Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Германцы и истоки германской геральдики






ГЕРМАНСКАЯ ГЕРАЛЬДИКА

В.В.Крекер

 

Предисловие

 

Эта статья не является профессиональной, так как я не являюсь герольдом или членом какой-либо геральдической ассоциации. Возможно, к моей статье больше подходит название «Альтернативный взгляд на германскую геральдику».

 

Но, тем не менее это, наверное, первая попытка сдвинуть что-то с мертвой точки. Я надеюсь на понимание своего русскоязычного читателя немецкого происхождения, а также тех, кто интересуется этой темой. Я также надеюсь на то, что кто-то исправит мои ошибки или дополнит меня, или сделает нечто большее и шагнет дальше и вернее меня, я не боюсь оказаться в положении канатного плясуна, которого перепрыгнул ницшеановский Заратустра.

Теперь я попробую объяснить свой подход к германской геральдике, а также причину, по которой я решил написать эту статью.

С детства я испытывал тягу к изучению гербов, осмыслению символов, я собирал значки и марки на тему геральдики, к тому же моя любовь к рисованию и истории помогали мне прочувствовать каждый герб. По образованию я художник-дизайнер и, кроме того, я, как и мой отец посвящаю много времени изучению своей родословной. Предки отца были немцами, из немецкой слободы Соль-вычеготского района, затем они переместились в Сибирь, от немецкого происхождения у них осталась лишь фамилия Немчиновы, и как приставка - Зыряновы, так как они прибыли в Сибирь из зырянских мест. Предки моего отца принадлежали к первым миграционным немецким волнам, еще задолго до указа Екатерины. Вероятно, они первоначально были вольнонаемными солдатами, которые в последствии обрусели, а после принятия православия официально лишились своей настоящей фамилии. Впервые предок отца появляется в 1640 году, это Леон Немчинов в деревне Паченка Тобольской губернии, куда пришел к своим братьям из Зырянских земель.

Что касается родословной моей матери, то она ведет свою фамилию от Ганса Крекера 1540 года рождения, лидера протестантской общины в Хеппенхайме (Рейнланд-Пфальц). Крекеры имели свой герб, я неоднократно пытался досконально расшифровать его и постепенно освоил азы геральдики, кроме того, в своей родословной я имею прямых предков из фамилий, которые также имели свои гербы, это Шперлинг, Бошманн, Суккау, Фризен, Лепп, Дюк, Петерс. Мне захотелось изобразить все эти гербы, я рисовал их днем и ночью, я срисовывал средневековые шлемы, геральдических животных, соединял гербы в разных вариациях, но всегда опирался на правила, которые встречал в популярной литературе.

Одни из первых попыток изображения герба моих предков.

Мои первые попытки в анималистике.

Я, конечно, понимал, что эти гербы не имеют юридического значения по трем основным причинам:

1. Нет прямого доказательства, что носители этих гербов являются моими прямыми предками.

2. Эта родословная по материнской линии, а в германской практике герб передается только по отцовской линии.

3. Королевство Пруссия, в котором проживали мои предки, на сегодняшний день не существует.

 

Тем не менее, на большинство этих пунктов, я не обращал особого внимания:

Во-первых, свою родословную я знаю достаточно хорошо, чтобы предположить, что носители перечисленных мной гербов, если не имели ко мне прямого отношения, то точно были моими родственниками и мы имели с ними общих предков. Кроме того, я использовал для своего герба термин «фамильный», включая в это понятие то, что на нем есть гербы всех тех фамилий, которые присутствуют в моей родословной со стороны матери. Я уверен в том, что любой Фризен или Шперлинг, знающий свой герб, разглядит в моем гербе не только общих родственников, но и общих предков.

 

Во-вторых, сейчас нет Пруссии, как государства, также как нет и Римской Империи и Советского Союза. Может быть, когда-нибудь не станет тех стран, которые сейчас кажутся могучими и вечными.

Но мы, люди, мы остаемся, мы продолжаем свой род. В этом есть нечто, и здесь герб начинает вести себя по-другому, без галстука, менее официально, и в конце концов превращается в нечто родное, сокровенное, именно в то, чего порой так не хватает немецкому сердцу. Причастность к семье, ощущение уюта от герба, чувство причастности наших прабабушек и прадедушек к сегодняшнему дню, к нам и к нашим детям. Кроме того, щит является неким духовным стержнем.

Потомки будут смотреть на гербы своих предков, и чувствовать причастность к традиции, причастность к своим потомкам и, если хотите, нести ответственность перед ними.

Кроме этого, я уверен в том, что от «неправильного пути», который подстерегает нашу молодежь, может спасти не спорт, как думают некоторые. В этом смысле достаточно посмотреть на причастность к наркотикам таких спортивных звезд, как Майкл Тайсон или Марадона. Не богатство, а народные традиции, в которых хранится отшлифованная столетиями бытовая мудрость и эстетика. Только традиция выстоит против уголовных нравов и суррогатной безвкусицы.

 

Единственный пункт, к которому я присматривался, это то, что герб передается только по мужской линии. Я чувствовал в этом какую-то несправедливость.

Изучая в свое время культуру коренных американцев, я стал сторонником матриархата. Сейчас большинством ошибочно матриархат воспринимается как абсолютная власть женщин, но это не так.

Матриархат сохранился у многих первобытных народов, в частности у индейцев Кроу (штат Монтана, С.Ш.А.). Матриархат у Кроу заключался в следующем: линия родства переходила по женской линии, и мужчина после свадьбы жил в племени жены.

Вождями у Кроу оставались мужчины, власть и воспитание мальчиков было также функцией мужчин. То есть матриархат Кроу ограничивался тем, что родство передавалось по женской линии.

Современными генетиками доказано, что ДНК передается по женской линии. Поэтому матриархат Кроу препятствовал кровосмешению по незнанию, вряд ли это учитывали монархические династии Европы.

 

Имя Доктора Вирта было давно у меня на слуху, и немного ознакомившись с его взглядами, я поднял на щит, новую идею германской символики.

Я немного хочу познакомить читателя с Германом Виртом. Герман Вирт являлся основателем института «Ahnenerbe» в тридцатых годах в Германии. На него была возложена задача: создать новую германскую национальную идею, а конкретно, либо реформировать древнегерманское язычество, либо на основе древнегерманского эпоса и изучения религий первобытных народов сделать универсальную религию для германцев.

Третий Рейх не жалел на это изучение денег, главным образом, исследовались религии североамериканских индейцев прерий, инки, индуизм и тибетский буддизм. В конце концов, Герман Вирт был смещен с поста и уволен из Института в 1939 году Розенбергом, которому не нравилось, что Вирт настаивал на матриархальности древнеарийского общества.

Хотя теорию Германа Вирта подтверждает греческий географ и историк Страбон (64 г. до н.э.), он сообщает, что ритуалы (предвидения будущего и жертвоприношения) в германском племени кимвров совершали женщины-жрицы.

Не только матриархат сближал наши позиции. Герман Вирт полагал, что для того, чтобы реконструировать религию протоариев, надо изучить первобытные культуры американских индейцев. Вирт полагал, что самыми близкими духовными родственниками древних германцев являются американские индейцы прерий. Он изучал символику и обычаи американских индейцев и тут же находил их у древних германцев.

Например, доктор Вирт сравнивал Танец Солнца Сиу с Висением Одина на Древе Мира. Он находил и такие различия, как например индейские воздушные захоронения, которые никак не соответствовали германской кремации, при которой ритуально убивали собаку хозяина, чтобы она была проводником в Нижний Мир. Вирт тщательно изучал каждый момент этих разных подходов, но пришел к неожиданному открытию, а именно, что религия американских индейцев более концептуально подходит к протогерманцам, а момент кремации якобы наоборот инородный элемент, неизвестным образом попавший в германские традиции.

Эти выводы, естественно не могли понравиться большинству нацистской верхушки, к тому же, Розенберг был поклонником индуистских учений.

Матриархат и индейцы, вот основная схожесть моих взглядов и взглядов доктора Вирта на изучение германской символики. В своей работе я выражаю свою точку зрения, лишь иногда цитируя Германа Вирта.

Второй человек, на которого я обратил внимание, был Гвидо Фон Лист.

Он имел очень интересный взгляд на историю, и его всегда волновало, что очевидная несправедливость мало кого возмущает.

К примеру, он обвинял христианство в преступлениях, связанных с инквизицией, благодаря которой сгорела лучшая часть мозгов Европы, в крестовых походах, в геноциде индейцев в Южной Америке и евреев в Европе, в распространении чумы в Европейских странах через крещение и прочие обряды, а также в разжигании самых крупных войн в Европе. Лист ратовал за то, чтобы в Европе запретили такой символ, как крест с распятьем, расценивая его как знак геноцида и насилия.

Я думаю, что здесь есть о чем подумать, эти факты не принято сейчас афишировать, но вы только вдумайтесь, это документально доказанный факт, что святой инквизицией до 1450 года вера в колдовство считалась ересью, а с 1450 по 1750 гг. ересью считалось наоборот неверие в колдовство. Поди угадай, а ведь не угадаешь - на костер.

Впрочем, человечество запретило с такой же категоричностью другой крест, так называемую свастику, которую Лист так любил и считал символом добра и справедливости. Лист не дожил до прихода Гитлера к власти, и так не узнал, что через несколько десятков лет человечество запретит его любимый знак, свастику с такой же категоричностью, с которой он выступал против христианского креста.

 

ГВИДО ФОН ЛИСТ

Гвидо фон Лист придерживался пангерманской древней культуры, которую называл арманской и считал, что геральдика является основной составляющей культурного наследия Древней Германии.

«Лист не разделял общепринятого исторического предрассудка о том, что варвары рассеяли кельтские племена края и что Шарлемань был первым, кто поселил обращенных в христианство немцев на восточных границах своей обширной империи IX века. Напротив, он утверждал, что на этой территории ариогерманская культура достигла высокого развития еще за несколько тысячелетий до ее Римской колонизации (100-375 в.), что до насильственного внедрения христианства, осуществленного Шарлеманем, здесь неизменно практиковалась религия вотанизма; Шарлемань рассматривался им как " убийца саксонцев" в память о кровавом обращении в христианство язычников Северной Германии.»

При жизни Гвидо фон Лист пользовался уважением за умение предсказывать места для археологических раскопок, поля сражений, культовые места, развалины древних замков. Он объяснял это своей генетической памятью и говорил, что его далекие предки участвовали в этом сражении или проводили обряды. Для Гвидо фон Листа была очевидна связь германской геральдики с древнегерманскими символами. Гвидо поддерживал Габсбургов и видел будущее в едином германском государстве, основанном на древней дохристианской культуре германских народов. Я не совсем согласен с Гвидо фон Листом по поводу некоторых геральдических трактовок и не разделяю его некоторых политических взглядов, но, тем не менее считаю, его человеком неординарным и преданным своему делу и предлагаю познакомиться с Гвидо Фон Листом, через небольшую критическую цитату неизвестного автора.

«Лист утверждал, что коллегия геральдистов существовала в раннем средневековье в форме гильдии, и что целью этой корпорации было сохранение древнего гнозиса. Легко понять, как возникло это мнение. Поскольку геральдика представляет собой метод идентификации личности через знаки, носимые на щите и передаваемые по наследству, некоторые историки поддаются соблазну датировать ее возникновение тем временем, когда первые воины украшали свои щиты для битвы. Тогда как формальная геральдика возникла во второй четверти XII века, когда гербовые девизы на щитах начали повторяться из поколения в поколение. Польза от этой практики в крайне невежественном обществе была весьма велика; из-за роста и сложности ее короли учреждали коллегии геральдистов, которые должны были заниматься разработкой гербов и их присуждением тем или иным семьям (XV век). Интерес Листа к геральдике возник по трем особым причинам. Во-первых, эта практика возникла еще в дохристианские времена. Во-вторых, цветной герб содержал в себе разнообразные возможности интерпретации с точки зрения оккультного знания. И, наконец, генеалогия и широкое распространение геральдики продолжало эзотерическую традицию, пульсирующую в самых разных частях христианской Европы. Лист первым выдвинул теорию о том, что геральдические знаки основаны на магических рунах (1891). Он отверг тезис историка Эриха Грицнера, связывавшего эту науку с эпохой Крестовых походов, и, напротив, демонстрировал зависимости между геральдическими линиями щита и руническими формами. Под влиянием теософских идей в 1903 году, Лист присовокупил к тайному геральдическому наследию такие предположительно арманистские знаки как трискелион, свастика и солнечное колесо. Свои теории по этому поводу он изложил в серии статей, опубликованных в Leipziger Illusrierte Zeitung между 1905 и 1907 годами. В своем трактате " Тайна рун" (1908) он показал как рунические формы могут быть узнаны в геральдических линиях; их тайный смысл был связан с тем фактом, что внимание непосвященного сосредотачивалось на ярко окрашенных участках щита, так что разделяющие линии оставались незамеченными. Так, Лист угадывал fa -- руну в гербах с угрожающими изгибами на правой от зрителе стороне щита: thuir -- руну в гербах, включающих стопки монет и gibor -- руне (или свастике) соответствовало множество гербов с ломаной центральной вертикальной полосой. Помимо этих рун, Лист также часто узнавал свастику в некоторых геральдических крестах. Но это было только начало. При содействии Вернера Кернера (1875-1952), члена Общества Листа и офицера Прусской Королевской Академии Оружия с 1903, Лист расширил эти скромные наблюдения до геральдического справочника, в котором демонстрировалось наличие сохранившихся рун и бесчисленных глифов арманистского происхождения в по меньшей мере пятистах гербах; под многими из них родились современные аристократы Германии и Австрии. В этом изобразительном собрании арманистских реликтов Лист нашел тайный ключ для интерпретации зверей, цветов, линий и эмблем почти каждого герба. Три зверя -- крот, горностай и петух отличали носителя оружия как члены одного из трех древних сословий: землевладельцев, королей-священников и воинов. Каждый цвет и металл строго соответствовали какой-нибудь идее арманистской доктрины, Красный символизировал слово ruoth, означавшее ариогерманский закон; зеленый отсылал к надежде и возрождению; серебряный символизировал знание, мудрость и Бога. Исходя из этих правил, Лист мог расшифровать любой геральдический знак как запись древнего знания. Некоторые из его решений были просты: серебро и лазурь эмблемы на оружии Брокхаузена должны были означать: " Храни закон и священную мудрость", но эзотерические смыслы оказывались более сложны и менее последовательны; Лист вводил здесь магические знаки из работ Иоханна Тритемиуса. Геральдический замысел он пытался понять через духа земли из гравюры Рембрандта " Маг" (1632). Поле, расчетверенное полосами из золота и лазури с двумя орлами в противоположных красных углах, серебро и черный цвет в других означало " Я жажду увидеть спасение арманизма, мудрость и за- кон, потому что приказы небес приходят из тьмы, а божественное благословение -- из света". Эту произвольную систему интерпретации Лист завершил, наделив тайными смыслами геральдических животных. Он утверждал, что дракон, орел, червь и лев символизируют четыре стихии огонь, воздух, воду и землю, а змея означает пятую (теософскую) стихию -- эфир. Поскольку грифон был сложным существом, соединившим в себе части различных животных. Лист пришел к выводу, что он должен означать весь космос. В практическом отношении Лист был безгранично обязан Кернеру, с его глубокой погруженностью в геральдический оккультизм. Эмблемы государств, городов и благородных фамилий интерпретировались им как культурные реликты древнего ордена. Бургундия, Моравия, Силезия и Карниола хранили в своих гербах старое знание, городские гербы Кельна, Базеля, Майнца тоже имели эзотерический смысл. Благодаря своим гербам, знатные фамилии Мекленбурга, Бранденбурга, Штирии и Каринции оказались законными наследниками старой иерархии. Лист неустанно множил примеры, чтобы доказать широкую распространенность арманистской контркультуры по всей Европе и за ее пределами. Поскольку генеалогический принцип составлял основную сущность геральдики, было ясно, что следы наследия ведут к современной аристократии. Немецкие аристократы, чья политическая власть сильно пошатнулась со времен французской революции, должны были получить большое удовольствие от утверждений Листа, о том, что аристократия состоит в основном из " потомков древних иерократических фамилий". Такое знание служило эзотерическим оправданием их наследственного превосходства в борьбе с популистскими и демократическими тенденциями современности. Фридрих Фрайхер фон Гайсберг (1857-1932), член Общества Листа и вюртембергский дворянин, оказался как будто создан для листовской версии аристократической власти. В конце века он учредил Ассоциацию Св. Михаила для изучения сословия пэров и " сохранения их наследственных интересов как сословных". Лист посвятил Гайсбергу один из своих " исследовательских отчетов" и интерпретировал его герб следующим образом: " Спасение! Закон -- сущность арманизма; творческая воля Бога рассеивает тьму". Речь шла, разумеется, о законах, которые гарантировали власть аристократии и будили их надежду на возрождение. Геральдический и генеалогический оккультизм был обращен не только к аристократии. Существовании объединений, направленных на изучение генеалогии среднего класса указывает на то, что геральдическо-оккультные изыскания Листа имели широкую буржуазную аудиторию. Бернард Кернер учредил Ассоциацию Роланда в Берлине, задумав издание двадцатитомного спра вочника, посвященного генеалогии среднего класса (1899). Ассоциация Роланда в Дрездене под руководство Германа Унбешайда занималась vuelkisch исследованиям геральдических вопросов с января 1902 года. Другая группа под названием Центральное Агентство Истории Немецких Фамилий была создана Гансом Брейманом в Лейпциге (февраль 1904). Для тех, кто входил эти группы геральдика и генеалогия означали поиск собственной сущности в глубине традиции, драгоценный дар и желанный образ феодального прошлого. Геральдика зримо воскрешающая рыцарские поединки, феодальные привилегии и старые замки служила впечатляющей антитезой социокультурным тенденциям настоящего. Все это обостряло голод по архаичным структурам политической власти, отвергнутой институтами современного мира. Можно вспомнить, что и Лист и Ланц были буржуа, самостоятельно добывшими себе дворянство. Средний класс явно испытывал на себе очарование феодальных приманок и потому геральдический оккультизм Листа имел большую силу.»

 

ГЕРМАНЦЫ И ИСТОКИ ГЕРМАНСКОЙ ГЕРАЛЬДИКИ

 

Сначала хочу определиться с тем, что я понимаю под термином «Германская Геральдика», а для этого начну с того, что я подразумеваю под термином Германцы.

Главным образом под германцами я понимаю народы, говорящие на германских языках, народы, чьи предки в доисторическое время пришли в Европу с Урала или Сибири и смешались с местным кельтским населением. Впервые на историческую арену выходят: ГОТЫ, жившие когда-то на побережье Балтийского моря, разбившие великий и непобедимый Рим ВАНДАЛЫ, западногерманские племенные союзы сигамбры, хамавы, бруктеры, тенкерты и др. известные под общим названием ФРАНКИ, семноны, гермунды, квады под общим именем СВЕБЫ, БУРГУНДЫ, АЛЕМАНЫ, БАВАРЫ, МАРКОМАНЫ, АНГЛЫ, ЮТЫ, ФРИЗЫ, САКСЫ, ДАННЫ, ГЕРУЛЫ, СВЕИ, НОРГИ, ХЕРУСКИ.

 

Что же так объединяет германцев, кроме одной общей языковой группы? Не задумываясь, можно сказать: любовь к Природе, подразумевая в ней Единственного Бога. Германские народы - сыны Природы, не важно кто ты - добряк датчанин, задиристый швед или мрачный философ немец. Все германцы объединены любовью к Природе.

Это эстафета от предков, возможно, этим и объясняется деятельность германоговорящих народов в защиту Природы. В древности Германцы обожествляли Природу, принимая её такой, какая она есть, не разделяя её на Зло и Добро. Германцы учились у Природы, учились у своих старших братьев: Орла, Волка, Медведя, Реки и Камня... Да обыкновенного камня, для германцев он тоже был живой, так как хранил память о том, что произошло задолго до появления человека и будет еще долго после его ухода. Камень – это тот, кто всегда жил и всегда будет жить. Но камень не мог говорить, говорить понятным для простого человека языком. Поэтому-то он и являлся хранителем тайны Одина или Вотана.

Некоторые камни умеют говорить высеченными на них рунами, это послания из далекого прошлого в далекое будущее. Но многие камни имеют другой язык, в них каждый может прочесть только то, что захочет, только надо знать этот язык, язык символов. Во все века имеются люди, которые знают его и могут прочесть эти послания, даже на расстоянии. Эти люди, говоря современным языком, называются шаманами, шаманами, умеющими читать мысли камня. Они и были первыми хранителями тайны о знаках и символах. Эти древние герольды не были похожи на средневекового герольда-рыцаря или буржуазного бюрократа, застывшего в своих догмах.

Эти германские шаманы помогали найти юноше свой личный путь, своего духа покровителя, свою священную песню, если она не досталась по наследству от предков. Постепенно изображение духа покровителя превратилось в государственный герб, а родовая песня - в государственный гимн.

Герб стал больше и песня громче, но утратилось самое первое значение и того и другого. А как нам неприятно, когда государственный гимн - родовая песня совершенно другого клана, когда один и тот же человек, как хамелеон, меняет слова песни под новую власть. На все это больно смотреть честному человеку, человеку думающему, человеку у которого нет ни малейшего желания вставать под такой лицемерный гимн или под герб завоевателей.

Для того, чтобы геральдика и ее символы стали ближе и понятней я хочу начать с самых её истоков.

 

Каждый германский воин имел своего духа покровителя, духовного учителя в виде животного, птицы или насекомого. Его изображение или его символ в виде чучела украшал головы германцев, а позднее и шлемы. Главным образом, это были маски волков, медведей, диких котов, рысей, хищных птиц, грызунов. Шлем могли украшать и аккуратно сделанные древними таксидермистами всевозможные монстры, например, рогатый медведь или волк, за ушами которого растут крылья.

Эти изображения также имелись на щите. Я есть мой щит! Узнай меня! Я принимаю вызов, я здесь и я не боюсь вас. Вот первые девизы щитов, которые не были написаны, которые не были озвучены.

 

Разная судьба постигла древних германцев.

Франки и Бургунды стали частью французской народности, потомки Свебов известны сейчас как Швабы, часть Англов, Саксов, Фризов и Ютов стали Англичанами.

На сегодняшний день можно говорить о неком германском единстве, несмотря на государственные границы и прошлые конфликты, главным образом это единство составляют Германия, Австрия, Норвегия, Швеция, Дания и Голландия.

Англичане, не смотря на то, что получили свое название от германского племенного союза, все-таки больше являются по менталитету духовными наследниками Римской Империи, а английский язык, хотя он имеет германские корни, примерно на 60 процентов состоит из французской лексики. Западноевропейскую геральдику делят главным образом на Английскую, Французскую и Германскую (Немецкую).

Французская геральдика повлияла на Испанию и Португалию. Английская геральдика повлияла на шотландскую, а благодаря таким фамилиям, как Батлер, Фицджеральд, Клер и Честер, распространилась на Уэллс и Ирландию. Германская геральдика разделилась на собственно немецкую и скандинавскую.

Все первые геральдические термины были на французском языке, так как понятие именно Герба, как официальной регалии, родилось предположительно в Северной Франции и Фландрии. Но хочется отметить, что слово «геральдика» все же немецкого происхождения: «Hееralt» - ветеран. Слово «Герб» - от немецкого слова Erbe – наследие.

Первая научная работа по геральдике была также на немецком языке, это гербовник «Значение Гербов Цюриха» (Zuricher Wappenrolle), изданный в Цюрихе в 1320 году.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал