Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Федеральное Собрание

Статус Федерального Собрания — парламента Российской Феде­рации, основы его организации и деятельности определены в гл. 5 Конституции. Согласно Конституции Федеральное Собрание является предста­вительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статус Федерального Собрания как представительного органа оз­начает, что оно выступает официальным представителем всего много­национального народа Российской Федерации, формирует и выражает его волю. С наибольшей наглядностью это качество проявляется в ут­верждении государственного бюджета, назначении и освобождении от должности фе­деральных должностных лиц, решении вопросов войны и мира. Качест­во легитимного представительного органа обеспечивается периодиче­ским обновлением состава палат Федерального Собрания. Законодательная функция Федерального Собрания включает при­нятие федеральных законов (федеральных конституционных зако­нов), их изменение и дополнение, а также парламентский контроль за их реализацией. Наименование представительного и законодательного органа Рос­сийской Федерации — «Федеральное Собрание» — подчеркивает его федеративную природу, обязанность осуществлять свои полномочия в системе федеративных отношений и установленного Конституцией (ст. 71—73) разделения законодательных прерогатив.

Конституция исключила из компетенции Федерального Собрания исполнительно-распорядительные полномочия и значительно сократила сферу контрольных прав.

Основы структурной организации и состав Федерального Собра­ния определены в ст. 95 Конституции РФ. Федеральное Собрание под­разделяется на две палаты: Совет Федерации и Государственную Думу.

Двухпалатная структура представительных (законодательных) органов государственной власти достаточно распространена. Конституция РФ пошла в данном направлении значительно даль­ше: каждая из палат имеет собственную компетенцию, закрепленную в ст. 102и 103 Конституции. Если по ранее действовавшей Конституции палаты были включены в законодательный процесс параллельно (каж­дая из палат могла принять к своему рассмотрению любой законопро­ект), то сегодня они включены в этот процесс последовательно. Пра­вом принятия федеральных законов наделена Государственная Дума, Совет Федерации правомочен одобрить либо отклонить принятый ею закон. Таким образом, между палатами парламента существует разделе­ние властных полномочий.

В политической практике Совет Федерации иногда называют се­натом или верхней палатой, а его членов — сенаторами, однако Кон­ституция РФ подобных терминов не использует. Назначение этой па­латы — представлять на федеральном уровне субъектов Федерации, выражать их согласованную волю и интересы.

Порядок формирования Совета Федерации установлен Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответвии с ним в Совет Федерации входят по два представителя от каждого Субъекта Федерации: по одному от его законодательного (предста вительного) и исполнительного органов государственной власти. Член Совета Федерации — представитель от регионального парламента из­бирается им на срок полномочий данного органа, а при формирова­нии регионального парламента путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Член Совета Федерации — представитель от двухпалатного парла­мента избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа го­сударственной власти субъекта Федерации назначается высшим долж­ностным лицом субъекта (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) на срок его полномочий.

Совет Федерации — постоянно работающий орган. Конституция не предусматривает случаев роспуска либо приостановления его дея­тельности. Деятельность данной палаты не ограничена каким-либо конечным сроком.

Государственная Дума избирается сроком на пять лет. Этот срок называется созывом. По его истечению состав палаты полно­стью обновляется, что отличает Думу от Совета Федерации. Такой период работы позволяет парламенту реализовать долгосрочные законода­тельные проекты, а обществу и самим депутатам — увидеть практиче­ские результаты своей деятельности. Полномочия Думы прекращаются с момента начала работы Думы нового созыва (ч. 4 ст. 99 Конституции). Дума нового созыва приступа­ет к работе, если она избрана в правомочном составе не менее чем две трети от общего числа депутатов (450). Это правило обеспечивает преемст­венность законодательной власти.

Внутренняя организация палат Федерального Собрания. Обе палаты Федерального Собрания как постоянно действующие органы работают сессионно.Совет Федерации собирается по общему правилу на весеннюю сессию с 25 января по 15 июля и осеннюю — с 16 сентября по 31 декабря. Вновь избранная Государственная Дума собирается на первое заседаниена 30-й день после избрания. Месячный срок необходим для завершения работы избирательных комиссий, оформления документации, связанной с избранием депутатов. В этот период между фракциями, представленными в парламенте, проходят интенсивные консультациипо кандидатуре Председателя Думы, его заместителей, председателей комитетов, согласуются повестка дня и регламент первых заседаний Думы.

