Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструкция по работе с методическими указаниями






ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

 

 

Методические указания к выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

направления 311600.62 - Реклама и связи с общественностью

 

 

Новороссийск

Методические указания составлены на основании Федерального Государственного Образовательного Стандарта по направлению подготовки 031600.62 – Реклама и связи с общественностью.

 

Составитель ст.преподаватель кафедры ГиМУ Горишняя С.И.

 

 

Методические указания обсуждены на заседании кафедры государственного и муниципального управления

 

31 августа 2012 г. Протокол № 1

 

 

Методические указания рассмотрены методическим советом НПИ КубГТУ

 

 

31 августа 2012 г. Протокол № 1

 

 

 

 

Содержание

1 Инструкция по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения.....................................  
2 Варианты заданий контрольной работы (1 семестр).............  
3 Варианты заданий контрольной работы (2 семестр).............  
Список рекомендуемой литературы...........................  
Приложение А (справочное) Полезные ссылки и материалы по коммуникации, психологии, PR и другим гуманитарным и социально-экономическим наукам (по тематике курса)............................  

 

Инструкция по работе с методическими указаниями

Студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу, которая является одним из видов самостоятельной работы студентов и играет важную роль в изучении курса «Основы теории коммуникации».

Для выполнения контрольной работы студент выбирает вариант из приведенной ниже таблицы согласно последней цифре шифра зачетной книжки и первой буквы фамилии. На пересечении этих показателей обозначен нужный вариант.

Например, первая буква фамилии «Н», последняя цифра аналитического шифра «5», следовательно, вариант для выполнения контрольной работы № 3.

Таблица 1 – Варианты контрольных работ

                     
А Л Ю                    
Б М Ц                    
В Н Ч                    
Г О Ш                    
Д П Э                    
Е Р Щ                    
Ж С Х                    
З Т Я                    
И У                    
К Ф                    

Для написания контрольной работы необходимо изучить основную литературу, рекомендованную в данной работе. Контроль за ходом самостоятельной работы и усвоением учебного материала осуществляется в виде оценки за выполненную в установленном порядке контрольную работу. Положительная оценка по результатам защиты контрольной работы является основанием для аттестации студента на зачете по изучаемому курсу.

Контрольные задания имеют 20 вариантов. В состав контрольной работы включены два теоретических вопроса и два проблемных задания.

При выполнении контрольной работы следует руководствоваться следующими требованиями:

1) контрольную работу необходимо выполнить в срок, установленный деканатом;

2) контрольная работа выполняется в тетради либо в печатном варианте;

3) почерк должен быть разборчивым, страницы пронумерованы, между строками необходим определенный интервал, а для заметок преподавателя следует оставлять поля;

4) выполнять работу необходимо в той последовательности, в которой указаны номера заданий;

5) выполнение каждого задания следует начинать с новой страницы;

7) ответ должен быть полным и соответствовать заданию;

8) теоретическое задание должно быть выполнено в соответствии с его формулировкой;

9) ответ на теоретические вопросы должен заканчиваться списком использованной литературы;

10) в конце работы необходимо поставить подпись и дату.

При выполнении контрольной работы необходимо использовать не только учебные пособия, но и материал из списка дополнительной литературы. Необходимо анализировать прочитанный материал и отмечать главные положения; рекомендуется выносить собственное суждение об изучаемой проблеме.

Варианты заданий контрольной работы (1-й семестр)

Вариант 1

1. Дать характеристику основных законов коммуникации.

2. Дать характеристику устной и письменной коммуникации, сформулируйте основные различия между этими видами коммуникации. Назовите преимущества каждого вида.

Задание 1. Проанализируйте 1 любой письменных рекламно-информационных текста (объявление, плакат, листовка, буклет, проспект и т.д.) по следующим параметрам: 1) учет потребностей целевой аудитории; 2) аргументы в пользу предмета рекламы; 3) новизна привлекаемой информации; 4) экономия языковых средств (максимум информации, минимум слов); 5) современный дизайн. (Анализируемый рекламно-информационный материал приложить к работе.)

Задание 2. Прочитайте рассказ А.П.Чехова «Новая Дача». Объясните в чем кроются причины непонимания между героями рассказа и местными жителями? Какие еще примеры провала коммуникативной стратегии Вы могли бы привести из своего личного опыта?

Вариант 2

 

1. Привести основания классификации типов коммуникации. Охарактеризовать типы коммуникации, их признаки.

2. Охарактеризовать особенности и социально значимые функции межличностной коммуникации. Проанализировать роль ритуалов в межличностном общении.

Задание 1. Прочтите отрывок из романа Д.Дефо «Робинзон Крузо», в котором описыается сцена знакомства главного героя и Пятницы. Покажите и проанализируйте специфику невербального поведения собеседников, говорящих на разных языках.

Задание 2. Проанализировать коммуникативное поведение политического деятеля на примере видеофрагмента (обычное интервью, ток-шоу, предвыборная или кризисная ситуация). Какие типические характеристики коммуникативной личности выходят на первый план в нестандартной ситуации?

Вариант 3

 

1. Охарактеризовать формы коммуникации. Привести основания классификации видов коммуникации.

2. Охарактеризовать условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации

Задание 1. Прочитайте отрывок из рассказа А.П.Чехова «Дома» и объясните, почему тактика эмоционального воздействия и тактика морализаторства, применяемая взрослым человеком, оказываются неэффективными в описанной ситуации. Какая форма убеждения сына оказалась эффективной и объясните почему.

Задание 2. Кому Вы больше поверите: декану или уборщице, сказавшим: «Завтра лекций не будет». Объясните почему с точки зрения теории коммуникативной личности.

 

Вариант 4

 

1. Проанализировать специфику общего и различного в понятиях «коммуникация» и «общение».

2. Дать характеристику процесса восприятия и его роли в межличностной коммуникации. Описать способы речевого и невербального воздействия в межличностной коммуникации.

Задание 1. Проведите первичный анализ коммуникативного акта (события) в организации (начальство – подчиненные) и между организациями (делегация – делегация: на переговорах). (см. Приложение).

Задание 2. Понаблюдайте, какой стиль речевого поведения предпочитают студенты Вашей группы и Вы. Поясните свои наблюдения и приведите конкретные примеры.

 

 

Вариант 5

 

1. Охарактеризовать основные этапы становления и развития теории коммуникации.

2. Описать составляющие коммуникативной стратегии и коммуникативной тактики, а также их соотношение в коммуникативном процессе.

Задание 1. Какие факторы эффективности коммуникации, на ваш взгляд, позволяют врачу добиться успешного результата во время психотерапевтической беседы, а педагогу во время урока?

Задание 2. Приведите примеры многоканальности и направленности предвыборной коммуникации на примере региональных выборов.

 

Вариант 6

 

1. Описать основные модели коммуникации. Выделить общие и специфические черты этих моделей.

2. Дать характеристику речевым стратегиям и речевым тактикам как способам коммуникативного взаимодействия.

Задание 1. Проанализируйте 2 рекламных телевизионных роли­ка, определите, почему сообщение воспринимается как цен­ное, информативное. Всегда ли это происходит? Обратите внимание на то, что рекламная информация неизменно имеет своего адресата (целевую, аудиторию: домохозяйки, обеспе­ченные люди, подростки, дети, нездоровые люди и т.д,).

Задание 2. Проведите небольшое исследование коммуникативной среды железнодорожного вокзала.

Вариант 7

 

1. Охарактеризовать суть коммуникативного процесса и основные элементы этого процесса.

2. Проанализировать особенности коммуникации в малых группах. Описать факторы, определяющие внутригрупповую коммуникацию: роли, нормы, лидерство.

Задание 1. В своем исследовании Л.С.Бейлисон показывает, что врач часто оказывается в сложной ситуации, когда участниками общения могут быть: врач + другой врач (консилиум), врач + медсестра, врач + больной, врач + родственник пациента. Поясните, какой вид адресата представлен в таких коммуникативных ситуациях. Наблюдали ли вы сходные ситуации в институтском/школьном коммуникативном пространстве?

Задание 2. Проведите первичный анализ коммуникативного акта (события) в сфере торговли (например, оформление супермаркета или распродажа товаров) (см. Приложение).

 

Вариант 8

 

1. Проанализировать значение обратной связи в процессе коммуникации.

2. Охарактеризовать специфику массовой коммуникации. Назвать общие условия функционирования массовой коммуникации.

Задание 1. В ходе речевого взаимодействия человек приходится «проигрывать» широкий репертуар ролей, требующих определенного речевого поведения. Об этом писал В Шекспир: «Весь мир – театр, В нем женщины, мужчины – все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль». Согласны ли Вы с этим утверждением? Подтвердите свою точку зрения

Задание 2. Проанализируйте знаковую функцию одежды на примере следующих единиц: вечернее платье, кроссовки, пиджак, спортивный костюм, галстук, бандана, мини-юбка, смокинг (фрак).

 

Вариант 9

 

1. Охарактеризовать процесс кодирования и декодирования информации в процессе коммуникации.

2. Коммуникативная личность. Проанализировать определяющие параметры коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный, функциональный.

Задание 1. Посетите торговый центр. Сделайте анализ торговой коммуникативной среды на этом примере.

Задание 2. Запишите интервью из радио или телевизионной передачи. Проанализируйте тактику дававшего интервью и то, как интервьюер пытался получать ответы. Дайте оценку тому, насколько успешно прошло общение с одной и с другой стороны.

 

Вариант 10

 

1. Привести основания классификации коммуникативных барьеров.

2. Охарактеризовать социальную и гендерную специфику речевого поведения коммуникантов.

Задание 1. Проведите небольшое исследование коммуникативной среды в банковско-финансовой сфере (например, коммуникацию банк–клиенты на примере Сбербанка ).

Задание 2. Проведите анализ коммуникативной среды в сфере торговли (например, магазина женской одежды).

 

Вариант 11

 

1. Проанализировать различия между сообщением и информацией. Охарактеризовать основные свойства информации.

2. Коммуникативная личность. Дать характеристику основным типам коммуникативной личности и их роли в системе социальной коммуникации.

Задание 1. Проведите небольшое исследование коммуникативной среды Центрального рынка.

Задание 2. Проведите первичный анализ коммуникативного акта (события) в сфере бизнес-коммуникации (например, презентация фирмы или продукта, техническая или торговая выставка и т.п.), основываясь на собственном опыте, видеофрагментах и печатных материалах. Используйте схему анализа (см. Приложение).

Вариант 12

 

1. Охарактеризовать философские концепции информации. В чем суть различий в воззрениях на свойства информации как философской категории.

2. Проанализировать роль слушания в процессе коммуникации. Охарактеризовать технологии эффективного слушания.

Задание 1. Проведите первичный анализ коммуникативного акта (события) в сфере научной коммуникации (например, доклад на международном научном конгрессе или конференция в интернете), используя схему анализа. (см. Приложение).

Задание 2. Покажите на конкретных примерах, что пространство играет большую роль в межличностной коммуникации.

Вариант 13

 

1 Охарактеризовать факторы, способствующие эффективности коммуникации.

2. Проанализировать формулу: ДИСКУРС = РЕЧЬ + ДЕЙСТВИЕ. Охарактеризовать известные типы дискурсов.

Задание 1. Представьте свои наблюдения о том, каким образом происходит соблюдение и выполнение социально установленных норм в рамках ритуальной коммуникации в пространстве Вашего института.

Задание 2. Составьте диаграмму коммуникативных потоков в студенческой группе, в вузе или в известной вам организации. В диаграмме представьте направление коммуникационных потоков и виды сообщений, которыми обмениваются коммуниканты. Укажите выгоды и проблемы этой коммуникационной структуры. Предложите пути разрешения этих проблем.

 

Вариант 14

 

1. Проанализировать понятие доступности информации, охарактеризовать функциональную связь доступности восприятия информации с новизной и оригинальностью.

2. Охарактеризовать диалог и монолог как разновидности речевого акта.

Задание 1. Прочтите рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Проанализируйте взаимодействие между героями с точки зрения уровней межличностного взаимодействия, используемых вербальных и невербальных средств оформления занятой героями позиции. Соблюдают ли персонажи определенные ритуалы.

Задание 2. Понаблюдайте за поведением домашнего животного, за поведением маленького ребенка, за поведением группы подростков. Каким образом они общаются? Какие элементы коммуникации, общие для поведения животных и человека, вам удалось узнать?

 

Вариант 15

 

1. Охарактеризовать условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации.

2. Охарактеризовать коммуникацию как функцию управления организацией.

Задание 1. Составьте перечень формул речевого этикета (по 2-3 формулы на каждую ситуацию), которые Вы можете использовать при обращении к: 1) пожилому человеку, чтобы узнать который час; 2) секретарю руководителя, чтобы узнать решение по вашему заявлению; 3) преподавателю, чтобы попросить его принять у Вас экзамен досрочно; 4) приятелю, чтобы попросить у него словарь.

Задание 2. Обратитесь к сайту www.uznaiprezidenta.ru. Выясни­те, как полностью называется сайт, какова его целевая аудитория. По какому признаку можно классифицировать этот тип коммуникации? В чем состоит задача сайта — разъяснение аудитории ее прав и обязанностей или пропа­ганда личности президента? Назовите разделы и подразде­лы сайта. Какие версии сайта представлены и чем они отли­чаются? С какой целью на сайте использованы передовые технологии (например, флэш-анимация)?

 

Вариант 16

 

1. Проанализировать влияние избыточности информации на доступность восприятия.

2. Охарактеризовать молчание как форму поведения в невербальной коммуникации.

Задание 1. Ритуальное взаимодействие в массовой коммуника­ции играет важную роль. Покажите, что ритуал возникает на основе определенного социально значимого действия. На примере ритуалов вашего вуза, города определите те ком­муникативные события, которые получили ритуальный ста­тус. Являются ли эти ритуалы циклическими? Какова коммуни­кативная тональность и символическая нагруженность указанных ри­туалов?

Задание 2. Определите, к каким видам коммуникации относятся следующие ситуации: 1) беседа двух друзей; 2) выступление президента страны по телевизору; 3) реклама J7 по телевизору; 4) электронное сообщение коллеге.

 

Вариант 17

 

1. Охарактеризовать речевое общение как способ коммуникации. Показать специфику устной и письменной форм речевой коммуникации.

2. Охарактеризовать сущность такого вида специализированых коммуникаций как коммуникации в организациях.

Задание 1. Прокомментируйте точку зрения канадского ученого Г. М. Мак-Люэна (McLUHAN,. Herbert Marshall), согласно которой The medium is the message («средство и есть сооб­щение»). Что, на ваш взгляд, важнее — содержание сооб­щения или средство передачи сообщения (алфавит, пресса, электронные СМИ)?

Задание 2. Составьте ролевую диаграмму для себя и своего знакомого(ой), распределив социально-коммуникативные роли по включенности в те или иные группы (семейные, производственные, общественные, группы по интересам, клубы и т.д.). Подумайте, не теряются ли личностные свойства в социальных ролях? (Для составления диаграммы можно воспользоваться схемой «Структура социальных ролей индивида по Р.Димблби и Г.Бертону», представленной в книге В.Б.Кашкина «Основы теории коммуникации» на стр.208 (Лекция 9)).

 

Вариант 18

 

1. Охарактеризовать невербальные элементы коммуникации (кинесика, такесика, окулесика, проксемика).

2. Охарактеризовать принципы кооперации Г.П.Грайса и принцип вежливости Дж. Лича.

Задание 1. По мнению американского психолога Б. Такмана (В. W. Tuckman), коммуникативные процессы в становле­нии группы проходят ряд стадий. Стадию формирования группы (выделение лидера, правила общения), стадию протеста (конфликт индивидов, неприятие лидера и его установок), стадию установления норм (взаимная притирка членов группы), стадию сотрудничества (преодоление межличностных трений, решение общих задач). Покажите, какие процессы имели место при становлении вашей студенческой группы. Какая стадия является, на ваш взгляд, наиболее трудной и почему? На какой стадии находится коммуникативный процесс в вашей группе?

Задание 2. Установлено, что полиглот, владеющий не одним иностранным языком, легче усваивает другие языки. Как вы думаете, чем можно объяснить этот факт? Объясните значение слова полиглот, используя Толковый словарь иностранных слов.

 

Вариант 19

 

1. Охарактеризовать физиологические и культурно-специфические основы невербальной коммуникации.

2. Охарактеризовать специфику коммуникации в изобразительном искусстве и архитектуре.

Задание 1. Составьте диаграмму коммуникационных потоков в студенческой группе, в вузе, в известной Вам организации. Укажите направление коммуникационных потоков и виды сообщений, которыми обмениваются коммуниканты. Каковы, по вашему мнению, выгоды этой коммуникативной структуры? Какие коммуникационные проблемы вы здесь себе представляете? Как они могли бы быть разрешены?

Задание 2. Проанализируйте и прокомментируйте следующую ситуацию обмена информацией, объясните, почему отправленное закодированное сообщение не достигло цели адресанта.

 

Когда персидский царь Дарий I вторгся в Скифию в 512 г. до н. э., он получил от скифов странное сообщение. На куске кожи были изображены мышь, лягушка, птица и семь стрел. Поразмышляв, Дарий обратился ксвоим воинам: «Скифы пишутнам, что они обладают этой землей (мышь) и реками (лягушка).Но они хотели бы улететь (птица) от мощи персидской армии. Поэтому они хотят нам сдаться, так как боятся испробовать на своей шкуре наше оружие (стрелы)».

В ту же ночь скифы напали на персов и наголову разбили их. После этой битвы Дарий узнал подлинныйсмысл послания: «Персы, если вы не способны превратиться в птиц и улететь, если вы не можете стать полевыми мышами и схорониться в земле или если вы не успеете надеть лягушачью кожу и спрятаться в болоте, вы будете поражены нашими стрелами» (Цит. по: Занковский 2000,).

 

 

Вариант 20

 

1. Охарактеризовать методы теории коммуникации, используемые при исследовании коммуникативных процессов.

2. Объяснить разницу в применении понятий «коммуникационный(я)» и «коммуникативный(я)»

Задание 1. Американский социолог Курт Левин выделил три основных стиля общения — авторитарный, демократический и попустительский (либеральный). Покажите на конкретных примерах воплощение этих стилей в практике Вашего общения, и каким образом эти стили влияют на коммуникативное поведение адресанта-руководителя/преподавателя и адресата-подчиненного/студента.

Задание 2. Запишите и прослушайте одну теле/радиопередачу, идущих в прямом эфире. Проанализируйте, какие факторы явились помехой в коммуникации журналиста и аудитории, как осуществлялась обратная связь. (Приветствуется представление диска с записью.)

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал