Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность менеджмента и его базовые понятия. Значение менеджмента






ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И МЕТОДОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

1. Сущность менеджмента и его базовые понятия. Значение менеджмента

2. Современная парадигма и принципы менеджмента

3. Научные подходы к менеджменту

Сущность менеджмента и его базовые понятия. Значение менеджмента

Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно во­шло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия «управление». Оно широко используется применительно к разнообразным соци­ально-экономическим процессам, осуществляемым на пред­приятиях в рыночных условиях. Как и в мировой практике, наряду с общим менеджментом в России по­лучают широкое распространение специальные формы ме­неджмента, ориентированные на отдельные функциональные области деятельности организаций и предприятий: инноваци­онный менеджмент, финансовый менеджмент, менеджмент персонала и т.п.

Так что же такое менеджмент?

Во-первых, это современная наука и практическая деятельность.

Во-вторых, это специальные знания и искусство управления.

Сам термин менеджмент многие полностью отождествляют с понятием управления, считая, что введение слова менеджмент лишь дань моде.

Однако, необходимо обратить внимание на то, что глагол " управлять" и существительное " управление" применяются у нас для всех без исключения сфер и видов деятельности, где обеспечивается целенаправленность, согласованность и координация движения составных частей системы. В «Советском энциклопедическом словаре» (изданном в начале 80-х годов) управление определяется как элемент, функция органи­зованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной струк­туры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Однако методы, приемы управления машиной, биологической системой, политической партией или коммерческой организацией не одинаковы.

Поэтому появление термина " менеджмент" есть необходимое по сущности уточнение в русском языке понятия " управления" применительно к хозяйственной сфере, бизнесу, управлению в условиях рынка. То есть, менеджмент - это управление организацией, хозяйствующей в условиях рынка.

Д.Бодди и Р.Пейтон приводят в своем известном учебнике " Основы менеджмента" мнение К.Хейлс о том, что менеджмент является всеобщей человеческой деятельностью, ибо каждый человек управляет собой для организации своей деловой, общественной или личной жизни и достижения успеха во всех этих областях.

На наш взгляд, учитывая неоднозначность перевода английских терминов на русский язык, возможно было бы интерпретировать это мнение таким образом: управление есть всеобщая человеческая деятельность, а менеджмент это его специфическая область, включающая деятельность профессионалов, специалистов по обеспечению успешной деятельности организаций.

Более широкое понятие " управление" с позиций логики может быть использовано без уточнений вместо более узкого менеджмент, т.к. это уточнение в принципе определяется предметом исследования.

С учетом этого в рамках данного курса мы используем термины «менеджмент» и «управление» как тождественные.

Сущность управления организацией. Что же такое " менеджмент" как разновидность управления?

 
 

 


Как посчитал один «дотошный» аспирант, можно найти более сотни различных и около тысячи просто отличающихся между собой определений менеджмента, даваемых различными авторами в отечественной и зарубежной управленческой литературе. Содержание понятия «менед­жмент» раскрывается широко и многосторонне: менеджмент как спо­соб управления, руководства, направления или контроля; это искус­ство управления и руководства; это люди, контролирующие и направ­ляющие работу организаций, а также управленческий персонал. Ме­неджмент — это эффективное использование и координация таких ре­сурсов, как капитал, здания, материалы и труд для достижения за­данных целей с максимальной эффективностью. (Такое определение приводится в «Международном справочнике по менеджменту», издан­ному в Англии).

Однако любое его определение будет неполным, но, в совокупности определения, которые даются разными авторами, конечно же, раскрывают сущность менеджмента. Вместе с тем, если привести, а потом еще и сравнить все эти определения, то может оказаться, что этим займем все наше время изучения дисциплины. Кроме того, многие существенные черты определения менеджмента повторяются в разной интерпретации во многих определениях. Поэтому воспользуемся приемом, описанным в известной притче " о слепых, исследующих слона", а, именно, выделим несколько наиболее важных характеристик менеджмента, которых мы определили числом шесть. Это сопоставимо с имеющимся у любого объемного тела шестью гранями (сверху, снизу, слева, справа, спереди, сзади).

Кроме этого, все грани менеджмента целесообразно сгруппировать, учитывая, что он является одновременно и системой, и процессом.

В менеджменте как системе выделим такие три его грани:

1 - менеджмент - это воздействие субъекта на объект управления;

2 - менеджмент - это воздействие на объект с четко определенной целью или это механизм достижения цели;

3 - менеджмент - это руководство таким специфическим объектом управления, как люди, поэтому необходимо знание и учет не только объективных, но и субъективных факторов управления.

В менеджменте как процессе выделим такие наиболее существенные грани:

4 - менеджмент - это выполнение определенной совокупности специфических видов деятельности, называемых управленческими функциями (планирования, организации, мотивации, контроля);

5 - менеджмент - это процесс принятия и реализации управленческих решений;

6 - менеджмент - это процесс переработки и выработки информации и процесс коммуникаций, связывающий воедино все составляющие системы управления.

При всех недостатках отдельных определений менеджмента, нельзя обойти молчанием наиболее емкие и яркие определения, которые сформулировали, раскрывая сущность этого явления, классики науки менеджмента.

Ф.У.Тейлор: Управлять значит знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. А.Файоль: УПРАВЛЯТЬ - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать П.Друкер: Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительно работающую группу.

Рассматривая менеджмент как разновидность управления, считаем необходимым отметить, что главным в характеристике его сущности является то, что это один из видов человеческой деятельности. Все прочие аспекты имеют место именно потому, что это самостоятельный значимый особенный и критически важный вид человеческой деятельности.

Итак, менеджмент - это управление организацией, прежде всего в коммерческих, производственно-рыночных условиях, поэтому изучение курса включает рассмотрение вопросов о сущности и построении организации как открытой системы управления.

Значение менеджмента. Необходимость управленческой деятельности определяется наличием организаций, в которых люди совместно работают для достижения общих целей. Именно совместная деятельность людей, требующая координации, согласования, обеспечения определяет необходимость управления.

 
 

 

 


Многообразие форм собственности, конкуренция между предприятиями, развитие рыночных отношений требуют четкого, умелого управления. Система управления должна обеспечить условия, при которых каждый руководитель любого уровня считал бы своей задачей организацию активного поиска реальных возможностей повышения результативности производства. Вместе с тем она должна обладать способностью к достаточному саморегулированию и самосовершенствованию, направленному на широкое применение новых высокоэффективных организационных форм и методов управления, технологий и научно-технических достижений.

Эффективность деятельности предприятий любой формы собственности обусловливается не только возможностями капиталовложений в современное оборудование, но и квалификацией руководителей, уровнем их компетенции, умением предвидеть, вовремя принимать и реализовывать необходимые решения. Для этого необходимо знать, применять и развивать менеджмент.

Современный менеджмент - это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Он не дает готовых рецептов, а помогает, предлагая общие принципы и функции управления, найти способы и пути решения конкретных проблем, добиться успеха организации.

В общем и целом необходимость управления определяется тем, что именно оно определяет успешную деятельность организаций.

Значение менеджмента как вида деятельности в современных условиях

Развитие и совершенствование менеджмента приспособление его к конкретной обстановке на сегодня является одним из главных рычагов улучшения результатов деятельности фирм. Он во многих случаях оказывается гораздо более действенным, чем дополнительные финансовые вложения или создание новых производственных мощностей предприятия.

Подтверждением этому может служить практика менеджмента, достижения известных менеджеров за рубежом и в России, таких как Ли Якокка, Т.Уотсон, А.Морита, Г.Форд, А.Файоль, Б.Гейтс и др.

В первую очередь необходимо остановиться на опыте двух великих индустриальных держав мира - США и Японии. На западном небосклоне звездой менеджмента первой величины считают Ли Якокку. Ли Якокка являлся президентом компании «Форд мо­тор компани», но неожиданно был уволен Г. Фордом. И тогда он взялся почти за безнадежную задачу, спасти стоящую на краю банкротства фирму «Крайслер». И ему не только удалось спасти фирму, но и сделать ее про­цветающей. Свои взгляды на вопросы производства Ли Якокка изложил в книге " Карьера менеджера", которая стала бестселлером во всех странах, где была издана. Ниже приводятся краткие выдержки, характеризующие менеджерский талант этого человека и значение современного эффективного менеджмента для успешной деятельности корпорации.

Ли Якокка — сын итальянского эмигранта, приехав­шего в США в 1902 г. С августа 1946 года Ли Якокка начал работать в фирме «Форд мотор» в качестве инженера. В 1978 г. в зените своей деятельности на посту пре­зидента компании Ли Якокка неожиданно был уволен Генри Фордом. Это, по-видимому, связано с тем, что Ли Якокка стал слишком популярной фигурой, затмевающей популярность Г.Форда-мл. Ли Якокке было сделано предложение стать прези­дентом компании «Крайслер», стоящей на краю банк­ротства, и он принял это предложение. «Если бы я хоть в малейшей степени представляя, на что себя обрекаю, приняв предложение «Крайслер», я бы не пошел туда ни за какие деньги в мире».


Японский менеджмент также богат примерами деятельности великих менеджеров, своей деятельностью подтверждающих значение для фирм умелого, грамотного менеджмента, научно поставленного с учетом специфики организации и людей работающих в ней. Одной из ярких звезд японского менеджмента является Акио Морита и основанная им корпорация " Сони". Блестящий тандем менеджера Акио Мориты, и Масару Ибуки, техниче­ского гения фирмы, превратил маленькую и никому не известную компанию в одну из крупнейших транснацио­нальных корпораций мира. Кроме того, «Сони корпорейшн» была и остается фирмой-новатором, предлагающей своим потребителям новые перспективные товары: транзисторный радиоприемник, домашний видеомагнитофон, портативный кассетник, лазерную технологию звукозаписи, технологии телевидения с высокой четкостью изображения и др. В своем стремительном развитии «Сони корпорейшн» прошла три важнейшие стадии: мелкого производителя, специализированной компании и крупной монополии. Начало фирме «Сони», тогда еще называвшейся «Токио телекомьюникейшенз инжиниринг корпорейшн», положила основанная в 1946 году мастерская по пере­делке радиоприемников.

Современная «Сони корпорейшн» представляет собой гигантский организм. Она велика по размерам (в 1987 году—47583 занятых), сложна по структуре (более тридцати основных производственных филиалов, часть из которых находится к тому же в совместном с други­ми фирмами владении), действует практически во всех странах мира и управляется интернациональным кол­лективом менеджеров.

 

 


В российском бизнесе достаточно сложно определить " звезд", поскольку времени для проверки практикой их достижений в современной России, конечно, прошло недостаточно. По мнению П. Друкера, не существует слаборазвитых, есть только плохо управляемые страны. Япония когда-то была по всем экономическим параметрам слаборазвитой страной, но все изменилось после введения менеджмента высшей компетенции [40], т.е. менеджмент — это основной двигатель, а развитие - его следствие. И все природные и другие богатства России, о которых мы говорим, будут бесполезны до тех пор, пока не произойдут кардинальные изменения в системе менеджмента.

Известное положение, что наука — это непосредственно произво­дительная сила, подтверждается коренными качественными преобра­зованиями в технике, технологии и самом процессе производства. Управление в таких условиях неизбежно ведет к необходимости науч­ного подхода, эффективному использованию всего нового и передово­го. С середины XX в. происходит резкое ускорение научно-техниче­ского прогресса, оказавшего воздействие не только на науку и техни­ку, но и на все стороны общественной жизни.

Возник широ­кий общественный интерес к менеджменту и изучению управленческого опыта в зарубежных странах, где уже давно и широко он применяется и надлежащим образом поставлена подготовка профессиональных управ­ляющих, которые отвечали бы потребностям рыночных отношений.

Существует две достаточно различные точки зрения на значение науки менеджмента и специального управленческого образования для подготовки кадров менеджеров.

Первая из них, характерная для США и Европы, отводит управленческому образованию очень важную роль. Здесь считают науку менеджмента основополагающей для формирования специалистов по управлению людьми, которые, в свою очередь, являются не менее сложными объектами, чем машины или химические процессы, чтобы неподготовленный человек мог управлять ими.

 
 

 


Другая точка зрения - в Японии, где система подготовки менеджеров построена иначе. Круп­ные фирмы сами готовят руководителей, т.е. происходит обучение опытом, когда старшие по должности учат младших. Процесс подготовки квалифицированного менеджера через планирование карьеры, обмен опытом, ротацию кадров и т.п. занимает почти два десятка лет. Основой подготовки менеджеров считают практику, в то время как наука имеет общеобразующую роль. Так, в стране принято, что на предприятиях учатся все — от рабочего до управляю­щего фирмой.

В России в условиях отсутствия квалифицированных менеджеров, могущих подготовить себе смену, при всей близости нашей бывшей советской системы к японскому образцу, наиболее вероятен, возможен и реализуется западный вариант.

Сегодня в нашей стране и в среде бизнеса, и в правящих кругах не сомневаются в необходимости и целесообразности изучения ме­неджмента и предпринимательства.

Важный момент в области современно­го управления организацией - необходи­мость наличия эффективной системы обу­чения и переподготовки кадров управленцев. Разработана и реализуется федеральная Программа переподготовки управленческих кадров для предприятий и организаций народного хозяйства.

В начале уходящего столетия счита­лось, что поскольку менеджмент это наука, он так же независим от культурных ценно­стей и личных взглядов, как и математика с физикой. Между тем, уже в 60-х гг. П. Друкер предложил рассматривать менеджмент как и точную и одновременно гуманитарную науку, так как он является системой ценно­стей и убеждений, видом культуры.

Знание теоретических основ современного менеджмен­та создает необходимую фундаментальную базу профессио­нальной подготовки любого специалиста.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал