одновременно показывают рукой на того человека, ко­торый, по их мнению, является для них самым малознакомым. Взаимные выборы образуют пары. И так далее до тех пор, пока партнеры будут у каждого. Партнеры рассаживаются в круг, занимая, позицию по соседству друг с другом. Вожатый рассказывает о том, что каждый сейчас - корреспондент, задача ко­торого - взять интервью у напарника. Есть возможность задать только пять вопросов и затем составить интересный рассказ о своем собеседнике. Вожатым устанавливается регламент времени, в течение которого все пары одновремен­но обдумывают вопросы, поочередно задают их друг другу. Объявляется кон­курс на самый лучший рассказ по результатам проведенного интервью.

3. " Сказочные ассоциации"

«Огонек-знакомство» можно провести и в виде творческого задания. В этом случае отряд разбивается на группы. Оптимальное количество человек в группе 5-7. Каждая группа получает задание придумать сказку, дейст­вующими лицами которой являются члены соседней группы, причем, персона­жи выбираются в зависимости от того, с каким сказочным героем ассоциирует­ся тот или иной человек. Ребятам говориться о том, что в этом случае необяза­тельно хорошо знать человека, а достаточно воспользоваться первым впечатле­нием, сложившемся о нем. Таким образом, первая группа представляет вторую, вторая - третью и т.д., последняя - первую.

Задание может быть конкретизировано, т.е. как условие определяется жанр представления: балет, мюзикл, опера, драма, комедия, детектив и т.п.

По мере выступления каждой группы подводятся итоги. Ребята из той группы, которая только что была представлена, должны угадать себя в персо­нажах сказки. Производится совместная оценка результатов выступления.

4." Лучшие из лучших"

Участники " огонька" разбиваются на группы, как и в предыдущем вари­анте. Каждой группе необходимо выполнить следующее задание: найти среди присутствующих...

- самого сильного;

- самого высокого;

- того, кто играет на музыкальных инструментах;

- того, у кого больше пуговиц на одежде;

- самого голодного;

- самого ловкого;

- того, кто хорошо поет;

- самого смекалистого;

- самого громкоголосого;

- того, у кого больше карманов и т.д.

Если претендентов в номинации будет несколько, среди них проводятся конкурсы. Например, чтобы выявить...

- самого сильного — проводятся соревнования по армрейслингу;

- самого голодного — соревнования " Кто быстрее съест..." например, кусок хлеба;

- самого ловкого определяют по тому, кто быстрее завяжет на нитке пять узелков;

- самого смекалистого можно найти по скорости ответа на заданные во­просы: Сколько яиц можно съесть натощак? Может ли страус назвать себя птицей? и т.п.;

- самый громкоголосый должен громче всех прокричать свою фамилию, имя и отчество.

Для победителей необходимо изготовить медали, соответствующие но­минациям.

5. " Гадание"

Проведение этой формы огонька может быть рекомендовано для детей разного возраста. Главное — создать таинственную атмосферу, способствую­щую определенному настрою ребят. Идея проведения такого огонька может, например, быть такова. Предварительно ребятам сообщается о том, что вече­ром, перед отбоем, к ним в отряд из самой чащи леса (или из морской пучины) придет гадалка, которая обещает каждому подробный рассказ о его судьбе в течение предстоящей лагерной смены.

Вечером, ребята садятся в круг - вожатый зажигает свечу и начинает раз­говор о чудесах магии. Неожиданно, в самый «неподходящий» момент разда­ется стук в окно... Появляется гадалка, которая в точности определяет про­шлое каждого и предсказывает будущее — анонс интересных и захватываю­щих событий смены.

Предлагаем один из вариантов проведения подобного «огонька».

Преамбула.

Вечером, после создания соответствующей обстановки, вожатый предла­гает ребятам ответить на следующие вопросы.

- Есть ли у человека судьба?

- Что определяет его жизнь?

- Верите ли вы в приметы, предсказания астрологов, гадания и т.д.? Далее ребята рассказывают об интересных случаях из их жизни. В условленное время раздается стук в окно, появляется загадочная жен­щина, лицо которой трудно различить за волосами.

Знакомство. Вожатый.

- Стук в окно... Кто там?

- Судьба стучится к нам. Ее отвергнуть иль принять - вот ваша воля. Дети делают выбор. Гадалка.

- Я, расскажу сначала о себе. На свете нет времен, которых я не помню. Мой тайный след теряется в веках. Я к людям прихожу в обличьях разных и приношу с собой и радость, и печаль.

- В Египте древнем, на камне жертвенном, вспоров ножом священным белую овечку, я прорекала жизнь и смерть.

- В далекой Греции, в священном храме в подвижном пламени огня вста­вала предо мной вся линия судьбы несчастной Трои.

- В струящейся воде реки индийской Ганга нити узрела я при помощи которых Боги двигали людьми.

- Гадающей цыганкой Эсмиральдой я открывала связь сердец надмен­ных европейцев.

- И вот сейчас я перед вами и предскажу лишь то, чему случиться суж­дено в ближайшую неделю.

Гадание.

- Здесь, среди вас, дорогие, находится тот человек, для которого важны события жизни вашей веселой летней страны со странным названием (название лагеря). Это я нутром чую! Давайте его поищем... Он дол­жен быть в меру толстым, в меру высоким, на голове не менее трех во­лосинок, глаз вострый, вороной (голубой и т.д.) и идут от него особые биотоки, которых не чуять нельзя. Вот он.

—Теперь мной внутренний голос просит обратить внимание и на эту сторону, откуда нахлестывает на меня волна романтических биотоков. Последний раз я испытывала такое воздействие, когда гадала Дону Жуану. И вижу я, что с этим человеком будут связаны большие стра­дания от любовных недугов. И не одна девица высохнет по нему и пожелтеет, как осенний лист, так, что не поможет ей косметика.

— А завтра, по утру, предстоит вам всем дело важное, и по ходу его в че­ловеке, который посмотрит в глаза вам дольше одной минуты, найдете вы друга верного, с которым свяжет вас сама Судьба.

— И если же вы друг другу в глаза смотреть с утра до вечера будете, да кроме себя и других видеть не устанете, ждет вас судьба счастливая, лето радостное да веселое.

Секрет успеха гадалки состоит в ее тщательной подготовке к проведению «огонька»: изучение биографии и особенностей характерных проявлений ре­бят.

Для надежности проведения мероприятия роль гадалки предлагается че­ловеку малознакомому ребятам и, по возможности, не встречающемуся им в процессе лагерной жизни.

6. " Свечка"

Без магии не обошлось и на этот раз. Вожатый призывает на помощь дух огня. В центр круга ставится свечка, пламя которой призвано сле­дить за перемещением по кругу сил добра и зла, правды и лжи.

— Пламя отклоняется от того человека, который говорит неправду, имеет злой умысел или невнимателен.

— Задача каждого сконцентрировать внимание на пламени свечи и рас­сказе товарища.

— Если силы добра и зла уравновешены, пламя свечи не отклоняется, внимание не рассеивается, идет откровенный разговор.

7. " Давай с тобой поговорим..."

Для проведения «огонька знакомств» каждому участнику необходимо иметь ручку и лист бумаги. Здесь можно написать:

— вашу любимую пословицу;

— название любимой породы собак;

— если бы я нашел на улице большую сумму денег, то...;

— если бы я был животным, то был бы...;

— любимое направление в музыке;

— любимый жанр литературного произведения;

— если я окажусь на необитаемой острове, то возьму с собой, во-первых,... во-вторых,... в третьих....;

— мое жизненное кредо и т.д.

Желательно попросить ребят ответить на несколько вопросов, на тот слу­чай, если ответы на один из них совпадут. Напротив, количество вопросов не должно быть слишком большим для того, чтобы процедура не занимала много времени. Достаточно двух — трех.

После того как все закончили писать, вожатый собирает листочки с отве­тами. Затем раздает их случайным образом. Желательно, чтобы листок не по­пал автору.

Первый участник читает содержание ответов на поставленные группе во­просы. Тот, кто узнает в этих ответах свои, заявляет об этом, таким образом, образуя пару с первым, и читает тот листочек, который оказался у него. На этот раз тот, кто узнал свои ответы, получает право обнародовать мнение своего бу­дущего партнера, как это делал первый участник. И так далее, пока все не обра­зуют пары. В результате первый участник объединяется со вторым, третий с четвертым, пятый с шестым и т.д.

Вожатый поздравляет ребят с тем, что первый этап знакомства состоял­ся. Им уже известно что-то друг о друге. Кроме того, теперь есть возможность пообщаться в парах. Это можно сделать несколькими способами:

— о чем угодно и как угодно;

— как предлагается в варианте «огонька» «Интервью»;

— чтобы ответить на вопрос, что в вас общего;

— с целью принять участие в конкурсе «Кто кого лучше узнал».

8. " Веселая команда"

Каждой веселой команде - веселое дело. Поэтому, задача вожатого в первую очередь определить, для какого дела он собирает команду. Например, у ребят могут быть следующие неотложные дела:

— поход за тридевять земель в царство Кащея;

— вместе с Иванушкой - дурачком за прекрасной царевной;

— в дальнее плавание с капитаном Врунгелем;

— организовать детективное агенство;

— в космическое путешествие на необычайном звездолете и т.д. Нетрудно догадаться, что может подойти любой сказочный или приду­манный вами сюжет, в том числе связанный с каким-либо конкретным делом:

— поход в лес;

— или в гости к соседнему отряду;

— организацией праздничного вечера или дискотеки;

— в конце концов, дежурством в столовой или по лагерю.

«Мы еще мало знакомы друг с другом. Однако. Вполне возможно, что завтра наш отряд будет назначен дежурным по столовой. Что мы будем делать в этом случае? С чего начнем?», — спрашивает вожатый.

Второй этап — рассказ о тех задачах, которые предстоит выполнить, за­нимаясь выбранным делом. Независимо от того сказочное это задание или вполне реальное, в любом деле обязательно найдутся специальные задачи или функции, соответствующие определенной роли.

Вожатый обращается к ребятам с вопросом: Какие специалисты нам мо­гут понадобиться?

Ребята предлагают роли, доказывая, что они необходимы. Используя на­водящие вопросы и ставя конкретные, технические задачи, вожатый вводит ре­бят в контекст того или иного вида деятельности, старается обратить внимание на самые незначительные детали.

- Кто может отличить чистые руки от грязных?

- Сколько стаканов можно перенести одновременно, не пролив их содер­жимого?

- Сколько тарелок умещается на одном подносе?

- Зачем у повара на голове колпак?

- Как правильно сервировать стол?

- Как правильно вытереть стол?

- Во сколько происходят приемы пищи в нашем лагере?

- Сможете ли вы пригласить отряд в столовую, если этого нельзя будет сделать по радио? Кто знает месторасположения отрядов? Кто достаточно бы­стро умеет ориентироваться?

Так, постепенно, поручая ребятам выполнение конкретных задач, вожа­тый не только распределяет между ними роли, но и выявляет их предпочтения и способности.

9. " Каждому по потребности "

Этот вариант может быть популярен в среде старших подростков.

На первый отрядный вечер ни с того, ни с сего вожатый принес... рулон туалетной бумаги. Он обращается к ребятам со странной просьбой:

- Пусть каждый оторвет себе столько, сколько посчитает нужным.

- Каждый кусок бумаги — факт из биографии или неизвестный факт из биографии, слова - обращение, слова — пожелание и т.д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отличие предлогов от других частей речи | Огоньки анализа - Цепочка
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал