Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Информационно-методическое письмо
«Подготовка и проведение итогового сочинения (изложения)
для выпускников образовательных организаций,
реализующих программы среднего общего образования, в 2015-2016 учебном году»
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» № 923 от 05.08.2014 2 декабря 2015 г. выпускники образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, будут писать итоговое сочинение (изложение).
Итоговое сочинение (изложение) носит обязательный характер для всех категорий обучающихся и является допуском к ГИА. По желанию итоговое сочинение могут писать выпускники прошлых лет с целью представления его результатов в вузы. Итоговое изложение вправе писать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды, а также обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа. Для изложения будут предложены тексты повествовательного характера объемом в 360-370 слов.
Тематические направления итогового сочинения разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Наталии Солженицыной — президента Русского общественного фонда Александра Солженицына. В рамках направлений будут разработаны конкретные темы сочинений, которые станут известны выпускникам в день проведения итогового сочинения.
Ниже перечислены открытые тематические направления итогового сочинения, примерные темы, а также список художественных произведений, на материале которых могут быть раскрыты темы итогового сочинения.
№
| Тематическое
направление
| Комментарий
| 1.
| «Время»
| Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
Рекомендуемые произведения:
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
И.С. Тургенев «Отцы и дети».
Л.Н. Толстой «Война и мир».
А.П. Чехов «Вишневый сад».
М.А. Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Судьба человека».
Литература о Великой Отечественной войне (произведения В.В. Быкова, Ю.В. Бондарева, В.Л. Кондратьева, К.Д. Воробьева и др.).
А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
Примерные темы:
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». (М.В. Ломоносов)
Кого можно назвать героем своего времени?
| 2.
| «Дом»
| Направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
Рекомендуемые произведения:
А.С. Пушкин «Капитанская дочка».
Н.В. Гоголь «Мертвые души».
И.А. Гончаров «Обломов».
Л.Н. Толстой «Война и мир».
А.П. Чехов «Вишневый сад».
М.А. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».
М.А. Шолохов «Тихий Дон».
А.И. Солженицын «Матренин двор».
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой».
Примерные темы:
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Л.Н. Толстой)
Какова роль дома в жизни человека?
| 3.
| «Любовь»
| Направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
Рекомендуемые произведения:
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин». Лирика.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Лирика.
А.Н. Островский «Гроза».
И.С. Тургенев «Отцы и дети».
И.А. Гончаров «Обломов».
Н.С. Лесков «Очарованный странник».
Л.Н. Толстой «Война и мир».
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
И.А. Бунин «Темные аллеи», «Холодная осень», «В Париже», «Натали» и др.
А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет»,
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
М.А. Шолохов «Тихий Дон».
Примерные темы:
«Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его». (Н.Г. Чернышевский)
Бывает ли несчастной любовь?
| 4.
| «Путь»
| Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
Рекомендуемые произведения:
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Лирика.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Лирика.
М.В. Гоголь «Мертвые души».
Н.С. Лесков «Очарованный странник».
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
Л.Н. Толстой «Война и мир».
М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека».
Примерные темы:
«Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой». (В.Г. Белинский)
Что значит выбрать свой путь в жизни?
| 5.
| «Год
литературы»
| Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Примерные темы:
Моя «золотая полка».
Книга, о которой хочется рассказать.
Какие вопросы задаёт литература человеку?
|
Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления). При составлении тем сочинений учитываются следующие принципы: посильность, точность постановки проблемы, литературоцентричность. Обращаем внимание на то, что темы будут размещены за 15 минут до начала экзамена на сайтах ege.edu.ru, и а также на официальном сайте ФГБУ «Федеральный центр тестирования» (rustest.ru), за 20 минут — на сайтах orcoko.ru, orel-edu.ru.
Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут. Для выпускников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1, 5 часа.
В первую среду февраля и в первую рабочую среду мая выпускникам предоставляется возможность пересдачи (в т.ч. для пропустивших итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине).
Проверять итоговое сочинение (изложение) в Орловской области будут комиссии образовательных организаций в соответствии с критериями оценивания, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (приложение 1, приложение 2).
Результаты итогового сочинения (изложения) — «зачет» или «незачет» — станут основанием для принятия решения о допуске к государственной итоговой аттестации (ГИА). В этом году к проверке допускаются работы, соответствующие установленным требованиям.
|