Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Какие записи о цигуне имеются в памятниках периода Сун, Цзинь и Юань
При династии Сун впервые были предприняты достаточно полное и систематическое редактирование и сверка обобщающих трудов. По проблемам, связанным с " взращиванием жизни", также была выполнена определенная работа, включавшая редактирование описаний известных методов и их упорядочение, что способствовало их дальнейшему развитию. В конце сочинения " Сводное описание высочайшей помощи" (" Шэнцзи цзун лу") имеется три раздела: о глотании слюны, о даоинь и о дыхательных упражнениях (буквально: фу ци - " глотание ци "). В них специально рассказывается о методах цигуна. Например, о способах глотания слюны говорится: " Раскрыть рот, язык упереть в зубы, чтобы получить слюну; в один день сглатывать 360 раз". О даоинь: " Пять плотных и шесть полых органов, 100 костей и девять проходов человеческого тела - по всем им проходит ци. Циркуляция ци образует гармонию, застой ци образует болезни. Методы даоинь способствуют движению ци и крови, приносят пользу суставам, ограждают от тьмы зол, которые не могут проникнуть внутрь". И далее: " Если какой-либо из пяти органов цзан и тройной обогреватель перекрываются, то это регулируется шестью дыханиями... вздох [сюй] относится к печени, выкрик [хэ] - к сердцу, выдох [ху] - к селезенке, ах [сы] - к легким, выдувание [чуй] - к почкам, всхлип [си] - к тройному обогревателю... В большинстве случаев шести дыханий недостаточно, но ощущение перекрытое уходит, боль в данном органе прекращается...". О " глотании ци ": "... Метод глотания ци... один получает питание из семян, другой пьет слюну из нефритового озера либо [использует] методы туна (выдыхать старое, вдыхать новое) - даоинь - аньцяо, либо закрывает все проходы. Как правило, ци накапливается с помощью формы (тела), а форма заполняется ци. Если ци и форма находятся в соответствии, то естество долговечно...". Среди сочинений этого периода, специально посвященных " взращиванию жизни", можно назвать " Записки о вскармливании [здоровья] по четырем сезонам" (" Сы ши и ян лу") Чжао Цзыхуа и " Новую книгу о продлении жизни и поддержке в старости" (" Шоу дань ян лао синь шу") Чэнь Чжэня. Также и Су Дунпо* обобщил предшествующий опыт практики цигуна, добавил к нему свой личный опыт и на этой основе написал специальное сочинение, которое впоследствии вошло в книгу " Самые лучшие рецепты господина Су" (" Су чэнь лян фан"). Лу Ю* написал стихотворение с близким описанием деталей: " Сердце словно в омуте, спокойствие - ни ветерка. Пока сижу, уже совершил несколько тысяч вдохов и выдохов. Ночь наполовину прошла, и вдруг случилось удивительное дело. Увидел, как над могучими валами взошло солнце". В стихотворении показаны специфические ощущения человека, погрузившегося в состояние покоя. Чжан Аньдао в сочинении " Секреты яншэн" (" Яншэн цзюэ") пишет: " Каждую ночь после третьей стражи (с 23 часов до 1 часа ночи) следует набросить на себя одежду, лицом повернуться на восток или юг, сесть, поджав ноги калачиком, 36 раз постучать зубами друг о друга, крепко сжать их, прекратить дышать, внутренне сосредоточиться на пяти плотных органах... дождаться момента, когда живот наполнится ци; к тому времени, когда дыхание отрегулируется, языком надавить на губы и зубы, омыть их изнутри и снаружи... когда слюна наполнит рот, следует наклонить голову и проглотить [слюну], таким образом ци войдет в даньтянь...". Здесь дается детальное описание методики упражнений, сохранившей определенное научное значение до наших дней. При династии Южная Сун появилось также сочинение неизвестного автора " Восемь кусков парчи" (" Ба дуань цзинь") - сравнительно раннее сочинение, специально посвященное яншэн и даоинь. Утверждают также, что тай-цзицюань сформировался на основе обобщающих трудов периода династии Северная Сун. В период Цзинь-Юань Лю Ваньсу* в сочинении " Простые вопросы. Сокровенные истины о происхождении разных болезней" (" Су вэнь. Сюань цзи юань бин ши") предложил для использования " шестисловное заклинание" и специально обсудил способы поддержания жизни. Чжан Цзыхэ в книге " Уход за родственниками в домах служилых" (" Жу мэнь ши цинь") изложил способ выдувания ци для лечения внешних повреждений: " Подумать про себя о восточной стороне, когда встанет солнце, начать получать ци [ртом], а затем выдувать на больное место". Ли Гао* в сочинении " Тайны, хранимые в орхидейных покоях" * (" Лань ши ми цзан") в разделе " О расстройствах от переутомления" (" Лао цзюань со шан лунь") пишет: "...Если настроение неровное, повседневная жизнь не имеет распорядка, наличествуют расстройства от переутомления, то все это наносит ущерб ци, ослабление ци приводит к расцвету [стихии] огня, а расцвет [стихии] огня умножает [стихию] земли селезенки... [появляется] расслабленность в речах и движениях, одышка, поверхностный жар, потливость, раздражительность. Во время болезни необходимо успокоить сердце и сесть спокойно, чтобы питать ци; также использовать сладкое и холодное, чтобы ослабить огонь; использовать кислое, чтобы собрать рассеянное ци; использовать сладкое, чтобы тонизировать ци ". В этом отрывке объясняется не только то, что переутомление может довести селезенку до болезни, но и то, как во время страданий можно излечиться, " успокоив сердце и сев спокойно". Это способ комплексного применения цигуна и лекарственных средств. Чжу Даньси* в сочинении " Недосказанное рассуждение о постижении природы вещей" (" Гэ чжи юй лунь") исследует следующие вопросы: " онемение, закупорка, холод, вызванные застоем ци, лечатся с помощью даоинь"; " предписывая следовать четырем временам года, регулируя дыхание и состояние духа, можно излечить основу болезней". Таким образом, он разъясняет применение упражнений по " регулированию дыхания и состояния духа", а также способы " взращивания" правильного (здорового) ци (чжэн ци) для лечения основы болезней, дает верное истолкование роли цигуна в лечении недугов. _____ Су Дунпо. - Су Ши (псевдоним Дунпо) (1036-1101), крупнейший литератор, ученый и чиновник Сунской эпохи. В период реформ Ван Аньши выступил против них, за что попал в опалу. Сумел вернуться на службу и дослужился до высших чинов при дворе. Достиг непревзойденного поэтического мастерства, используя классические стихотворные формы. Как и его младший брат, Су Чэ, интересовался даосской алхимией и медициной, посвятил этому предмету ряд сочинений (см.: Сюй Уцэин. Су Дунпо растирает подошвы ног // ЦиС. - 1991. - № 3). Лу Ю (1125-1210) - выдающийся поэт сунской эпохи. Помимо лирических стихов, создал образцы патриотической поэзии. Лю Ваньсу (1120-1200). - Объяснял этиологию болезней на основе теории " пяти первоэлементов". Стоял во главе " школы охлаждения", которая разрабатывала целую серию жаропонижающих и мочегонных средств (см.: Алексеенко И.П. Очерки о китайской народной медицине. - Киев, 1959. - С. 100-102). Ли Гао. - Известен также под именем Ли Дуньюань. Прославился удачной борьбой с эпидемиями. В своей практике уделял особое внимание укреплению желудка и обеспечению его нормальной деятельности, поддерживанию функции селезенки как органов, ответственных за питание тела (см.: Вогралик В.Г. Вязьменский Э.С. Очерки китайской медицины. - М.: Медгиз, 1961. - С. 46-48). Орхидейные покои. - Орхидея - распространенный буддистский символ. Название " Орхидейные покои" употреблялось для обозначения буддистского храма. Чжу Даньси (1281-1358). - Учился у неоконфуцианских философов; в своей медицинской практике проповедовал теорию умеренности и воздержания (см.: Алексеенко И.П. Очерки о китайской народной медицине. - Киев, 1959. - С. 106-108; Вогралик В.Г., Вязьменский Э.С. Очерки китайской медицины. - М.: Медгиз, 1961. - С. 48, 49).
D: \vk\index.html
D: \vk\index.html
|