Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные задачи и методы экологии.






Традиционное деление экологии на общую (изучение основных принципов организации и функционирования биологических систем) и частную (изучение конкретных групп живых организмов) отражает не столько проблематику экологии как науки, сколько различие в характере и методах конкретных исследований.

Определенная соподчиненность и функциональная взаимозависимость биологических систем различных уровней определяют главную задачу экологии, которая состоит в изучении организменного, популяционного и биоценотического уровней организации экологических систем.

В настоящее время основными методами экологии являются:

  • полевые наблюдения, позволяющие получить конкретные сведения о состоянии отдельных видов и популяций; их роли в существовании определенной экологической системы; зависимость от деятельности определенных групп организмов, антропогенного влияния; изменении численности популяций и т.д.
  • эксперименты в природных условиях, позволяющие моделировать ту или иную ситуацию, последствия ее развития для конкретного сообщества организмов, биоценоза или биогеоценоза;
  • математическое моделирование процессов и ситуаций, встречающихся в популяциях и биоценозах с помощью вычислительной техники; математическое моделирование позволяет произвести количественную оценку изучаемых процессов и явлений.

Математическое моделирование позволяет с большой долей достоверности, используя накопленные данные, прогнозировать возможное развитие тех или иных процессов и ситуаций в экологических системах. Однако, используя математические приемы, эколог должен помнить, что в связи с наличием у сложных экологических систем большого числа степеней свободы, а также параметров, зависящих от времени, к этим системам не могут применяться классические, жестко детерминированные алгоритмы управления и прогнозирования. Иными словами, математический расчет в экологии может и должен ориентировать при решении практических вопросов, но не может и не должен предсказывать конкретные частности. Однако, развитие количественных методов исследования, превращающих экологию в точную науку, является потребностью времени

З адачи экологии как науки:

1. исследование закономерностей организации жизни, в том числе в связи с антропогенными воздействиями на природные системы и биосферу в целом;

2. создание научной основы рациональной эксплуатации био­логических ресурсов, прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека и управления процессами, про­текающими в биосфере, и сохранение среды обитания человека;

3. регуляция численности популяций;

4. разработка системы мероприятий, обеспечивающих мини­мум применения химических средств борьбы с вредными видами;

5. экологическая индикация при определении свойств тех или иных компонентов и элементов ландшафта, в том числе индика­ция загрязнения природных сред;

6. восстановление нарушенных природных систем, в том числе рекультивация выведенных из использования сельскохозяйствен­ных угодий, восстановление пастбищ, плодородия истощенных почв, продуктивности водоемов и др.;

7. переход от промысла к хозяйству;

8. сохранение (консервация) эталонных участков биосферы.

В последние годы сформировалось новое понятие экологичес­кая безопасность, соединяющая в себе экологическую безопасность общества и экологическую безопасность человека при наличии за­грязненной окружающей среды, влияющей на здоровье и гено­фонд как общества, так и отдельного человека.

Следует особо подчеркнуть, что экология в целом, включаю­щая биологическую (классическую), глобальную, социальную эко­логии и экологию человека, является мировоззренческой, синте­тической областью знаний, интегрирующей естественно-научные и гуманитарные знания, поведение человека по отношению к при­роде и своему здоровью во многом определяется экономически­ми и религиозными соображениями и его интересами.

Т.о., э кология - это наука, исследующая закономерности жизнедея­тельности организмов (в любых ее проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде оби­тания с учетом изменений, вносимых в среду деятель­ностью человека.

 

 

Лекция 3. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

К настоящему времени ясно обозначились три новые тенденции в развитии человечества: 1) создание глобального информационного пространства; 2) формирование и переход к концепции Устойчивого развития; 3) формирование новой общечеловеческой ценности – сохранение экологического качества среды Жизни.

Российская педагогика учитывает эти мировые тенденции на уроне стратегии научных исследований и в практике внедрения полученных результатов в учебно-воспитательный процесс.

Современная экология как наука представляет собой набор разнообразных учений и дисциплин: наука о природных экосистемах, биогеохимия, охрана окружающей среды, социальная экология, экология человека и др. Назрела необходимость разработки и введения в учебные программы высшей школы интегрального курса экологии, который скрепил бы в единое целое все ее разнородные направления.

Что же должно быть положено в основу такого курса? Главным предметом изучения экологии во всех ее модификациях является система и в этом смысле всякая экология носит системный характер. Но классификация экосистем по тем или иным критериям (энергетическим, информационным, биологическим и др.) и выявление оптимальных режимов их функционирования оставляют чувство незавершенности из-за отсутствия анализа самой главной и самой общей системы - цельной картины мира. По-видимому, именно формирование цельной картины мира может стать основой, связывающей отдельные ее части и направления. Современная наука, к сожалению, не располагает общепринятой единой системой мира - системой систем.

Нельзя решить задачу оптимизации частной экосистемы, если не поняты законы общей системы, в которую входит звеном эта экосистема. Материалистические и идеалистические картины мира, принятые современной наукой, недостаточно полны. По нашему мнению, предпосылки той теории, которую можно было бы назвать наукой об оптимизации " системы систем" и одновременно идеологией экологического выживания человечества лежат в учении о всеединстве русских космистов. Всеединство позволяет экологу видеть все обратные связи человеческой деятельности и более точно решить задачу оптимизации конкретной экосистемы. В то же время оно охватывает и систему нравственно-гуманистических ценностей и, рисуя предельно широкую картину мира, систему человек-общество-природа-космос, превращается во всеобщее учение о гармонии бытия.

В настоящее время всё более возрастает значимость экологического знания, что связано с углублением экологических проблем в природе, в обществе и с необходимостью их теоретического и практического решения.

Основной причиной недостаточной эффективности современного экологического знания является недостаток информации, неполная осведомлённость о природных процессах, их скрытом и трансграничном характере, что не всегда позволяет предвидеть отрицательные последствия вовлечения этих процессов в сферу общественных отношений. Это имело место и раньше, но только теперь в условиях возросшей мощи и масштабности антропогенных воздействий цена просчётов стала очень высокой. По своим масштабам последствия могут быть не только региональными, но и глобальными, носить синергетический характер, когда общий негативный результат значительно превышает сумму отдельных эффектов от экологических изменений.

Глобальный экологический кризис современности не является следствием того или иного единичного просчёта либо ошибочно избранной стратегии общественного и технико-технологического развития. Скорее, можно говорить о глубинном кризисе цивилизации, который включает в себя все комплексные взаимосвязанные отношения общества и природы. В информационном бюллетене Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия (М., 2004) говорится: «В своей деятельности наш совет неизменно руководствовался принципом неделимости природного и культурного наследия. В его трудах всегда подчёркивалось, что для преодоления истощения ресурсов биосферы необходимо активизировать весь потенциал культуры... сохранение среды обитания органически связано с задачами защиты культуры от разрушения и деградации, с воспитанием в человеке ответственности за состояние в человеке природной и духовной среды» [82, с. 14]. Неразработанность на уровне фундаментальной науки теории единства человека и природы, а также непроработанность философских оснований позитивного взаимодействия человека и природы приводит к иллюзорному восприятию глобальной экологической проблемы.

Деструктивные последствия цивилизации являются свидетельством неадекватности исходных установок по отношению к миру, сформулированных наукой. Р. Тарнас отмечает: «Мир, который открывала современная наука, оказался миром непроницаемым, лишённым духовной цели, царством случая и необходимости, не имеющим сокровенного внутреннего смысла» [83, с. 354].

Осознание на уровне фундаментальной науки причин, масштабов и последствий экологического коллапса может оказаться необходимым стимулом для формирования новой парадигмы мышления. Разработка парадигм выживания человечества стала сегодня важнейшей проблемой большинства областей научного знания и техники. Для того чтобы выйти из кризиса представляется необходимым построение новых взаимоотношений на основе ценностных норм, которые позволяют сформировать экологическую идеологию, экологическое миропонимание, мировоззрение, экологический императив в отношениях человека, общества и природы. Непременно должны быть внесены изменения в приоритеты дальнейшей деятельности человека.

Согласно Н. Н. Моисееву, новое знание должно ныне концентрировать внимание на двух составляющих исторического процесса: социально-экологическом кризисе (комплексный кризис природы и общества — экологический, хозяйственный, экономический, социальный, политиче ский и идеологический) и относительной социально-экологической стабильности. Во время кризиса определяются основные параметры (условия) социально-экологической стабильности. Выявление этих различных в разных сферах жизни, но взаимосвязанных условий, пожалуй, ныне является главной задачей науки.

Современное человечество обладает огромным объёмом информации, полученной от многих поколений и пополняемой благодаря достижениям научно-технического прогресса, раскрытию новых познавательных способностей человека. Однако огромный массив современного знания может играть неоднозначную роль в жизни человека и общества: либо служить надёжной основой для разнообразной практической деятельности, для налаживания оптимальных социальных и социоприродных отношений, либо, наоборот, создавать деструктивный, разрушительный потенциал бытия человечества. Именно поэтому в настоящее время встают важнейшие теоретические и практические задачи - гносеологическая и аксиологическая оценка основных направлений знания, выработанного человечеством.

Расширение антропогенной деятельности усиливало её влияние на жизнеобеспечивающие факторы Земли. Этому способствовало вступление человеческой цивилизации в качественно новое состояние, одним из показателей которого является возникновение и интенсивное развитие глобальных техногенных процессов. Техногенное влияние на среду обитания человека подошло к критической черте. Недостаточным оказалось развитие ресурсосберегающих технологий, обеспечение технологических процессов эффективными системами очистки и пр., вкупе с охраной природы (как материальной ценности) при помощи нормативно-ограничительных, запретительных мер. Ухудшение среды обитания человека под влиянием техногенных факторов обусловило повышение внимания к социальным механизмам взаимосвязи общества и природы, к развитию экологии в направлении усиления её социальных аспектов. Экология возникла как раздел биологии, изучающий взаимоотношения организмов с окружающей средой. Экология - наука, в которой рассматриваются условия жизни организмов и взаимодействие между ними и окружающей их средой. Термин «экология» был предложен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1869 г.

В последнее время возрастает роль и значение биосферы как объекта экологического анализа. Особенно большое значение в современной экологической науке уделяется проблемам взаимодействия человека и природной окружающей среды. Выдвижение на первый план этих разделов связано с резким усилением взаимного отрицательного влияния человека и среды, возросшей ролью экономических, социальных и нравственных аспектов, в связи с резко негативными последствиями научно-технического прогресса. Соответственно более широкое толкование получил и сам термин «экология», а экологический подход в изучении человеческого общества и природы был признан основополагающим. Идея экосистемы появилась уже в конце XIX в., благодаря Карлу Мебиусу. На сегодняшний день возникли такие специальные дисциплины, как, например, социальная экология, которая исследует взаимосвязи в системе «общество - природа», антропоэкология — экология человека, рассматривающая человека в его взаимодействии с окружающим миром, раскрывая при этом его биосоциальную сущность.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал