Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предполагаемая форма построения
Существующее еще во многих клубах однообразие в замыслах сценариев обусловливается привычностью формы: зрительный зал — сцена, стол президиума — трибуна. Это сковывает сценариста. Но ведь. можно открыть экран, прибавить еще одну сценическую площадку в зале. А если использовать проходы между рядами, ложи, балкон? Стоит иногда попробовать поместить зрителей на сцене и в амфитеатре, а в центре зала организовать действие. Во Дворце культуры Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова уже несколько лет вечера, посвященные знаменательным датам в жизни нашего государства, имеют свою особую форму и готовятся по детально разработанному сценарию. Здесь нет обычной в подобных случаях торжественной и художественной части, большого стола президиума и трибуны. Официальные представители сидят у небольшого столика в левой половине сцены на фоне эмблемы вечера, в центре — экран для демонстрации документальных, научно-популярных фильмов, справа — рояль. Над сценой — лозунг, посвященный знаменательной дате. Выступления докладчиков имеют тематическое продолжение на экране и в звуковой фонограмме вечера, часто начинаются и заканчиваются торжественным приветствием академического хора МГУ; в них включаются композиции из документальных материалов, подготовленные художественной самодеятельностью. Но это не превращается в театрализацию, неуместную в таких случаях. Все подчинено логике и задаче торжественного, официального вечера. Принято считать, что клуб — это зрительный зал. А может быть, рассуждает сценарист, начать действие в фойе, а затем уже перенести его в зал? Или разместиться во всех помещениях клуба (в каждом своя программа), а затем— в зале и в фойе либо рассредоточить публику и дать возможность каждой группе провести время сообразно ее интересам? Или устроить вечер-шествие? Начать у входа в клуб, в клубном дворе и потом переместиться в фойе. Летом вообще можно использовать территорию, на которой расположен клуб. У сценариста возникают и другие варианты. Можно, например, построить документальный вечер так: начать его в клубе, а потом (пешком, если близко, или на автобусах) посетить памятные места, интересные объекты, на которых по сценарию будет развиваться действие. Или договориться с другими клубами и в один день совместно, по общему сценарию провести программу в двух помещениях, обменявшись зрителями? Интересный опыт есть у Дворца культуры Томского подшипникового завода ГПЗ-5. Вот как описывает свои впечатления о таком вечере шлифовщица завода Л. Кудрявцева (1). «Никогда не забыть мне торжество, которое устроили по случаю нашего вступления в заводскую семью. Начался вечер выносом на сцену Красных знамен завода и училища. В президиуме — руководители и знатные люди предприятия, представители партийной, профсоюзной и комсомольской организаций. После теплого напутствия все мы под звуки «Марша трудовых резервов» направились к заводской проходной, где нас ожидал сюрприз. Путь в распахнутые настежь ворота преграждала ленточка. Разрезать ее поручили отличнице учебы, члену комитета комсомола училища Александре Шмаркиной. Так же торжественно нас развели по участкам, где предстояло трудиться. Мастера показали рабочие места, познакомили с товарищами по профессии, с лучшими людьми цеха. Ветераны взволнованно говорили о славных 1 В работе использованы материалы выступлений на семинарах, конференциях, в центральной и местной печати. традициях подшипниковцев, прямо у станков всем вручили рабочие путевки. Затем вместе с наставниками новички вернулись во, Дворец, где их ждал праздничный концерт. Молодежный хор исполнил песни о партии, Родине, юности, чтецы — стихи о труде. Был показан фильм «Поэма о рабочем классе», из которого мы узнали о династии ленинградских рабочих Промаховых». А вот пример из опыта работы другого культучреждения — Дворца культуры автоагрегатного завода (г. Шадринск Курганской области). По мостовой движется украшенный флажками большой макет легендарного крейсера «Аврора». Это реклама вечера «Им завтра в армию идти». На борту—группа вооруженных моряков в бушлатах. Дальше следует военный патруль первых лет Советской власти. Пока шествие направляется к Дворцу, там заканчиваются последние приготовления. У дверей парень в гимнастерке и пилотке — будущий воин, на рукаве повязка. Это дневальный. Он радушно встречает своих сверстников и вручает «повестки» с программой вечера. Допризывники осматривают фотостенды, тематические выставки, проходят в комнату-музей боевой и трудовой славы. Разбившись на группы по четыре-пять человек, будущие воины затевают в фойе и комнатах различные игры и состязания. В одном из помещений оборудован тир. Стреляя из духовой винтовки, ребята демонстрируют свою меткость. Поразившему больше мишеней присуждается титул чемпиона вечера. Лавры победителя достанутся и тому, кто с завязанными глазами быстрее других разберет автомат. Немало желающих испытать силу в перетягивании каната, а также показать свое умение чистить картошку, пришивать подворотнички. На военной службе все это пригодится. Затем действие переносится в зрительный зал. Идет композиция. Выступления коллективов художественной самодеятельности сменяются кадрами из документальных фильмов, эпизодами из художественных кинолент, связанных с темой вечера. На вечере появляются участники лыжного пробега Шадринск — Катайск. Его маршрут прошел по местам, где более чем полвека назад получили боевое крещение бойцы Красной Армии. Во время того или иного вечера можно использовать все помещения культучреждения. Так поступают, например, в Центральном Доме культуры железнодорожников. Любители чтения идут в зал, где расставлены мягкие кресла, диваны, журнальные столики. В одной из комнат — музыкальный салон. Малый зал отдан любителям кино. В фойе второго этажа — шахматные столики, здесь идет блицтурнир. Рядом выставка работ фотолюбителей-железнодорожников. В зеркальном зале играет танцевальный оркестр, выступают массовики. Кроме основного буфета, работают дополнительные — на этажах. Схемы построения клубных мероприятий. Клубный сценарист должен уметь подойти к работе над мероприятием с учетом его периодичности, основной задачи, актуальности, места проведения, состава участников, характера участия зрителей, уметь определить основную форму построения в каждом конкретном случае. Мероприятие может удовлетворять интерес зрителей в какой-то одной, определенной области. Тогда находят тему, намечают ее развитие. Такие формы называют тематическими. Другого построения требуют вечера, встречи, концерты, рассчитанные на различные интересы зрителей. Они состоят из ряда тематических эпизодов, и сценарист работает над каждым в отдельности, рассматривая его как небольшое самостоятельное сценарное произведение и намечая общую композицию. В одних случаях мероприятие проводится в каком либо одном жанре (беседа за круглым столом, вечер песни, вечер пантомимы, драматического искусства), и сценарист ищет разнообразие материала в пределах избранного жанра, строит композицию, форму вечера в соответствии с характерными для него условностями. В других случаях используется принцип многожанровости. Здесь важно не повторять один и тот же жанр, следить за их сменой и разнообразием. Различаются мероприятия, носящие единичный характер, и их циклы, серии. В первых материал излагается каждый раз полностью в зависимости от замысла. В цикле, серии есть возможность распределить его так, как это делают при публикации повестей с продолжением или показе многосерийных телефильмов: каждая часть должна быть завершенной по форме и содержанию и в то же время являться развитием предыдущей и завязкой для последующей. Для вечеров, связанных с определенным событием, и вечеров, не имеющих актуального повода, существуют различные способы построения. Вечер, посвященный какому-либо событию, освещает различные его аспект, причем событие все время находится в центре внимания, иначе оно не будет воспринято должным образом. Обычно каждый вечер, утренник имеет одну программу, рассчитанную на полтора—три часа. Но бывают в клубе или в парке, в поселке или городе специальные дни, когда зрители приглашаются на более длительное время и намечается несколько различных программ. Это могут быть празднества, памятные дни, фестивали. Сценарии многопрограммных мероприятий отличаются тем, что каждая программа пишется отдельно и, кроме того, составляется общий план и регламент празднества с указаниями мест проведения, ответственных лиц. В последнее время, совершенствуя метод клубной работы, сценаристы стали разрабатывать новые, активизи- рующие зрителя формы построения вечеров. Среди них можно назвать субботние вечера по интересам. Их особенность состоит в том, что различные встречи и программы проводятся одновременно в фойе, в больших комнатах клуба, малом лекционном зале, спортивном зале и других помещениях. Со зрителем как бы уславливаются, что он не сможет посмотреть все, что приготовил ему клуб, и предоставляют ему самому сделать выбор. В одно время начинаются параллельно международный обзор событий за неделю, встречи рационализаторов и изобретателей, филофонистов, филателистов, любителей песни. В зале демонстрируются документальные и научно-популярные фильмы. В последние два—два с половиной часа зрителям дают возможность посмотреть в большом зале наиболее интересную программу: эстрадный концерт или художественный кинофильм, а в фойе в это время начинаются массовые игры и танцы. Все мероприятие длится около четырех часов. Особенностью такой формы работы является и то, что с ее помощью в полтора-два раза увеличивается пропускная способность клубных учреждений. Сценарий может быть построен по принципу «сцена — зритель», когда предполагается активное действие на сцене или другой площадке и сидящий в зале зритель, который не является активным действующим лицом. Другой случай — драматургия вечера предусматривает движение зрителя в зале и иных помещениях. Это не только вовлечение гостей в массовые игры, танцы, шествия, но и общение участников со зрителями на сцене, и предусмотренная реакция зрителя и перемещение его в разные стороны зала, и многое другое. К сожалению, клубные мероприятия строятся в основном по первому из названных здесь принципов, лишая тем самым аудиторию возможности проявить инициативу. Пока еще мало используются сюжеты, требующие живого общения собравшихся. Считается, что осуществление этой задачи лежит на массовике или ведущем. Между тем сюжет сценария должен служить организационной основой активного участия в мероприятии людей, пришедших в клуб. Здесь имеются в виду не только формы, которые в последнее время пропагандирует телевидение: «Алло! Мы ищем таланты», «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!». Культучреждение имеет свои специфические возможности. Следует учитывать особенности аудитории каждого мероприятия. Для любителей классической музыки можно устроить прослушивание музыкальных произведений с последующими выступлениями собравшихся на тему «Как я чувствую и понимаю музыку». В этом случае сценарист предварительно уточняет с музыковедом, какие произведения будут звучать, согласовывает вопросы, на которые должны ответить собравшиеся, продумывает завязку вечера. Некоторые выступления заранее оговариваются, музыканты-любители готовятся проиллюстрировать тезисы своих высказываний фрагментами из музыкальных произведений, намечается также участие в обсуждении вокалистов. Кульминационным моментом вечера должно послужить появление на сцене музыканта или композитора, который включится в общую беседу. Предварительно готовится несколько вариантов сценария, из которых уже в ходе самого обсуждения выбирается наиболее интересное. По аналогичному принципу проводятся в рабочих клубах вечера на научные и производственные темы. И в этих случаях тщательно продумывают состав присутствующих. Работая над сценариями таких вечеров, клубные работники строят их с учетом заранее обусловленных производственных вопросов, готовят стихи и эпиграммы, дружеские пародии и сценки. Обычно аудитория состоит из двух, разных по интересам групп — команд, которые включают, например, представителей разных профессий, разных цехов, отделов. Каждая из них отвечает за определенную часть сценария, и обе части после обсуждения соединяются в общее действие. Как правило, удачными бывают в клубах семейные, цеховые вечера, вечера женщин-работниц, если в их проведении активно участвуют сами присутствующие. Формирование замысла сценария. Из всех названных выше компонентов формируется замысел сценария. Их различные сочетания делают возможными многие варианты, из которых сценаристы выбирают наиболее удачные. Представьте, что вы работаете над сценарием и вам кажется, что замысел уже созрел. Попробуйте кому-нибудь рассказать о нем. Тогда легче увидеть, какие еще есть пробелы, что недодумано, а что и вовсе упущено, выпало из поля зрения. Сценарный замысел должен быть определенным и ясным. Если основная мысль расплывчата, нужно еще много работать, иначе мероприятие обречено на неудачу. Замысел обычно появляется в записных книжках в виде пометок для памяти. Записываются особенно интересные формы и детали будущего сценария, предположения относительно материала. Можно попытаться сформулировать замысел в развернутом виде, но не стоит отчаиваться, если это не сразу удастся. Дальнейшую работу рекомендуется вести по этапам. Каждый из них имеет свои задачи и особенности. Данный метод работы дает некоторые преимущества по сравнению с другим, при котором автор пытается решить эту проблему одним махом. Если на каком-то этапе вы чувствуете, что сценарий не получается, проверьте предшествующую работу, начиная с уточнения замысла. Возможно, незначительная ошибка, допущенная раньше, повлекла за собой последующие неудачи. Определив ошибку в плане, либретто или литературном сценарии, легче будет выправить режиссерский вариант. Предлагаемая в данной книге последовательность создания сценария проверена практикой. Конечно, не обязательно строго ее придерживаться, можно быстрее пройти тот или иной этап, если это подсказано практической необходимостью. Зная, как поступают другие, легче найти свой собственный метод работы над сценарием. Каждый клубный работник, обращаясь к накопленному до него опыту, черпает из него то, что считает полезным в том или ином конкретном случае и отбрасывает не соответствующее целям и задачам, которые он перед собой ставит. Поэтому не следует искать здесь готовых рецептов, но, вероятно, можно почерпнуть полезные для себя сведения, примеры. Проследим дальше методику работы над сценарием. ДРАМАТУРГИЯ СЦЕНАРИЯ. ЕГО ПЛАН
|