Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типологическая характеристика первобытной культуры.






Первобытная культура— это до - и бесписьменная культура.

Первобытная культура явилась исторически первым типом традиционной культуры, для которой характерно:

v медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности;

v ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур;

v приверженность существующим образцам поведения;

v господство сакральных, канонизированных представлений в сознании;

v отсутствие письменности.

Для культуры первобытного общества в целом было характерно:

· присваивающее хозяйство, сущность которого состояла в потреблении готового продукта природы;

· низкий уровень развития производительных сил;

· общинный тип собственности;

· уравнительное распределение.

Главными чертами первобытной культуры являются:

- гомогенность (греч. homogenes - однородность), т.е. постоянное воспроизводство своих форм повсюду, где бы она не существовала. Рисунки в пещерах, каменные орудия, древняя керамика имеют сходство в деталях и технике изготовления в различных регионах мира;

- синкретизм (греч. syncretis - соединение) т.е. нерасчлененная слитность

человека и природы. Деятельность и сознание первобытных людей выражаютданное отождествление со всем, что они видят вне себя: с растениями и животными, с водоемами и горами, с солнцем и звездами.

Древний человек понимал себя частью единого природного организма, переносил на природу свои собственные ощущения, наполняя жизнью, и воспринимал ее как живой организм. Гомогенность и синкретизм проявляли себя и во взаимопроникновении художественно-образного познания мира и его религиозно-мистического истолкования. Вместе с тем, корни гомогенности и синкретизма находились в производственной деятельности первобытных людей, в которой однородность и слитность разных аспектов деятельности были реализованы практически. Таким образом, в одно целое были соединены:

- охота и собирательство — унаследованные человеком от животных способы потребления природы;

- изготовление орудий труда — феномен созидательной деятельности человека, отсутствующий в природе.

Существенным проявлением синкретизма первобытной культуры стало и

нерасчлененность зачатков религиозной, политической и художественной деятельности. Примером первых двух могут служить изначально единые функции вождей и жрецов; последней — превращение подготовки к охоте в художественное действо, включавшее ритуальные танцы, песни, пантомиму.

16. Миф. Система мифов (по Мифологическому словарю под ред. Мелетинского – см. заключительную статью).

Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах.

КАТЕГОРИИ МИФОВ

Мифы этиологические (букв. «причинные», т. е. объяснительные) – это мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов.
Мифы космогонические (большей частью менее архаические и более сакрализованные, чем этиологические) повествуют о происхождениц космоса в целом и его частей, связанных в единой системе. В космогонических мифах особенно отчётливо актуализуется характерный для мифологии пафос превращения хаоса в космос.
Частью космогонических мифов являются мифы антропогонические - о происхождении человека, первых людей, или племенных первопредков (племя в мифах часто отождествляется с «настоящими людьми», с человечеством).
К космогоническим мифам примыкают мифы астральные, солярные и лунарные, отражающие архаические представления о звёздах, солнце, луне и их мифологических персонификациях.
Мифы астральные – о звёздах и планетах. В архаических мифологических системах звёзды или целые созвездия часто представляют в виде животных, реже деревьев, в виде небесного охотника, преследующего зверя, и т. п.
Мифы солярные и лунарные в принципе являются разновидностью астральных. В архаических мифологиях Луна и Солнце часто выступают в виде близнечной пары культурных героев или брата и сестры, мужа и жены, реже родителя и ребёнка.

Мифы близнечные – о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев.
Мифы тотемические о составляют непременную часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменпого общества; в основе этих мифов лежат представления о фантастическом сверхъестественном родстве между определённой группой людей (родом и др.) и т. н. тотемами, т. е. видами животных и растений.
Календарные мифы теснейшим образом связаны с циклом календарных обрядов, как правило с аграрной магией, ориентированной на регулярную смену времён года, в особенности на возрождение растительности весной (сюда вплетаются и солярные мотивы), на обеспечение урожая.

Мифы героические фиксируют важнейшие моменты жизненного цикла, строятся вокруг биографии героя и могут включать его чудесное рождение, испытания со стороны старших родичей или враждебных демонов, поиски жены и брачные испытания, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя.

Мифы эсхатологические о «последних» вещах, о конце мира возникают относительно поздно и опираются на модели мифов календарных, мифов о смене эпох, мифов космогонических. В противоположность космогоническим мифам, эсхатологические рассказывают не о возникновении мира и его элементов, а об их уничтожении – гибель суши во всемирном потопе, хаотизация космоса и др.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал