Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Клавир – один из ведущих инструментов музыки бароккоСтр 1 из 2Следующая ⇒
КЛАВИРНАЯ МУЗЫКА ЭПОХИ БАРОККО
Первые упоминания о клавире – клавишно-струнном инструменте – относятся к эпохе Возрождения (XIV-XV века). Долгое время термином «клавир» именовали любой клавишный инструмент, включая орган. С этим связно и то, что долгое время, вплоть до эпохи барокко, репертуар органа и собственно клавира был одинаковым, т.е. органные пьесы могли исполняться на клавире, и наоборот. Только начиная с XVII века семейство клавиров как инструментов самостоятельного значения, независимых и отличных от органа, приобретает особое место в музыкальной культуре различных стран Европы. К концу XVI – началу XVII века определяются и становятся самыми распространенными две разновидности клавира – клавесин и клавикорд, получившие различные названия в разных европейских культурах: чембало (ит. cembalo), клавесин, спинет (фр. clavecin, spinet), арпсихорд, вёрджинел (англ. harpsichord, verginal), флюгель (Flugel, нем.).
клавесин спинет вёрджинал Различия между клавесинами и клавикордами заключались как в форме инструмента, так и (в основном) в способе извлечения звука. В клавикордах звук получался от прикосновения к струне металлической пластинки, называемой тангентом. Тангент прикреплялся к внутреннему концу клавиши и при нажиме последней касался струны. Особенные свойства механики инструмента придавали ему ту чувствительность, при которой малейшее изменение нажима пальца на клавишу вызывало соответствующее изменение силы звука. Таким образом, звуковая динамика непосредственно зависела от исполнителя. На клавикордах было возможно играть более певуче и плавно, чем на клавесине, но звук его при этом был слабый и глуховатый, тембровый контраст исключался. Все в этом инструменте располагало к музыке интимной, нежной и мягкой, которая не должна была возбуждать сильные страсти, а только «трогать сердца». Устройство клавесина отличается от клавикорда. Струна в нем приводится в колебание посредством перышка или язычка, насаженного на стерженек, соединяющий его с клавишей. При нажиме на клавишу стерженек поднимается, и перышко зацепляет, как бы щиплет струну. Язычок обычно делался из вороньего пера или из кожи. Звук клавесина отрывистый, звонкий, мало певучий, вследствие чего исполнение legato затруднено. На клавесине недоступны и динамические оттенки, то есть увеличение или уменьшение силы звука; исполнитель не мог по своей воле и желанию влиять на качество звука. Усовершенствованный клавесин имел обычно два мануала (клавиатуры) и педали. Каждая клавиатура обладала только одной силой звучности: forte или piano. Октавное удвоение тонов, специальные регистры, наподобие органных, обогащали тембровое звучание. Виртуозы-клавесинисты, искусно пользуясь двумя (а иногда и тремя) клавиатурами и регистрами, добивались большой красочности звучания, динамических нарастаний и спадов. Клавесин с несколькими мануалами обладал очень сильным звуком, и это определило его положение сольного концертного инструмента, а также непременного участника оркестра, где он использовался в партии basso continuo). Клавиры как специфическая по своим техническим и выразительным качествам группа клавишных инструментов просуществовала вплоть до начала XIX века. Фортепиано – инструмент с молоточковой системой (Hammerklavier, хаммерклавир, как его называли в Австрии и Германии во второй половине XVIII века) начало входить в музыкальный обиход значительно позже, с середины XVIII века, и его расцвет приходится на XIX-XXI вв. Уже в конце XVI века клавир приобретает положение универсального инструмента: им широко пользуются в домашнем музыкальном быту, во время торжественных и официальных церемоний, а с возникновением оперы и ростом разных форм музицирования он становится обязательным участником оперного спектакля и камерного ансамбля. Этим он отличался от органа, связанного преимущественно с игрой в церкви и имевшего иные конструктивные, технические и выразительные возможности. Орган – инструмент, звучание которого отличалось мощью, полнозвучием, разнообразием регистровки, но вместе с тем он был связан главным образом с репертуаром церковной музыки. Клавиры в этом смысле были инструментами более гибкими и разнообразными по звучанию, более техничными, что давало им возможность активно участвовать в концертном, придворном и домашнем музицировании. Уступая органу в богатстве звуковых красок, насыщенности звучания, клавир имел свои преимущества: его тембр гораздо лучше сочетался с другими инструментальными тембрами и певческими голосам, и благодаря своей камерности он был гораздо удобнее в домашнем быту и учебной практике. Творческое освоение клавишно-струнных инструментов, начавшееся в XVI веке, вскоре привело к возникновению отдельных национальных школ, к созданию традиций, на которые опирались композиторы последующих поколений. В большинстве европейских стран – в Италии, Франции, Англии, Германии, Испании, Польше и Чехии – музыканты-клавиристы содействовали распространению клавирной музыки, ее проникновению в музыкальную жизнь и быт. Широкое распространение клавира заставляло добиваться усовершенствования инструмента; множество мастеров XVI и XVII веков были заняты поисками новой и лучшей конструкции. Особенно славились фламандские инструментальные мастера, и среди них знаменитый Рюккерс, которому принадлежит чуть ли не семьдесят типов клавесина[1]. Процесс активного развития клавирных школ привел в XVII-начале XVIII века к формированию новых жанров клавирной музыки, среди которых главным образом выделяются пьесы, сюиты и вариации. Ведущее положение в истории клавирного искусства конца XVI-первой половины XVII веков принадлежит Англии и Франции. На начальной стадии клавирное искусство развивалось в непосредственной связи с народно-бытовой музыкой. В музыкальных сборниках английских верджиналистов [2] преобладают пьесы, представляющие собой вариации на популярные народно-бытовые песенные мелодии и танцы. Искусство варьирования и форму вариаций, сделавшуюся излюбленной и общепринятой в клавирной музыке XVII века, взрастили и именно композиторы-верджиналисты. Среди наиболее известных: Уильям Бёрд (его считают главой этой школы), Джон Булл, Орландо Гиббонс. Лежащий в основе их клавирных произведений английский фольклор придавал им неповторимую национальную характерность. Отличительная особенность английской верджинальной музыки – ее подчеркнуто светский характер. Мелодика песенно–танцевального склада, элементарная гармонизация, четкий ритм с выделенной сильной долей – всё это резко контрастировало полифонической музыке Ренессанса и предвосхищало тематизм XVIII века. Подавляющее большинство пьес для клавира того времени — собственно танцы и пьесы, хотя и не носящие танцевальных названий, но сохраняющие связь с движением, ритмом танца. Типизируются некоторые жанры, происхождением обязанные танцу, но обладающие возможностью чисто музыкального развития: сарабанда, чакона, пассакалия (особая форма вариаций на постоянный бас, так называемый basso ostinato). Длительный и устойчивый творческий интерес к этим жанрам вызван был особыми их свойствами, открывающими простор для свободного мелодического варьирования. История этих старинных жанров завершается в произведениях (пьесах, сюитах и партитах) И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Если английским верджиналистам клавирная музыка обязана развитием искусства вариаций, то с творческой деятельностью школы французских клавесинистов связано появление и развитие клавирной сюиты.
|