Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа клубной деятельности






“ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ”

“ВЫЖИВАНИЕ В СОЦИУМЕ МЕГАПОЛИСА”.

 

ДЕВИЗЫ ПРОГРАММЫ:

“ЧЕЛОВЕКОМ ДВИЖЕТ ВЫЖИВАНИЕ! ”

“ОПАСНОСТЬ ИЗУЧЕННАЯ - БЕЗОПАСНА! ”

“ЛУЧШЕ ВСЕГДА ПРЕДВИДЕТЬ СИТУАЦИЮ,

ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ,

ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ - ДЕЙСТВОВАТЬ! ”

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Цель: Учить детей, да и самих себя общению, научить уживаться в мире и согласии с самим собой, обществом, человеком, природой.

Задачи:

1. Развитие у участников программы заинтересованности в собственной безопасности:

· раскрытие внутреннего потенциала самосохранения в экстремальных ситуациях и в обычной жизни;

· безопасное (бесконфликтное) сосуществование с самим собою, с окружающими людьми, с окружающей средой.

2. Создание системы научно-обоснованных и практически необходимых средств и методов работы с участниками программы.

3. Создание системы взаимодействия с участниками программы после смены.

ДАННАЯ ПРОГРАММА ИМЕЕТ СВОИ ОСОБЕННОСТИ:

Þ рассчитана на работу с разновозрастной группой детей и подростков;

Þ основной курс рассчитан на 5-6 занятий; длительность одного занятия 1, 5 часа; занятия могут проводиться 2-3 раза в неделю;

Þ каждое занятие кроме первого, начинается с рефлексии, во время которого ведущий узнаёт у участников их состояние, желание продолжить работу. Затем ведущий объявляет тему и цели занятия и переходит к упражнениям и изложению учебного материала в игровой форме, позволяющей детям самостоятельно и под руководством ведущего накапливать навыки обеспечения собственной безопасности. После каждого упражнения происходит рефлексия с акцентацией на применимость полученных знаний в отряде, лагере, Центре, дома. В каждом занятии так же присутствуют разминка и игры которые могут проводиться в начале, середине или конце встречи. В конце каждого занятия организуется рефлексия процесса работы (отношение к происходящему, собственный вклад в него и т.п.), а также диагностика состояния участников, понимания ими тренинговой ситуации. Очень важно привлечь внимание детей к тем результатам, которые были получены в ходе встречи, сделать акцент на осознании того, что ребенок увидел в себе или других, что почувствовал, выполняя то или иное упражнение, что произвело на него большое впечатление, где возможно использовать в будущем полученные знания, умения и навыки и т.д.;

Þ в работе с детьми на занятиях необходимо предусмотреть разнообразные задания, позволяющие детям закреплять полученные знания, умения и навыки в отрядной деятельности, для чего необходимо поддерживать связь с педагогами, работающими с детьми в отрядах;

Þ в определенных случаях (по возможности) к занятиям необходимо привлекать специалистов узкого профиля, работающих в Центре и способных квалифицированно дать обучающимся специфичные знания, умения и навыки:

· ориентирование по звездам;

· туристические навыки;

· навыки оказания первой медицинской помощи;

· навыки поведения в криминальных ситуациях.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ:

Одной из самых тревожных тенденций в воспитании подрастающих поколений в последние годы стало то, что в ходе изменений, происходящих в современном обществе, все забыли, что дети, подростки и молодежь являются самыми незащищенными слоями любого общественного строя. И если раньше данной поддержкой и защитой выступали политические и общественные движения, учебные и образовательные учреждения, семья, то на данном этапе исторического развития общества люди остались наедине с самими собою - незащищенные, неуверенные в настоящем и в будущем. Особенно сильно это " ударило" по молодежи, по подрастающему поколению.

Анализ контингента приезжающих в лагерь детей дает картину, которая убеждает в необходимости обратить внимание на защитные функции лагеря, делает поставленные данной программой задачи первостепенными и актуальными. Мы не можем выступить гарантом защиты ребенка после его отъезда из лагеря, но мы можем научить его защищаться, можем вооружить его спектром знаний, пользуясь которыми он сможет не только чувствовать и воспринимать опасность, но и бороться с нею, предупреждая ее.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ:

Развитие личности подростка определяется социальными условиями и его внутренней позицией по отношению к окружающему миру, по его восприятию, которое уже имеет достаточно обозначенный обрис в детском возрасте.

Работа по данной программе строится с учетом особенностей психологического развития ребенка:

- детская, подростковая и юношеская сензитивность к социальным феноменам;

- потребность в признании, характерная для личности на всех возрастных этапах;

- наличие мотивации на общение и активное взаимодействие в группе;

- желание быть защищенным во всех происходящих процессах.

Основная идея работы с детьми и подростками начинается с формирования чувства ответственности за себя и за других, с формирования установки на необходимость самостоятельного выбора в обыденной жизни и в экстремальных ситуациях. Каждое занятие направлено на изучение окружающего мира, как единого целого, состоящего из мелких ситуаций и различных процессов, где, в совместном поиске с ребенком выявляется и устанавливается зависимость ситуации от процесса, помогает ребенку определить свое место в этом мире, свое отношение ко всему происходящему.

Данная проблема является немаловажной, так как ребенок попадает в ситуацию детского оздоровительного центра, уникальную своим природным окружением, сменой деятельности, новым коллективом, свободным временем, где ребенок должен налаживать новые отношения не только с социальным, но и с природным окружением. Наша же задача - вооружить ребенка знаниями и умениями и, способствующими не только организовать эти отношения, максимально используя предоставленные ему возможности, но и применять приобретенные навыки после лагеря, в обычной жизни. Что ставит перед нами следующие задачи:

- вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых для полноценного анализа своей личности, группы, возникающих ситуаций;

- познание своих слабых и сильных сторон во взаимодействии с другими людьми и с окружающей средой;

- формирование умений организации оптимального общения, эмоциональной и поведенческой саморегуляции, психологического анализа ситуаций;

- развитие навыков рефлексии и обратной связи.

Для успешной реализации данных задач необходимо осуществление работы по двум направлениям:

1. Организация на занятиях процесса познания и общения.

2. Организация рефлективной деятельности группы по отношению к процессу общения и познания.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Программа основывается на принципе постепенности, поэтапности: каждый последующий этап логически вытекает из предыдущего. Благодаря чему ребенок постепенно углубляется в процесс осознания себя и своего окружения, приоткрывая разные стороны видения любой возникающей ситуации, что является основанием для продуктивного обучения.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ:

· игровые тренинги и упражнения;

· беседы, диспуты;

· для организации рефлективной деятельности и отслеживания процессов тренинга в конце занятия проводятся анкеты " Откровенно говоря…", цветопись как форма самодиагностики участниками эмоционального состояния во время работы, оценка по 10-бальной шкале некоторых параметров тренинговых занятий (см. Цветопись и оценочную таблицу в приложении), а также самоотчёты участников как метод изучения полученных результатов.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Стратегическую линию программы можно изобразить таким образом:

¨ диагностический этап - получение новой информации о себе и о своем окружении, осмысление полученных представлений.

¨ формирующий этап - выстраивание нового типа отношений с самим собою и окружающей средой; закрепление нового позитивного опыта общения и избавление от неконструктивных способов реагирования.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

Тема Время Краткое содержание
1 " Мир во мне" 1, 5 ч. Создание условий для знакомства и установления психологического контакта. Определение особенностей личности каждого участника, восприятие образа " Я".
2 " Мир вокруг меня" 1, 5 ч. Это занятие направлено на понимание того, как человек видит свое окружение, какие качества он замечает, и какие из них являются особо значимыми для него: насколько адекватно человек воспринимает окружающих людей и возникающие вокруг ситуации.
3 " Встреча двух миров" 1, 5 ч. Помочь каждому участнику осознать основные способы и приемы взаимодействия с другими людьми, способы реагирования в сложных ситуациях, умение регулировать процесс общения. Отработать вербальные и невербальные средства общения.
4, 5 " Взаимо-действие двух миров" 1, 5 ч. Содержанием данных занятий является приобретение и отработка ребенком знаний, умений и навыков личного выживания в условиях мегаполиса, основанных на образцах и формах поведения человека в экстремальных ситуациях, возникающих в помещении, на улице, в людных местах и т.д.
6 " Заглянем в будущее" 1, 5 ч. Смысл заключительного занятия - рефлексия, т.е. анализ и осознание каждым членом группы тех качественных изменений, которые произошли с ним в процессе тренинга, и выстраивание индивидуальных программ действий по применению и закреплению полученных коммуникативных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Вторая часть занятия посвящена проектированию будущего: прогноз своего будущего самим участником, и получение обратной связи от остальных членов группы.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:

Во время реализации программы нами проводится психолого-педагогическая диагностика и исследования, где предусматривается:

Проведение начальных и итоговых исследований:

Цели:

- выявление личностных качеств участников программы, начального потенциала каждого ребенка;

- выявление уровня интересов и потребностей детей;

- выявление ожиданий детей от предлагаемых занятий на начальном этапе и выяснение степени реализации их ожиданий в конце смены.

Решение поставленных задач предполагается следующими методами:

- анкетирование;

- психодиагностика развивающейся личности;

- компьютерная программа для обработки анкет и тестов, отражающих эмоциональное состояние, самооценку и ценностные ориентации детей и подростков;

- метод анализа и самоанализа проведенного занятия.

НАУЧНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Подготовка аналитической информации по результатам диагностических исследований с последующим анализом.

 

 

ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал