Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предварительная клубная информация⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21
Контакт со зрителем начинается с того момента, когда он узнает о подготовке вечера, получает первые сведения о его замысле, жанре, участниках и примерном времени проведения. Такая предварительная информация — анонс — дает возможность, готовя интересный вечер, утренник, праздник, бал, программу художественной самодеятельности, одновременно готовить и будущего зрителя, заинтересовывая его предстоящим событием. Объявление в клубе. Часто бывает необходимость до выяснения подробностей вечера, без которых нельзя вывесить основную афишу, дать информацию о новом, инте- ресном замысле. Клубные работники опасаются, что поздно вывешенная» афиша не соберет публики, так как о мероприятии не узнает та категория посетителей, на которую оно рассчитано. Поэтому дается объявление: «СКОРО ПРЕМЬЕРА! на сцене Дома культуры «Ударник» эстрадное обозрение «И так и этак...» (Следите за афишами)». Или: «Дорогие ребята! В дни каникул в нашем клубе ежедневно — веселое новогоднее представление, игры, тайны. Вас приглашают Дед Мороз и Снегурочка (Подробности в афишах)». Или: «Любители музыки! В октябре в Доме культуры — большая программа с участием известных мастеров искусств (Следите за афишами)». Или: «Вниманию ветеранов труда! Дворец культуры в мае проводит для Вас цикл семейных вечеров «В кругу близких» (Подробности в афишах)».
«Любители научной фантастики! В сентябре для Вас в Доме культуры состоится вечер «Путешествие в послезавтра» (Следите за афишами)». Анонсировать нужно вечера, которые представляют какую-то новизну для клубного зрителя. Если сделать анонс привычного мероприятия, например «В мае вас ждут в клубе лекции и танцы», это будет неоправданно. Объявление в газете. В многотиражке или районной газете появляется информация и о работе клуба, Дома или Дворца культуры. Как правило, материал дают либо 11З журналисты, либо сами клубные работники, которые являются нештатными корреспондентами. Газетную информацию используют также для анонсирования вечеров. В этом случае сообщаются некоторые интересные подробности будущего вечера, фамилии, которые смогут заинтересовать зрителя. Даются не только специальные информационные заметки, но и интервью с клубными работниками, и очерки о них, и фотографии с развернутыми подписями. Можно прибегнуть к форме объявления по типу анонса в афише. Информация по радио. В этом случае, кроме уже названных, используются и специфические формы радиопередач. Например, производится запись на пленку репетиции вечера, интервью с режиссером или сценаристом, председателем правления клуба или одним из участников будущего вечера. Хорошо воспринимаются объявления, сопровождаемые популярными мелодиями. Афиша. Текст афиши или объявления о вечере обычно готовят, когда уже точно известен его план, состав участников, время и место проведения. Но прежде всего нужно дать вечеру название. Работа, над названием вечера. В анонсах его еще можно не указывать. Достаточно информировать о его характере и некоторых привлекательных подробностях. В афише название вечера имеет часто решающее значение. Клубные работники знают, что хорошие вечера иногда не привлекают внимания публики из-за неудачного или неточного названия. Его задача — в самой краткой форме дать представление о (содержании мероприятия, привлечь зрителя, слушателя своей необычностью, неповторимостью. Эта проблема очень важна для клубных работников и активистов. Удачное название вечера — половина его успеха. Это не преувеличение. Ведь работая над ним, вы уточняете тему и одновременно ищете интересное решение, форму вечера, Контакт с будущим зрителем. В печати, на радио, телевидении, в кино и других учреждениях массовой информации определение названий, наименований рубрик считается большой творческой работой и поручается людям высокой квалификации. Для этого часто даже привлекается авторский актив. В условиях клуба этим также может заняться сценарно-творческая группа. Не спешите вывесить афишу. Лучше повременить, чем отпугнуть возможного зрителя банальным или невнятным текстом. Иногда удачное название появляется в процессе работы над сценарием, бывает так, что оно приходит уже после его завершения. Это значит, что планировать предварительную сценарную работу нужно с таким расчетом, чтобы вовремя успеть вывесить афишу. В афише необходимо указать, где можно приобрести билеты, или уточнить, кого приглашают на вечер. Например: «Пригласительные билеты в фабкоме». Или: «Приглашаются работники завода и жители микрорайона». Или: «Вход свободный». Можно объединить эти сведения и написать: «Ждем работников литейного и других цехов к 19 часам». Применяются и другие формы обращения к аудитории. Не требуется расшифровка только в тех случаях, когда: 1. Впервые выступает человек, который пользуется популярностью у публики, например:
«Дом культуры «Новатор» Творческий вечер артиста театра и кино Заслуженного артиста РСФСР Евгения Леонова. Вечер состоится 16 марта. Начало в 18.30». Если же это не первое выступление в ДК, следует расшифровка: «В программе вечера — Сцены из новых спектаклей, фрагменты из кинофильмов, (названия)». 2. Организуется закрытый вечер, предназначенный для определенной категории работников: «Дом культуры» 22 ноября Встреча выпускников медицинского училища имени Пирогова. Начало в 18 00». 3. У вечера интригующее название, содержание которого раньше времени не стоит полностью раскрывать. «Только для вас, женщины» или «Утро волшебных превращений» (концерт для дошкольников). Пригласительные билеты. Приглашения на вечер, представление или на праздник также должны быть конкретными. Однако довольно часто организаторы в текстах пригласительных билетов ограничиваются общей информацией. Вот один из образцов. С одной стороны листа читаем: «Пригласительный билет», с другой— С 25 января Дом культуры «Мир» Профком, партийный комитет и Дом культуры приглашают Вас на тематический вечер «Над чем думают ученые» (высту-пают ученые и журналисты): Получив такое приглашение, кадровый рабочий завода может предположить, что вечер рассчитан в основном на учащуюся молодежь, студент-заочник решит, что для него это слишком популярное изложение дисциплин, которые он изучает, а домашняя хозяйка подумает: это мало понятно, стоит ли терять время?.. Между тем вечер, который не собрал публики, был интересно задуман. Ученые хотели рассказать о необычном применении научных открытий в быту и о перспективах улучшения быта, о будущем объемном телевидении, опытах в области психологии. Почему не сообщить об этом в пригласительном билете? Краткая расшифровка помогла бы привлечь публику. Можно ведь написать и так: «Дорогие друзья! Сегодня у нас в гостях известные ученые и журналисты. Они расскажут о поразительных открытиях, которые вскоре коснутся всех нас, сделают лучше наш быт. Вы узнаете об объемном телевидении, исследованиях человеческой психики и многом другом». Часто вызывает трудности обращение к будущему зрителю. Как написать? «Дорогой товарищ!», «Дорогой друг!»? Опыт (показывает, что лучше направлять персональные приглашения: «Дорогой Петр Васильевич!» или «Уважаемая Ирина Петровна!». Правда, это трудоемкая работа, но при налаженной помощи актива она приносит результат, в несколько раз превышающий обычный. В этом варианте приглашения есть уважение к человеку, которого нужно приучать считать клуб своим. Клубные работники, имеющие хороший, работоспособный актив, отмечают, что проблема посещаемости мероприятия решается для них гораздо проще. Нужно только точно знать, на какого зрителя оно рассчитано. Можно обратиться к определенному зрителю, имея в виду его профессию, возраст, интересы: «Товарищи станочники!», «Товарищи преподаватели!», «Наш юный друг!», «Дорогие дети!», «Любители музыки!», «Того, кто любит театр, приглашаем...», «Кто любит изобретать и конструировать...», «Любителей песни приглашаем.,.», «Если Вы хотите хорошо отдохнуть и потанцевать...». Конкретность и точная направленность пригласительных билетов свидетельствуют о культуре труда клубных работников, степени их профессионального мастерства. И наконец, само название: «Пригласительный билет». Это стало привычным, но с точки зрения литературной лучше писать «Приглашение». Неплохо принять и такие формы: «Приглашаем на вечер», «Ждем вас в клубе» или «Вас ждут друзья». Иногда билет начинают с названия вечера: «Новогодний бал», «Устный журнал», «Глобус» — и в тексте упоминают о приглашении. Конечно, есть немало и других приемов. Большое значение, как и на афише, в пригласительных билетах имеет расположение текста, выделение с помощью верстки, шрифта, цвета слов, несущих основную информацию.
*** Уже давно клубная работа перестала быть областью применения сил дилетантов. Высшая профсоюзная школа культуры, институты культуры, культурно-просветительные училища, курсы повышения квалификации готовят профессионалов клубного дела. Практические работники усиленно занимаются самообразованием. Этой аудитории и адресовано настоящее издание. Конечно, знание методики литературно-сценарного творчества необходимо для овладения сценарным мастерством. Но прежде всего клубные работники должны быть организаторами сценарно-творческого процесса. Знакомство с основами литературно-сценарного творчества поможет им в проведении планомерной подготовительной работы, укреплении в клубе сценарных начал, активных способов воздействия на зрителя. Коммунистическая партия, профсоюзы ставят перед культурно-просветительными учреждениями задачу усилить идеологическое влияние на массы, активнее участвовать в их политическом, художественном воспитании. Овладение сценарным мастерством поможет клубным работникам выполнять эту задачу более целеустремленно и эффективно.
Содержание Основные особенности литературно-сценарной работы в клубе....... 3 Специфический вид клубной деятельности........ 3 Проблема авторства в клубе.... 6 Сценарный замысел, и его компоненты. 10 Как рождается сценарий.. 10 Тема, идея, материал...... 12 О сценической условности... 17 Определение адреса, аудитории... 24 Предполагаемая форма построения … 26 Драматургия сценария. Его план.... 35 Сценарный ход........ 35 Сюжетный ход........ 38 Организация сюжета....... 40 Предварительная композиция и план, сценария........... 45 Разработка литературного сценария.. 55 Искусство рассказчика...... 55 Описание места действия и оформление вечера....... 57 Монолог........... 61 Описание действия в сценарии... 70 Мастерство диалога....... 81 Использование техники..... 93 О форме записи литературного сценария............ 99 Другие виды сценарной работы в клубе 104 Режиссерский сценарий.... 104 План подготовки сценария и вечера … 109 Предварительная клубная информация 112
|