Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типологическая характеристика первобытной культуры.
Первобытная культура— это до - и бесписьменная культура. Первобытная культура явилась исторически первым типом традиционной культуры, для которой характерно: v медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности; v ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур; v приверженность существующим образцам поведения; v господство сакральных, канонизированных представлений в сознании; v отсутствие письменности. Для культуры первобытного общества в целом было характерно: · присваивающее хозяйство, сущность которого состояла в потреблении готового продукта природы; · низкий уровень развития производительных сил; · общинный тип собственности; · уравнительное распределение. Главными чертами первобытной культуры являются: - гомогенность (греч. homogenes - однородность), т.е. постоянное воспроизводство своих форм повсюду, где бы она не существовала. Рисунки в пещерах, каменные орудия, древняя керамика имеют сходство в деталях и технике изготовления в различных регионах мира; - синкретизм (греч. syncretis - соединение) т.е. нерасчлененная слитность человека и природы. Деятельность и сознание первобытных людей выражаютданное отождествление со всем, что они видят вне себя: с растениями и животными, с водоемами и горами, с солнцем и звездами. Древний человек понимал себя частью единого природного организма, переносил на природу свои собственные ощущения, наполняя жизнью, и воспринимал ее как живой организм. Гомогенность и синкретизм проявляли себя и во взаимопроникновении художественно-образного познания мира и его религиозно-мистического истолкования. Вместе с тем, корни гомогенности и синкретизма находились в производственной деятельности первобытных людей, в которой однородность и слитность разных аспектов деятельности были реализованы практически. Таким образом, в одно целое были соединены: - охота и собирательство — унаследованные человеком от животных способы потребления природы; - изготовление орудий труда — феномен созидательной деятельности человека, отсутствующий в природе. Существенным проявлением синкретизма первобытной культуры стало и нерасчлененность зачатков религиозной, политической и художественной деятельности. Примером первых двух могут служить изначально единые функции вождей и жрецов; последней — превращение подготовки к охоте в художественное действо, включавшее ритуальные танцы, песни, пантомиму. 16. Миф. Система мифов (по Мифологическому словарю под ред. Мелетинского – см. заключительную статью). Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. КАТЕГОРИИ МИФОВ Мифы этиологические (букв. «причинные», т. е. объяснительные) – это мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов. Мифы близнечные – о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев. Мифы героические фиксируют важнейшие моменты жизненного цикла, строятся вокруг биографии героя и могут включать его чудесное рождение, испытания со стороны старших родичей или враждебных демонов, поиски жены и брачные испытания, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя. Мифы эсхатологические о «последних» вещах, о конце мира возникают относительно поздно и опираются на модели мифов календарных, мифов о смене эпох, мифов космогонических. В противоположность космогоническим мифам, эсхатологические рассказывают не о возникновении мира и его элементов, а об их уничтожении – гибель суши во всемирном потопе, хаотизация космоса и др.
|