Согласно Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Указанное требование направлено на само­стоятельное осуществление палатами парламента своих полномочий, строгое соблюдение разделения функций палат в процессе законо­творчества. Это не препятствует образованию палатами совместных органов — согласительных комиссий— для преодоления возникших разногласий по законопроектам. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. Это важнейшее качество, на котором зиждется авторитет и влияние представительной власти. Важнейшим моментом организации палат Федерального Собра­ния является избрание ими председателей и их заместителей.Согласно Регламенту Совета Федерации Председатель, его Первый заместитель и заместители избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. При избрании Председателя Думы и его заместителей учитывает­ся фракционная структура этой палаты. Председатель Думы и его за­местители не могут быть представителями одного депутатского объе­динения. Председатели палат Федерального Собрания и их заместители ве­дут заседания и ведают внутренним распорядком палаты (ч. 2 ст. 101 Конституции). Часть 3 ст. 101 Конституции закрепляет важнейшие институты и формы парламентской деятельности: комитеты, комиссии, а также регламентские слушания. Комитеты являются постоянно действующими структурными под-делениями палаты, которые по предметам своего ведения осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов; наделены функциями контроля за реализацией законодательства; организуют парламентские слушания; решают вопросы организации свой деятельности. Комиссии палат формируются, как правило, на определенный срок для проверки данных о событиях и должностных лицах, подсчета ре­зультатов тайного голосования, а также по другим вопросам. Одна из традиционных форм парламентской деятельности — пар­ламентские слушания. На них могут рассматриваться законопроекты, требующие публичного обсуждения, международные договоры, феде­ральный бюджет и отчет о его исполнении, другие важнейшие вопро­сы внутренней и внешней политики. Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности. Комитет, комиссия палаты Федерального Собра­ния могут принять решение о проведении закрытых парламентских слушаний, на которых обсуждаются вопросы конфиденциального ха­рактера, а также затрагивающие сведения, составляющие государст­венную и иную охраняемую законом тайну.

Каждая из палат Федерального Собрания принимает свой регла­мент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности (ст. 101 Конституции РФ). Данное положение является важной орга­низационно-правовой гарантией самостоятельности и независимости законодательной (представительной) власти.

Правовое регулирование роспуска ГД.

Конституция предусматривает три основания роспуска Думы.

Первое основание закреплено в ст. 111 Конституции РФ. По дан­ной статье предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится Президентом РФ не позднее двухнедельного срока после вступления его в должность или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Думой. Последняя обязана рассмотреть представленную Президентом РФ кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения. После трехкратного от­клонения представленных кандидатур Президент назначает Председа­теля Правительства, распускает Думу и назначает ее новые выборы.

Второе основание роспуска Думы предусмотрено ч. 3 ст. 117 Кон­ституции и связано с выражением недоверия Правительству РФ. Дума большинством голосов может выразить недоверие Правительству РФ, после чего Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Думы. В случае если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Думу.

Третье основание роспуска Думы зафиксировано в ч. 4 ст. 117 Кон­ституции. Председатель Правительства РФ может поставить перед Ду­мой вопрос о доверии Правительству по собственной инициативе. Если Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней при­нимает решение об отставке Правительства или о роспуске Думы и на­значении новых выборов.

Статья 109 Конституции РФ предусматривает определенные га­рантии против произвольного роспуска Думы. Она не может быть распущена:

по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции РФ, в тече­ние года после ее избрания;

с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

в период действия на всей территории Российской Федерации во­енного или чрезвычайного положения;

в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Прези­дента РФ.

Статья 111 Конституции РФ сконструирована таким образом, что заставляет Думу либо согласиться с предлагаемой Президентом РФ кандидатурой Председателя Правительства РФ, либо сознательно пойти на самороспуск. Таким образом, Президент всегда имеет безот­казный механизм роспуска парламента: достаточно лишь трижды предложить для назначения кандидатуру, заведомо неприемлемую для депутатов. Не получив согласия парламента, Президент назначает Председателя Правительств РФа, причем это решение не требует под­тверждения со стороны вновь избранной Думы. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, а не перед Ду­мой (ст. 116 Конституции РФ). Таким образом, Дума фактически ли­шена конституционных рычагов влияния на деятельность Правитель­ства, за исключением дачи согласия на назначение его Председателя.

Дума может выразить недоверие Правительству РФ, однако окон­чательное решение вопроса находится в компетенции Президента РФ, который вправе в любой момент отправить Правительство в отставку по собственной инициативе, не спрашивая на то согласия Думы. Та­ким образом, постановка Думой вопроса о недоверии Правительству на практике означает лишь автоматическую постановку вопроса о соб­ственном роспуске.

Наконец, в минимальной степени влияя на состав Правительства РФ и его деятельность, Дума обязана по требованию Председателя Правительства выражать доверие Правительству РФ, и в случае отказа в доверии также может быть распущена Президентом РФ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Одной из основных функций менеджмента является | II. Общие понятия оценки
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал