Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация аудита






С точки зрения классификационных признаков в современной практике проведения аудита в Республике Беларусь можно выделить несколько его видов (рис. 4.1).

Под внутренним аудитом понимается организованная в интересах собственников и регламентированная внутренними документами субъекта предпринимательской деятельности система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. Внутренний аудит является одной из форм внутрихозяйственного контроля, осуществляется внутренними аудиторами — работниками организации, непосредственно подчиненными руководству субъекта хозяйствования. В то же время функции внутренних аудиторов значительно шире и включают в себя контроль не только за сохранностью активов организации, рациональным и эффективным их использованием, но и за политикой и качеством менеджмента субъекта хозяйствования. При правильной организации внутренний аудит способствует четкому и качественному выполнению своих обязанностей должностными и материально ответственными лицами, предотвращению негативных явлений при осуществлении финансовых операций и хозяйственных процессов. Наряду с этим результаты внутреннего аудита в определенной мере являются информационной базой для внешнего аудита. Внешний аудит — это проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов аудируемых лиц независимыми аудиторами или аудиторскими организациями на основании договоров гражданско-правового характера. Никакие государственные органы, заказчики аудита и любая третья сторона не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность аудиторской организации (аудитора) при проведении аудита. Аудитор самостоятельно принимает решения о видах, количестве и методах аудиторских процедур; затратах времени; количестве и составе специалистов, требующихся для осуществления аудита и, подготовки обоснованного аудиторского заключения. В зависимости от порядка назначения внешний аудит разделяется на инициативный и обязательный. Инициативный аудит проводится по решению субъекта предпринимательской деятельности (в том числе индивидуального предпринимателя) или по требованию его учредителей (акционеров, участников, собственников имущества). Характер и масштабы такой проверки определяются условиями договора, заключенного с инициатором ее проведения. Обязательный аудит — это внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязательность проведения которого установлена законодательными актами. Объем и порядок его осуществления регламентируются нормативными актами. В силу ст. З Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежит достоверность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности следующих субъектов: • организаций, являющихся открытыми акционерными обществами; • банков, небанковских кредитно-финансовых организаций; • бирж; • коммерческих организаций с иностранными инвестициями; • страховых организаций, а также страховых брокеров; • резидентов Парка высоких технологий; • организаций, осуществляющих гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц; • иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тыс. евро. Обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов) и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится. В соответствии со ст. 103 Гражданского кодекса Республики Беларусь акционерное общество, обязанное в соответствии с законодательством публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в ч. 2 п. 1 ст. 97 Кодекса, для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности должно ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом и его участниками. Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представляют в налоговый орган отчет о деятельности в Республике Беларусь, а также декларацию о доходах (причем последняя подлежит ежегодной аудиторской проверке). Следует подчеркнуть, что уклонение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя от проведения обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности влечет наложение штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин. Отметим, что по мере внедрения рыночных отношений в национальную экономику, усиления конкуренции и углубления экономических связей заинтересованность субъектов предпринимательской деятельности в проведении у них как обязательной, так и инициативной аудиторской проверки будет возрастать. И обязательный, и инициативный аудит может быть общим, банковским и страховым. Общий аудит проводится у субъектов предпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности, за исключением банков и страховых организаций. Это сфера деятельности аудиторов — индивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций, внесенных в Государственный реестр в соответствии с действующим законодательством. Банковский аудит проводится в учреждениях банка аудиторами, которые должны дополнительно иметь квалификационное свидетельство, выданное Национальным банком Республики Беларусь. В штате аудиторской организации должно быть не менее трех аудиторов (в том числе и руководитель организации), дополнительно имеющих такое квалификационное свидетельство. Страховой аудит проводится в страховых и перестраховочных организациях. Все рассмотренные нами ранее виды аудита могут быть как первоначальными, так и согласованными. Первоначальный аудит проводится аудитором или аудиторской организацией впервые для данного субъекта предпринимательской деятельности. Это значительно увеличивает трудоемкость и риск проверки, так как аудиторы не располагают информацией об особенностях деятельности субъекта, системе его внутреннего контроля и т.д.Согласованный аудит осуществляется аудитором или аудиторской фирмой повторно или регулярно у одного и того же субъекта предпринимательской деятельности. Благодаря длительному сотрудничеству с клиентом проверяющие хорошо ориентируются в специфике его деятельности, осведомлены о положительных и отрицательных сторонах организации его бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля. Как правило, в период между проверками субъекты хозяйствования становятся на консультационное обслуживание аудиторскими фирмами. Практика аудиторских фирм (в странах с развитой рыночной экономикой и в Республике Беларусь) свидетельствует о преимуществах согласованного вида аудита. Следует заметить, что частая смена аудиторов или аудиторских фирм способна вызвать настороженность как у аудиторов, так и у пользователей финансовой отчетности. В зависимости от направления проверки различают аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, специальный аудит и аудит на соответствие требованиям. Первый из них можно отнести к обязательному аудиту, а два других — к инициативному.

Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности — это проверка отчетности субъекта предпринимательской деятельности на предмет ее достоверности и соответствия действующему законодательству и нормативным актам по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. По его результатам выдается аудиторское заключение специальной формы. Под достоверностью бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается степень точности ее данных, от которой зависит правильность выводов пользователя финансовой информации относительно результатов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, его финансового и имущественного положения, что влияет па принятие обоснованных решений. Форма и требования к содержанию аудиторского заключения, выдаваемого по результатам аудита финансовой отчетности, представлены в правилах аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности». Специальный аудит — это аудит, в процессе которого исследуются конкретные вопросы деятельности экономического субъекта, соблюдение определенных процедур, правил и норм, что должно подтвердить законность, достоверность и эффективность отдельных хозяйственных процессов и финансовых операций, правильность расчетов с бюджетом по налогам и т.д. Обычно вопросы проверки заранее определяются заказчиком и оговариваются в договоре на проведение аудиторской проверки. В рамках специального аудита выделяют экологический аудит, направленный на обеспечение экологической безопасности, определение путей и способов уменьшения рискадля окружающей среды вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Независимая проверка такой деятельности проводится исходя из требований в области охраны окружающей среды и иных показателей, установленных законодательством Республики Беларусь. Экологический аудит бывает как обязательным, так и инициативным. Аудиторы могут оказывать услуги по выработке решений, способствующих повышению экологической безопасности производства на проверяемых объектах. В Беларуси экологический аудит пока не получил широкого распространения, его правовая и нормативная база только начинает формироваться. В редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. «Об охране окружающей среды» впервые появилась ст. 97 «Экологический аудит», в которой, в частности, указано, что экологический аудит проводится в обязательном порядке за счет собственных средств юридического лица или индивидуального предпринимателя при приватизации предприятий, а также при банкротстве или ликвидации юридического лица, банкротстве или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, а также в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь. Развитию экологического аудита должно способствовать введение в действие РД РБ № 03810 от 5 августа 2000 г. «Национальная система сертификации Республики Беларусь. Подсистема экологической сертификации. Требования к аудиторам в области экологии», а также такие меры, как экологическое страхование, совершенствование экологического механизма природопользования. Благодаря им сфера применения экологического аудита в республике будет расширяться.Аудит на соответствие требованиям связан с проверкой хозяйственных процессов и финансовых операций с точки зрения установленных актов законодательства и инструктивных материалов, а также процедур и правил, предписанных должностным лицам. Такой вид аудита может выполняться по заказу акционеров и иных собственников субъекта предпринимательской деятельности с целью проверки соблюдения руководством организации предписанных норм и правил, зафиксированных в учредительном договоре и уставе юридического лица. Кроме того, к аудиту на соответствие требованиям относится проверка по требованию правоохранительных и судебных органов силами аудиторов и аудиторских организаций, результаты которой докладываются соответствующим государственным органам.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал