Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опрос. Интервьюирование как вид опроса.






 

См.вопрос 7.

 

Интервьюирование – метод получения информации путем непосредственного контакта респондента и корреспондента. Преимущества: дает возможность следить за реакцией респондента, позволяет увидеть степень искренности, существуют возможность учесть уровень знаний, культуры, понимания респондента. Структурная единица – не вопрос, а тема. Виды: формализованное (жесткая структура, как в анкете), полуструктурированное, нарративное (свободное повествование рассказчика без дополнительного вмешательства со стороны интервьюера), диалоговое (корреспондент и респондент имитируют равноправных собеседников).

По содержанию беседы различать документальные интервью, на основании которых рассматриваются события прошлого и настоящего, и интервью мнений, цель которых – выявление отношения к чему-либо, оценки, мнения по какому-либо вопросу, важному для исследователя. Отдельно отмечается интервью со специалистами – экспертами. Интервью может длиться часами (такое интервью называется клиническим или интенсивным) или проходить достаточно недолго, в том случае если надо узнать мнение человека по достаточно узкому кругу проблем. Сначала перед интервьюером встает нелегкая задача создать благоприятную атмосферу на этапе установления первого контакта. Здесь человек, проводящий опрос представляет себя и свою организацию, говорит о том, почему выбрали именно этого респондента, иногда беседует с ним на отвлеченные темы. Далее происходит закрепление контакта и задаются первые, достаточно простые вопросы, требующие получения чисто фактуальных сведений. Переход к основным вопросам должен сопровождаться вводными словами, которые подчеркивают важность последующего разговора. Поощрение к ответу на такие сложные вопросы может осуществляться разными способами: одобрительным кивком, поддакиванием, указанием на противоречие и т.д. Но даже при использовании всех этих приемов опрашиваемый может отказаться отвечать на какие-либо вопросы, поэтому интервьюеру очень важно уметь быстро восстанавливать контакт с респондентом в случае его утраты. Наконец, в заключении беседы исследователь подытоживает все, что было сказано, задает еще раз вопросы, на которые получил неполные ответы. Когда содержание интервью исчерпано, опрашиваемый дает некоторые сведения о себе.

Метод интервьюирования может быть предпочтительнее анкетирования, так как вопросов без ответов при нем практически не бывает, неопределенные или противоречивые вопросы можно уточнить, есть возможность фиксировать невербальные реакции респондента (таким образом, метод интервьюирования сочетается с методом наблюдения), полученная информация глубже и точнее. Подобный опрос позволяет убедиться в получении достоверной информации, более удобен в том случае, если аудитория достаточно разнородна и потому составить единый вопросник для всех представляет некоторую сложность. При использовании неформализованных интервью в полной мере раскрывается все преимущества интервью перед анкетой, так как в таком случае можно варьировать вопросы в зависимости от ответа респондента. Влияние интервьюера на опрашиваемого респондента в зависимости от его компетентности можно быть как достоинством, так и недостатком данного метода. С одной стороны, он способен адаптироваться к психологическим особенностям опрашиваемого: снять психологические барьеры или предубежденность, вызывающие нежелание участвовать в опросе или уклонение от ответов на отдельные вопросы. Но в большинстве случаев влияние человека, проводящего опрос, сказывается отрицательно на результате. Прежде всего, как и у всех людей, у интервьюера действует эффект стереотипности восприятия опрашиваемого, в результате чего он может неправильно анализировать некоторые ответы респондента. На ход беседы может повлиять все – от темпа речи и обстановки, в которой проводится опрос, до соотношения в возрасте и пола участников. Поэтому важным условием проведения интервью является подбор подходящих людей и их обучение. Следовательно, среди недостатков также можно назвать достаточно длительный процесс подготовки к такому социологическому методу, большие затраты на его использование. Ответы на вопросы интервью могут содержать большое количество лишней информации и трудно поддается анализу и кодировке. При этом данный метод опроса может оказаться несостоятельным в том случае, если требуется опросить слишком большое число людей, а времени на проведение масштабной подготовки недостаточно.




Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал