Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Антропогенез и социогенез. Исторические этапы развития социальной коммуникации
Антропогенез- процесс формирования homo sapiens как биологического вида. Этот процесс завершился примерно 40 тыс. лет назад. После этого дальнейшая эволюция человека стала носить социальный характер. Проблема антропогенеза и происхождения языка (глоттогенеза) решается, в основном, с помощью гипотез. Наиболее значимой, на наш взгляд, гипотезой является развитие языка в процессе общественной производственной деятельности. Ее автором считают одного из основателей марксизма Фридриха Энгельса. Он подчеркивает, что труд и членораздельная речь превратили постепенно мозг обезьяны в мозг человека. Труд, язык и сознание (мышление) развивались одновременно, во взаимодействии. Осознание пользы совместной деятельности для каждого отдельного члена общества способствовало более тесному сплочению первобытного трудового коллектива, появлению потребности передать необходимую информацию с помощью слов. Согласно другой, но близкой к вышеотмеченной по своему содержанию гипотезе, питекантроп, как известный науке первый вид древнего человека, отличался от обезьяноподобных существ тем, что создавал простейшие орудия труда – обработанные камни. Создание таких орудий требовало определенного уровня взаимодействия, позволявшего не только закрепить полученные навыки в памяти одного индивида, но и передать их другим. Предположительно, средства взаимодействия этих существ имели сигнально-двигательный характер и основывались на механизме подражания и имитации. Следующий из найденных предков человека, пекинский синантроп, для регуляции совместной деятельности использовал не только мимику и жесты, но в большей мере звуковые сигналы. Это было необходимо для поддержания огня в ночное время. Эти виды существ умели разводить огонь и использовали в пищу, в отличие от питекантропов, не сырую, а обработанную на огне добычу. Эти два вида древнего человека жили в доледниковый период. Ледниковая эпоха ознаменовалась появлением нового типа древних людей: неандертальцев и кроманьонцев. Исследования показывают, что неандертальцы вели интенсивную охоту, их коллективная жизнь была достаточно сложной, что повлекло за собой появление новых средств общения. Полагают, что именно у неандертальцев начала формироваться членораздельная речь. Кроманьонец – человек верхнего палеолита, согласно гипотезе, преодолел барьер, разделяющий животное и человека. Он владел конструктивными приемами изготовления орудий труда, приручил собаку и изобрел лук. Кроманьонцы жили родами, у них существовало разделение и специализация видов деятельности, что свидетельствует о более высоком уровне развития этого вида древних людей. Все это способствовало совершенствованию функции речи и развитию коммуникации. Более подробно процесс развития средств коммуникации, согласно вышеназванной гипотезе, описан в учебнике (см. список основной литер., источник 1, с. 43-47). Итак, в процессе развития древнего человека формировались особые функции средств коммуникации, отличающие человека от других представителей животного мира. Речь становилась ведущим средством: 1) познания окружающего мира, инструментом мышления, позволяющим присваивать образам определенные значения и знаки; 2) передачи накопленного опыта и знаний; 3) регуляции взаимодействия (принуждение, запрет, убеждение, оценки, систематизации и организации ответных действий); 4) внутренней самоорганизации и самоуправления. Учитывая ведущую роль языка, речи в процессе антропогенеза, необходимо уделить внимание и гипотезам происхождения языка. В рамках этой проблемы одной из первых появилась звукоподражательная или ономатопоэтическая гипотеза. Первыми ее высказали Демокрит и Платон. Согласно ей, первые слова человеческого языка – это звукоподражение крикам птиц, зверей, шуму воды, грома и т.п. Эта гипотеза, согласно современному представлению о происхождении языка не может считаться состоятельной, поскольку не может объяснить происхождение большинства слов. Согласно другой гипотезе – междометной – первотолчком к созданию слов считается внутреннее эмоциональное состояние человека. Как и звукоподражательная, междометная теория не объясняет многого в языке. Одним из недостатков вышеупомянутых теорий явилось преувеличение сугубо биологического аспекта происхождения языка. Другие гипотезы происхождения языка в большей мере апеллируют к социальным аспектам. Так, теория инстинктивных трудовых выкриков добавила, с одной стороны, деятельностный аспект (мышление и действие были первоначально неразрывны), а с другой – аспект социальный (трудовые выкрики во время совместной работы становились символами трудовых процессов, протоязык был набором глагольных корней). Социальный аспект преобладал и даже перевешивал в теории социального договора, которая рассматривала язык как сознательное изобретение и творение людей, утверждаемое договором между ними. Эта теория получила широкую популярность в рационалистическом XVIII веке (Этьен Бонно де Кондильяк, Адам Смит, Жан Жак Руссо). Так, Руссо делил жизнь человечества на два периода: природный и цивилизованный. В первый период человек был частью природы и язык происходил от чувств: “страсти вызывали первые звуки голоса”, которые становились затем символами предметов, действующих на слух; предметы, действующие на зрение, обозначались жестами. С появлением собственности и государства язык стал менее эмоциональным, более “сухим, рассудочным и методическим”, что означало для Руссо его регресс. Рациональное поведение людей вызывало, якобы, появление социальных договоренностей в отношении языка. Проблемы познавательного развития человека, глоттогенеза и развития культуры рассматриваются в рамках культурно-исторической школы Л.С. Выготского и его соратников. Таким образом, примерно 40 тыс. лет назад возникла человеческая речь, ставшая ведущим средством социальной коммуникации.
|