Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы работы руководителя высшего звена как субъекта управления
Принципы
| Содержание принципов
|
|
| 1. Соблюдение принципов
управления экономикой
| Управление экономикой включают следующие 14 принципов;
- воспроизводства системы жизнеобеспечения;
- правовой регламентации управления;
- социальной ориентации развития экономики;
- научной обоснованности системы управления;
- системности управления;
- ориентации экономики на инновационный путь развития;
- сохранения собственных сырьевых ресурсов;
- ранжирования объектов управления по их важности;
- единства теории и практики управления;
- сохранения и развития конкурентных преимуществ объекта управления;
- рационализации уровня специализации, универсализации и централизации управления;
- организованности управленческих процессов (соблюдение дисциплины, принципов параллельности,
пропорциональности, непрерывности, прямоточности, ритмичности, несение ответственности за результаты работы и др.);
- рационального сочетания форм управления (государственной, корпоративной, предпринимательской и др.);
- обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений по восьми факторам (времени, качеству, риску и т.д.)
| 2. Выполнение квалификационных требований к менеджеру-руководителю
| Квалификационные требования к менеджеру включают семь групп требований:
- общая подготовка;
- экономико-правовая подготовка;
- профессиональная подготовка в области менеджмента;
- умение разрабатывать качественные управленческие решения в условиях неопределенности;
- умение организовывать себя и коллектив на постановку и достижение высоких целей;
- умение общаться с людьми, быть коммуникабельным;
- практический опыт и навыки
| 3. Рациональное сочетание
методов управления
| К основным методам управления относятся следующие:
- методы принуждения;
- методы побуждения;
- методы убеждения.
По нашей оценке рациональное соотношение перечисленных методов управления 4: 4: 2
| 4. Построение системы
менеджмента социально-
экономических и производственных объектов
| Стандартная структура системы менеджмента: 1) внешнее окружение (вход, выход, внешняя среда и обратная связь) и 2) внутренняя структура (подсистема научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляющая и управляемая подсистемы). Система
менеджмента — система достижения конкурентоспособности управляемого объекта
| 5. Приоритет стратегических вопросов перед тактическими
| Структура рабочего времени руководителя высшего звена, по нашей оценке:
- 60% времени — стратегическим задачам;
- 25% — тактическим;
- 15% — оперативным
| 6. Применение к управлению (менеджменту) 13 научных подходов
| Для обеспечения качества управленческого решения руководитель высшего звена к сложным проблемам должен применять 13 научных подходов: системный, маркетинговый, функциональный, воспроизводственный, нормативный и др.
| 7. Построение психологического портрета личности
| Психологический портрет личности характеризуется следующими компонентами: темперамент, характер, способности, направленность, интеллектуальность, эмоциональность, волевые качества, общительность, самооценка, уровень самоконтроля, способность к
групповому взаимодействию
| 8. Уважение личности
| На основе уважения к человеку создавать достойную и радостную обстановку на рабочих местах для проявления способностей человека и выявления его безграничных возможностей по развитию предприятия и личности.
| 9. Стимулирование труда
подчиненных /13/
| Принципы стимулирования:
- поощрять открыто, наказывать конфиденциально;
- награждать:
перспективные решения, а не сиюминутные;
| | тех, кто берет на себя риск, а не тех, кто его избегает;
творческую работу, а не слепое подчинение;
за результат работы, а не за объем;
упрощения, а не бесполезные осложнения;
качество, а не быструю работу;
тех, кто работает друг с другом, а не против друг друга
| 10. Единоначалие
(А. Файоль)
| Для каждого исполнителя должен быть только один руководитель. Работник должен получать приказы только одного непосредственного начальника
| 11. Корпоративный дух
(А. Файоль)
| Союз — это сила, которая является результатом гармонии персонала
| 12. Научная организация
труда (НОТ) на рабочем
месте (А. Гастев)
| Основные принципы НОТ:
- всегда будь активен, инициативен, энергичен;
- работай по расписанию, плану;
- в помещении разговаривай мало и негромко;
- не кури в рабочем помещении;
- определенное место для каждого и каждый на своем месте;
- экономь время;
- никогда не раздражайся;
- будь дисциплинирован;
- ясно представляй цель, задачи;
- будь кратким;
- имей чувство юмора;
- не стыдись элегантности;
- на рабочем месте ничего лишнего;
- умей преодолевать трудности;
- не бойся экспериментировать;
- цени чужое мнение;
- хорошее настроение сохраняет здоровье
| 13. Определение очередности выполнения управленческих задач по их значимости (Д. Эйзенхауэр)
| Для определения очередности выполнения задач их рекомендуется подразделять на три типа:
- " А" — очень важные и срочные — выполнять немедленно;
- " В" — важные, несрочные — определять, в какие сроки их следует выполнить;
- " С" — менее важные, но срочные — делегировать подчиненным
| 14. Изучение философии обеспечения качества
(Э. Деминг)
| Философия обеспечения качества Э. Деминга базируется на 14 тезисах:
- совершенствование товара должно быть постоянным;
- постоянно совершенствуйте систему производства и его обслуживания;
- создайте систему подготовки кадров;
- уничтожайте разобщенность подразделений по производственному циклу;
- прекращайте практику лозунгов, проповедей и " мобилизации масс";
- устраняйте все препятствия, которые лишают работника права гордиться своей работой;
- создайте условия для самосовершенствования каждого работника;
- создайте систему эффективного руководства, а не надзора;
- ясно определите обязанности руководства высшего звена по постоянному улучшению качества продукции и услуг и др.
| 15. Обеспечение нормального морально-психологического климата (МПК) в коллективе
| Важнейшие признаки благоприятного МПК:
- доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
- доброжелательная и деловая критика;
- свободное выражение собственного мнения;
- отсутствие давления руководителей на подчиненных;
- информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел;
- удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
- высокая степень сопереживания;
- высокая степень ответственности
| 16. Координация работ по качеству, затратам и срокам, функциям
17. Соблюдение режима труда и отдыха
| Выполнение работ должно координироваться, с одной стороны, по качеству, затратам и срокам, а с другой — по функциям управления
Типовой режим труда и отдыха руководителей: - первая половина рабочего дня отводится для творческой деятельности, вторая — для рутинной работы, совещаний, встреч;
- примерно через 1 ч делаются перерывы продолжительностью 5—7 мин. Рекомендуется менять рабочую позу (сидя, стоя);
- обеденный перерыв устанавливается примерно через 5, 5—4 ч после начала работы, продолжительность 30—60 мин;
- за 1, 5 ч до обеда обязательно проводится физкультурная пауза в сопровождении функциональной музыки;
- за 1—1, 5 ч до конца работы может быть перерыв в течение 15—20 мин для приема легкой пищи /13/.
| 18. Управление конфликтами и стрессами
| Руководитель должен знать типы конфликтов, определять причины их возникновения, стремиться переводить дисфункциональные последствия конфликта в функциональные, владеть методами разрешения конфликтов и управления стрессами
|
Принципы работы исполнителя любого звена как объекта управления значительно проще по количеству применяемых или соблюдаемых принципов и по их структуре. Исполнитель не принимает управленческие решения, он может только участвовать в их формировании. А за реализацию управленческого решения несет ответственность, прежде всего, исполнитель.
Руководитель как субъект управления в этом случае ведет учет, контроль и мотивацию реализации решения. Организацию процессов, координацию и оперативное регулирование осуществляют совместно руководитель, исполнитель и вспомогательные работники. При этом за качество планов и конечный результат несет ответственность руководитель (Совет директоров).
К принципам работы исполнителя как объекта управления мы относим следующие:
• исполнительность (точно в срок, качество и затраты в соответствии с планом);
• инициативность в совершенствовании технологии, организации труда, повышении качества, снижении затрат, в нахождении и устранении в работе " узких" мест (совместно с руководителем);
• ведение нормального образа жизни, честность, порядочность;
• стремление к продвижению по служебной лестнице, удовлетворению высших потребностей, гармоничному развитию личности.
В зарубежной литературе описывается ряд подходов и стилей поведения плановых работников*.
* Стратегическое планирование и управление / Под ред. А.Н. Петрова. Ч I. Учебное пособив. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.
Так, И. Ансофф, А. Чандлер, К. Эндрюс выделяют четыре подхода к планированию:
1) корпоративный — принятие решения " сверху-вниз";
2) итеративный — частные стратегии формируются в подразделениях, а высшее руководство их синтезирует и организует их обеспечение; принятие решения " снизу-вверх";
3) интуитивный;
4) хаотический.
X. Минтцберг различает восемь стилей поведения руководителей при стратегическом управлении:
1) плановый, когда руководитель разрабатывает планы и передает вниз для реализации;
2) идеологический, когда мотивом реализации стратегии фирмы является ее идеология;
3) " парашют", когда высшее руководство определяет план действий по реализации стратегии в форме границ для менеджеров более низкого уровня;
4) антрепренерский, когда реализация стратегий осуществляется под единым контролем менеджера-лидера;
5) процессный, когда упор делается на процедурные аспекты формирования и реализации стратегии — штатное расписание, должностные инструкции, планы-графики;
6) разъединения, когда отсутствует стыковка стратегий и команда по их реализации;
7) консенсус, когда реализуется только та стратегия, которая одобрена всеми;
8) вынужденный, подстраивающийся под изменяющиеся ситуации внешней среды.
Р. Майлс и С. Сноу отмечают четыре поведенческие группы при стратегическом управлении:
1) защитники интересов фирмы на освоенных рынках;
2) наступающие;
3) аналитики;
4) реактивщики, когда лидеры способны осуществлять мониторинг внешней среды, но для использования результатов нуждаются в помощи и контроле.
Автор книги " Искусство администрирования" Д. Олкок большое внимание уделяет формированию у личности ассертивного поведения /14/.
Концепция ассертивности подразумевает тактику отстаивания своей позиции и прав с помощью логических доводов, без нападок и агрессии, прислушиваясь к мнению собеседника, и при необходимости с готовностью принимая компромиссное решение.
Поведение может считаться ассертивным, если вы всегда честны с собой и с другими; защищаете свои собственные права, уважая права других; способны к социальному и эмоциональному самовыражению; уверены в себе и способны вести себя рационально, как зрелая личность.
|