Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава шестая. Следы астральных мифов в
Следы астральных мифов в Шаманистическом мировоззрении
Тарасов Иван Павлович 30-и лет, якут Мытахского наслега Западно-Кангаласского улуса. 17 февраля 1925 года.
СОЗВЕЗДИЕ ОХОТНИКА С СОБАКОЙ (Орион и Псы)
На небе есть ряд звезд, которых мы называем Тонгус- Арангас-Сулус. (Дословно — «Тунгусская Большая Медведица» или — «Тунгус- Лабаз- Звезда»). Выйдя во двор, рассказчик указывает на шесть звезд в сочетании Ориона — три звезды его пояса и три малые звезды, образующие его нож. (Рассказывал вечером часов в 9 или 10). Мой отец, который умер 20 лет назад, когда ему было около 50-ти лет, рассказывал: «В древности один охотник-тунгус, гоняясь за лосем, обессилел и умер от голода вместе со своей собакой, будучи не в состоянии добраться до своего лабаза, где он сам весной сложил запас провизии. Вот душа этого тунгуса-охотника (по- видимому, вместе с собакой) и превратилась в звезды и стоит на небе». Отец мой говорил также, что будто бы на небе виден и лабаз того охотника, указывая при этом на какие-то звезды около Плеяд. Мой отец в чужих краях не бывал, никуда не ездил.
Татаринов Николай, якут Оюн Усовского наслега Намского улуса. 17 февраля 1925 года. КОЛЧАН-СОЗВЕЗДИЕ (пояс и нож Ориона?)
Около Плеяд есть рядом три звезды и чуть ниже поперек (к верхним) тоже рядами три других звезды. Про эту группу звезд у нас в Намцах говорят — «колчан звезда» (кэсэх-сулус). Среди них (недалеко) есть еще одна хвостовая звезда, очень светлая — огнистая и красноватая.
Лукин Александр Алексеевич 66 л. якут Мытахского наслега Западно- Кангаласского улуса. 11 февраля 1925 года.
ШАМАН, РУБЯЩИЙ СКРЕПУ ПЛАНЕТЫ
В древности когда-то жил, говорят, предок всего Мытахского наслега, шаман по имени Ётююлээх-Ёргён-Ойун (дословно в переводе — имеющий свитую из кожи веревку Ёргён-Шаман). Он, когда совершал священнослужение Улуу- Тойону, будто бы держался за эту свою веревку. Про него рассказывают еще следующее. Однажды будто бы появилась на небе планета, отчего уменьшилось плодородие земли, перестали расти деревья и травы, на земле наступил голод. В зимнее время с запада веяло льдом и холодом. Тогда-то упомянутый шаман поднялся (т. е. совершил камлание) к тому, кто послал эту планету. (Дословно: «к корню, к источнику, предку планеты»). При этом он оделся в волчью доху (см. прим.), и заткнул за пояс топор с широким лезвием. Его камлание длилось девять суток (дней и ночей); камлал, держась за свою веревку. Семь дней и ночей он рубил своим топором. Во время этой рубки, говорят, на срединную землю сыпался с неба лед. В одну из ночей он спустился с неба со словами: «Я раз’единил планету (как будто планета за что-то зацепилась) и жизнь срединной земли обратил на правильный путь!» Во время этого камлания он будто бы весь обледенел и закуржавел. рассказывают, что и впрямь жизнь на земле направилась к лучшему. Это имело место еще тогда, когда — роды (человеческие) еще не разделились.
Ильин Николай 73 лет. 2-го Одунинского наслега Западно-Кангаласского улуса. Август 1921 года. Одунинцы.
|