Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Антропогенез и становление человеческого общества
Возникает вопрос: каким образом осуществился переход от чисто животного стада, живущего по биологическим законам, к человеческому обществу, где царят преимущественно социальные закономерности? Алексеев В.П. предлагает выделять три этапа возникновения общества. Первый этап - австралопитеки. У них, по-видимому, не было речи и развитого понятийного мышления; коммуникация, как у животных, осуществлялась с помощью коммуникативной вокализации и информативно-вокальной системы. Хозяйственный уклад крайне прост. Изготовляются самые примитивные орудия из камня, возможно, деревянные и костяные дубины. Практикуются собирательство и самые простые формы охоты. Трудно представить себе, что в такой ситуации социальные отношения могли принципиально отличаться от стадных отношений горилл и шимпанзе. Отличия эти, если они и имели место, носят, наверное, количественный характер. Единственное, что можно сказать, что в социальных отношениях этого этапа проявили себя тенденции преимущественного избегания половых связей между представителями разных поколений и подвижности мужской части стада при относительной стабильности женской. Второй этап - первые представители рода Человек (человек умелый и человек прямоходящий). На данном этапе возникают речь и язык в виде диалогического обмена словами-предложениями, параллельно с ним развивается понятийное мышление со сферами эмпирического опыта и обобщения его результатов. Все это обслуживает усложнившуюся трудовую деятельность, обеспечивает изготовление орудий определенных форм и возможность загонной охоты на крупных животных. Постоянное поддержание огня до тех пор, пока не были изобретены способы его добывания, надо думать, оказалось первым зачатком социальной специализации - его могли поддерживать физически менее дееспособные или престарелые особи. Осознание кровного родства по материнской линии, по всей вероятности, относится именно к данному этапу, чем он и отличается от предыдущего. Иными словами, реально существующее кровное родство, выраженное у приматов и австралопитеков и отраженное в условно-рефлекторных формах поведения, впервые переходит в сферу сознания и уже через него становится организующим началом в групповом поведении. Третий этап - неандертальцы. Все сказанное о большой сложности материальной культуры неандертальцев вполне допускает мысль о формировании на этом этапе зачатков родовой организации. Конкретно это могло выражаться в конституционализации половых связей мужских особей за пределами коллектива, что в конечном итоге и привело к переходу социальных отношений в родовую форму. Намеченные три этапа развития первобытного стада и представляют собой путь прогрессивного усложнения социальных отношений, который закончился образованием рода если не во всех, то, во всяком случае, во многих коллективных ячейках ранних представителей современного человечества. В настоящее время существует несколько гипотез реконструкции ранних этапов социогенеза и соответствующих им моделей сообществ у обезьянних предков человека. Чаще всего за основу берутся стада павианов разных видов, сообщества лесных и лесостепных шимпанзе. Ни одна из моделей не является общепризнанной, но и ни одну нельзя исключить с полной на то уверенностью. Наиболее распространены «модель стада павианов» и «модель лесостепных шимпанзе». В обоих случаях избираются сообщества животных, экологически наиболее близкие к предполагаемым обезьянним предкам человека - наземным обитателям лесосаванны. Шимпанзе представляются более подходящей моделью ввиду тесной филогенетической близости к человеку. Кроме того, вожак у шимпанзе доминирует менее жестко, нежели у павианов. Выраженное систематическое доминирование, вероятно, затрудняло бы совместные действия предков человека, например, на охоте. Разногласия существуют и в оценке роли так называемого зоологического индивидуализма в социогенезе. Некоторые ученые, признавая зоологический индивидуализм обезьянних предков характерной чертой ранних человеческих коллективов, считали его «сдерживание» одной из основных задач и функций нарождающегося общества. Таким образом, внутристадные отношения являются достаточно разнообразными, их нельзя свести только к зоологическому индивидуализму. Обезьяны в полном смысле этого слова «общественные животные», у них очень выражено тяготение к себе подобным. Изоляцию они переносят крайне тяжело, нередко она приводит к развитию разнообразных заболеваний, в том числе неврозов и сердечно-сосудистых болезней вплоть до инфарктов. Известно немало примеров взаимопомощи и защиты в стадах обезьян, причем не только в классическом тандеме «мать - детеныш», но и просто в отношении к слабым членом стада. Многочисленные факты этологических наблюдений свидетельствуют, что нет оснований приписывать обезьянам и их группам повышенную агрессивность. Скорее они свидетельствуют о довольно мирных отношениях в этих сообществах. Отметим, кстати, что и изучение палеоантропологических материалов показало отсутствие кровавых столкновений у древнейших гоминид - австралопитеков. Нужно еще раз подчеркнуть: первобытное стадо не было чисто биологическим явлением. Вероятно, большое значение в таких древнейших сообществах имел межгрупповой отбор, в ходе которого сообщества «умелых», опережая «неумелых» по жизнеспособности и численности, получали больше шансов на выживание. Общество возникло, следовательно, не в результате добровольного договора жить вместе, как думали многие философы прошлого. Оно появилось в силу необходимости, под влиянием преимуществ общественного труда.
|