Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности действия законов спроса и предложения на фармацевтическом рынке.






Спрос - фундаментальное понятие рыночной экономики, озна- чающее подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар.

Спрос характеризуется его величиной, означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Разумеется, если нет денег, то нет и реальной возможности купить товар. Однако реальна и другая ситуация: можно иметь деньги, но не купить тот или иной товар, не увидев в нем нужной для себя полезности. В связи с этим в понятии спроса необходимо выделить два аспекта:

·  желание потребителя приобрести данный товар в связи с тем, что он имеет субъективную полезность для данного покупателя (при приобретении лекарственных препаратов очень часто спрос определяется необходимостью по жизненно важным показаниям – патологией);

·  реальную возможность купить данный товар, то есть наличие денег («платежеспособный спрос»).

 

По формам образования различают несколько видов спроса:

- сложивший ся спрос, соответствующий уверенному, признан- ному положению товара на рынке (на ЛС, которые длительное время находятся на рынке);

- формирующий ся спрос, складывающий ся на начальной стадии выхода товара на рынок (на новые ЛС);

- сезонный спрос, изменяющий ся в течение года в соответствии с сезонным характером производства или потребления;

- негативный – активное неприятие товара потребителями в слу- чае сомнения относительной его полезности (для ЛС – недостаточная эффективность, наличие побочных эффектов).

Спрос – явление динамичное. Он изменяется во времени под воздей ствием комплекса факторов. Его тенденции выражают:

- растущий или интенсивный спрос, скорость развития которо- го выражена темпом роста больше единицы (Т > 1);

- стабилизировавший ся спрос - Т = 1; - угасающий или сокращающий ся спрос (спад спроса) - Т < 1.

По степени удовлетворения потребителей в тех или иных товарах различают:

- спрос удовлетворенный (реализованный) – условно приравнивается к объему продаж, подкреплен наличием денег и товаров;

- спрос неудовлетворенный - проявляется в невозможности при- обрести необходимые товары по каким-либо причинам – отсутствия денег, товарный дефицит[1, 3].

Спрос на фармацевтическом рынке – это количество ЛС и других товаров аптечного ассортимента, фармацевтических услуг, которые желают и могут приобрести потребители (промежуточные и конечные) за определенный период по определенной цене. Спрос можно измерить количественно с помощью определения величины спроса (Qd). На величину спроса товаров аптечного ассортимента влияют ценовые и неценовые детерминанты спроса.

Основные ценовые детерминанты спроса (влияют на степень эластичности спроса, т.е. определяют угол наклона кривой спроса):

1) заменяемость;

2) удельный вес в бюджете потребителя;

3) мера необходимости в товаре;

4) фактор времени;

5) характер потребителей.

Основные неценовые детерминанты спроса (не влияют на степень эластичности спроса, а только сдвигают кривую спроса вправо или влево):

1) доход потребителей;

2) вкусы и предпочтения;

3) изменение спектра использования товара;

4) цена на сопряженные товары;

5) потребительские ожидания относительно уровня будущих цен;

6) изменение числа и структуры потребителей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал