Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типологии педагогических парадигм
Понятие «парадигма» происходит от древнегреческого «образец, пример». Оно возникло в античном мире и первоначально использовалось философами для характеристики взаимодействия духовного и реального миров. Для характеристики нормативной методологии это понятие было введено К. Бергманом в философии науки и развито Т. Куном, который предложил свою систему понятий. Под парадигмой он понимал «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» [5, с. 35]. В отечественной науке «парадигма в педагогике (педагогическая парадигма) – это устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, определенный стандарт, образец в решении образовательных и исследовательских задач» [5, с. 35]. Педагогические парадигмы концептуально осмысливают базовые модели образовательного процесса, выражающие сущностные особенности педагогического взаимодействия между субъектами образования в процессе достижения образовательных целей. Появление парадигмального подхода Е. В. Бондаревская [2] объясняет следующими причинами: 1) неудовлетворенностью исследователей в методологических опорах, которые были утрачены в связи с ревизией воспитательных постулатов марксистской идеологии; 2) стремлением ученых осмыслить инновационную, противоречивую педагогическую реальность современности в ее целостности; 3) желанием ученых и практиков найти универсальный, научно обоснованный метод преобразования педагогической действительности, соответствующий прогрессивным тенденциям. Педагогические парадигмы являются эффективным инструментом анализа развития историко-педагогической действительности, позволяющим глубже проникнуть в причинно-следственные связи, порождающие в истории человечества различные философско-педагогические теории, учебно-воспитательные системы, систематизировать и типологизировать педагогические явления, т. е. дать целостное представление о многообразии педагогической действительности [4]. Педагогический плюрализм, основанный на понимании несовершенства концепций образования, требует вдумчивого подхода к отбору образовательных моделей, педагогических технологий. В 90-е гг. ХХ в. в отечественной научной литературе неоднократно предпринимались попытки парадигмально-педагогической типологии базовых образовательных моделей. Это объясняется объективной потребностью в упорядочении и систематизации педагогического знания о существующих путях и способах учебно-воспитательного процесса и выработать определенные ориентиры в многообразии педсистем, концепций, теорий, технологий. В последние годы усилилась тенденция не привязывать парадигмы к определенным конкретно-историческим социокультурным условиям возникновения и существования базовых моделей, что позволяет их рассматривать на протяжении длительного периода времени. Наиболее универсальными и распространенными в теории и истории образования являются следующие педагогические парадигмы: - авторитарно-императивной и гуманной педагогики (подход Ш. А. Амонашвили); - когнитивной и личностной педагогики (подход Е. А. Ямбурга); - парадигмы педагогики традиций, научно-технократической и гуманитарной педагогики (подход И. А. Колесниковой); - парадигмы естественнонаучной, технократической, эзотерической, гуманистической и полифонической педагогики (подход О. Г. Прикота); - парадигмы педагогики авторитета, манипуляции и поддержки (подход Г. Б. Корнетова).
|