Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование государства у восточных славян.






В VII- IX вв. восточные славяне переживали разложение родоплеменного строя. Община изменялась от родовой к соседской (в родовой общине все её члены – родственники. Они совместно ведут хозяйство и владеют имуществом. В соседской общине основой становится не кровное родство, а близость проживания. Соседи ведут хозяйство индивидуально, имеют частную собственность. Пастбища, лесные угодья, места для ловли рыбы, как правило, не входят в частную собственность). Выделилась родоплеменная знать – князья и старейшины. Они окружали себя дружинниками, т. е. вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Таким образом, славянское общество уже подходило к возникновению государственности.

Процесс формирования государства был ускорен определенными: факторами

1. внешней опасностью: на севере – набеги норманнов (варягов), принудивших ильменских словен, кривичей к уплате дани; на юге – походы хазаров и сбор ими дани с полян, северян, радимичей, вятичей. Успешно противостоять натиску беспокойных соседей можно было только объединившись.

2. хозяйственной деятельностью славян; тяжелыми природными условиями. Главным занятием восточных славян было земледелие: в лесной полосе – подсечно – огневое; в лесостепной – переложное. При подсечно – огневом земледелии деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После этого пни выкорчевывались; земля удобрялась золой, рыхлилась без пахоты и использовалась до полного истощения. При переложном земледелии трава выжигалась, полученной золой удобрялась земля, рыхлилась и использовалась до истощения. Любой тип земледелия требовал коллективного труда, а значит способствовал объединению людей.

3. наличием торговых путей, которые проходили через русские земли. Основной торговой дорогой стал путь «из варяг в греки»: из Балтийского моря в Черное до Константинополя по Днепру. Существовал также путь «из варяг в персы»: из Балтийского моря в Каспийское по Волге. Торговля сближала людей: её интересы приводили к появлению единой системы мер, веса, расчета; общим правилам торговли.

4. наличием крупных племенных союзов: полян, древлян, вятичей, кривичей, дряговичей, радимичей и др. Позднее, благодаря их объединению, появились сильные межплеменные группировки. Такие объединения – начальная восточнославянская государственность – сформировалась в Среднем Поднепровье во главе с Киевом и в северо – западном районе во главе с городами Новгородом и Ладогой.

Процесс возникновения государства у славян описал монах Нестор в «Повести временных лет». По изложенной в ней легенде, словене, кривичи и чудь, стремясь преодолеть междоусобицы, призвали на княжение варягов. Три варяжских вождя:, братья Рюрик, Трувор и Синеус стали княжить соответственно в Новгороде, Изборске, Белоозере. После смерти братьев Рюрик правил здесь один (862 - 879). Дружинники Рюрика Аскольд и Дир отпросились у него идти «на греки», однако осели в Киеве и княжили там. После смерти Рюрика его дружинник Олег с малолетним сыном Рюрика Игорем отправился в Киев. Спрятав воинов в ладьях, он известил Аскольда, что с севера приплыл купеческий караван и купцы приглашают его выйти на берег. Ничего не заподозрившие князья вышли на встречу. Воины Олега выскочили из укрытий и окружили киевлян. Аскольду было заявлено, что он не принадлежит к княжескому роду, а Олег и Игорь «есть роду княжя». Аскольда и Дира убили, а Олег утвердился в Киеве и сделал его своей столицей, заявив: «Да будет Киев матерью городов русских». С тех пор 882 г. отмечается как начало российской государственности..

На основе легенды во II четверти XVIII в. возникла норманнская теория, сформулированная немецким учеными Байером, Миллером, Шлецером. Она утверждала, что древнерусское государство создали норманны (варяги) с добровольного согласия славян. Данную точку зрения поддерживали русские ученые Н. М. Карамзин и С. М. Соловьёв, которые в XIX в. доказывали невозможность революционных потрясений в России. Они считали, что на Западе государство зародилось в результате завоевания, а в России – в результате добровольного призвания, поэтому на Западе отношения между властью и подданными с самого начала были враждебными, а в России – мирными.

В русской науке реакцией на норманизм стал крайний антинорманизм – стремление доказать, что или варягов на Руси не было совсем, или они не сыграли сколько-нибудь существенной роли в становлении Древнерусского государства (М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский).

Сегодня в науке подобные крайности почти не встречаются. Большинство современных историков считают, что Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но при участии варягов, которых призвали на княжение как нейтральную силу, способную прекратить усобицы.

Образованное в 882 г. государство стало называться Киевской Русью. Существует 2 главных трактовки термина «Русь». Отечественная (М. Н. Тихомиров, Б. А. Рыбаков) связывает название «Русь» с рекой Росью, впадавшей в Днепр южнее Киева.

Скандинавская (В. О. Ключевский, В. Томсен) говорит о варяжском происхождении термина «Русь». Общепринятой точки зрения в истории не существует, и спор о происхождении термина «Русь» продолжается.

Государство Киевская Русь часто характеризуется историками как раннефеодальная монархия. Власть принадлежала киевскому князю, который не был единоличным правителем всей киевской земли; его власть была ограничена как дружиной (дружинники являлись не слугами, а вассалами князей. Князь советовался с дружиной, которая могла отказаться от участия в предложенном им мероприятии, если считала его невыгодным. Дружина делилась на старшую – бояр и младшую – гридей (отроков, детских). Первые являлись по преимуществу советниками, вторые - воинами), так и славянским самоуправлением. Во главе каждой славянской земли, которая объединяла территории нескольких славянских племен, стояли свои, местные князья, избираемые на вече. Например, свои князья были у древлян, кривичей, радимичей.
Между киевским князем и местными князьями существовал договор, на основании которого киевский князь имел право собирать дань в землях союзных князей – «полюдье», " а местные князья должны были поставлять воинское ополчение в том случае, если киевский князь возглавлял общий воинский поход в чужие края. Кроме этого, киевский князь был обязан обеспечивать защиту подвластных ему земель.

В это время происходит образование княжеского землевладения, прежде всего за счет земель, некогда принадлежащих всему племени. Теперь эта территория переходит под власть князей, с которой они получали доход, и часть из которой передавали своим княжим мужам (дружинникам) - боярам в управление. С развитием и расширением границ Древнерусского государства, все больше бояр-дружинников становятся земельными собственниками, т.е. происходит рост класса феодалов. К этому классу относились: сам великий князь, высшая знать государства - бояре, дружинники, местные князья, бояре земские (старцы градские) - потомки родоплеменной знати, а позднее и духовенство. Возникают крупные земельные вотчины - наследственные владения. Идет процесс закабаления ранее свободных крестьян. Из числа разорившихся свободных общинников (смердов), не способных платить феодалу дань, формируются новые категории зависимого населения: рядовичи, обязанные выполнять в пользу феодала " ряд", т.е. какую-либо работу; закупы - должники феодала, бравшие товары – «купу» в долг; холопы - люди, находящиеся в положении близком к рабскому. Однако основную массу сельского населения продолжают составлять свободные крестьяне-общинники (община у славян называлась вервью), зависимость которых ограничивалась выплатой дани – со всей общины или подворно («с дыма»).

По мере возникновения вотчин формируется аппарат её управления, в который входили огнищанин – управитель дома, тиун – управитель вотчиной, ключник, и др. Все они являлись либо холопами, либо рядовичами.

Таким образом, для раннефеодальной Киевской Руси была характерна многоукладная экономика и сложная социальная структура.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал