Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судебная система Республики Беларусь.






С 1 января 2014 г. произошло объединение общих и хозяйственных судов в единую систему судов общей юрисдикции.

Цель объединения - обеспечение единства судебной практики, повышение качества правосудия, дальнейшее развитие специализации судов и судей при рассмотрении дел, улучшение материально-технического и кадрового обеспечения судов.

Хоз. суды областей и города Минска переименовываются в экономические. Экономические суды будут по-прежнему применять Хозяйственный процессуальный кодекс РБ (далее - ХПК) и иные акты хоз. процессуального зак-ва, за некоторыми изъятиями, связанными с компетенцией надзорной инстанции, полномочия которой передаются Президиуму и Пленуму Верховного Суда.

В соответствии с реформой произошли следующие изменения.

1. Образуется система судов общей юрисдикции

С 1 января 2014 г. существует единая система судов общей юрисдикции, которая объединяет общие и хоз. суды, последние переименованы в экономические суды областей и г. Минска. ВХС присоединяется к Верховному Суду.

Вся система судов общей юрисдикции возглавляется ВС. В состав ВС входит судебная коллегия по экономическим делам ВС (п. 1 Декрета № 6).

За экономическими судами сохраняется компетенция хоз. судов; компетенция разделяется в рамках судов общей юрисдикции согласно следующему принципу: споры между юридическими лицами и ИП, носящие хоз. (эк.) характер (ст. 39, 41 - 47 ХПК). Эк. суды при рассмотрении подсудных им споров продолжают руководствоваться Хоз. процессуальным законодательством, в том числе ХПК.

2. Изменилось наименование инстанций, рассматривающих эк. споры

До реформы:

- первая инстанция: хоз. суды областей (города Минска) (ст. 105 ХПК);

-апелляционная инстанция: апелляционная инстанция соответствующего хозяйственного суда, вынесшего постановление по первой инстанции (ст. 268 ХПК);

- кассационная инстанция: кассационная коллегия ВХС (ст. 268 ХПК);

- надзор: Председатель ВХС либо его заместители; Генеральный прокурор либо его заместители;

- суд надзорной инстанции: Президиум ВХС — в отношении постановлений, принятых хоз. судами первой, апелляционной и кассационной инстанций). Пленум ВХС — в отношении постановлений Президиума ВХС (ст. 301–302 ХПК).

После реформы:

- первая инстанция: экономические суды областей (города Минска);

-апелляционная инстанция: апелляционная инстанция экономического суда соответствующей области (города Минска);

- кассационная инстанция: коллегия по экономическим спорам ВС;

- надзор: Председатель ВС либо его заместители; Генеральный прокурор либо его заместители;

- суд надзорной инстанции: Президиум ВС — в отношении постановлений, принятых экономическими судами первой, апелляционной и кассационной инстанций. Пленум ВС — в отношении постановлений Президиума ВС.

3. Унификация системы органов, осуществляющих принудительное исполнение судебных постановлений.

Принудительное исполнение до 1 января 2014 г. осуществлялось службой судебных исполнителей, функционирующих в составе соответствующего хоз. суда. Заявление о возбуждении исполнительного производства подается в соответствующий хоз. суд по месту нахождения должника. Действия судебного исполнителя обжалуются в суд, при котором состоит судебный исполнитель.

С 1 января 2014 г. создается единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений, в состав которой войдут исполнители общих и хоз. судов. Возглавит всю систему органов принудительного исполнения Министерство юстиции РБ. Исполнение будет осуществляться соответствующими управлениями принудительного исполнения главных управлений юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета. Исполнение постановлений эк. судов осуществляется по правилам, предусмотренным хозяйственным процессуальным законодательством. Обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя в случаях, предусмотренных ХПК, будет осуществляться в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу) – Главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь, а в случае несогласия с его решением – в суд по месту исполнения исполнительного документа.

С 1 января 2014 г. в соответствии с Указом № 530 расширяются права судебных исполнителей. Например, исполнитель вправе обращаться в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для осуществления государственной регистрации создания принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним.

Устанавливается право судебного исполнителя объявлять розыск должника. Указом № 530 также устанавливается в настоящее время отсутствующее право судебного исполнителя использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки изъятого у должника имущества с отнесением расходов на должника.

Детально регламентирован порядок доступа судебного исполнителя в помещения должника.

Судебная реформа продолжится летом этого года: с 1 июля 2014 года упраздняется Военная коллегия Верховного суда и военные суды, их квалификационная коллегия и конференции. Все полномочия Белорусского военного суда и межгарнизонных военных судов перейдут к областным (Минскому городскому) и районным (городским) судам общей юрисдикции.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал