Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Древнего Египта






Загадочным, трудно доступным логическому осмыслению представляется современному человеку мировоззрение древних египтян. В египетском мифе события кажутся не имеющими причинно-следственной связи, поступки богов - психологически никак не мотивированными. Запутана сюжетная основа. Вначале мир природы представлял для египтян неделимое целое с миром богов, и потому многие божества имели в древнеегипетской мифологии облик либо животного, либо полуживотного - получеловека. Бог Луны Тот, например, представал то в облике павиана, то человека с головой ибиса. Богиня Солнца Мафдет - в виде самки гепарда, Хор изображался в виде сокола, бог Анубис - в виде человека с головой шакала (или собаки), а великая восьмерка божеств, олицетворяющих стихии - в виде людей с головами лягушек. Боги следующего поколения изображались в виде людей, напоминали людей поступками. Убитый Сетом Осирис с помощью сестер Исиды и Нефтиды обрел новую жизнь, стал правителем царства мертвых. Его сын Гор, рожденный после смерти отца, стал властелином Земли, победив родного дядю Сета, воцарившись над навсегда упорядоченным миром. Этот миф послужил основой обожествления фараона, отождествляемого с Гором. Фараон, Золотой Гор, наследник владыки мира, обладает властью над космосом. Благополучие страны обусловлено наличием фараона, гаранта порядка - это мифологическая основа государственного строя Древнего Египта, получившая называние сакральной монархии. Быть фараоном учили как профессии. В произведении " Наука фараона Мерикара" фараон выступает прежде всего как мудрый человек, дает советы сыну, которому предстоит стать его преемником в управлении страной: " богатый народ не восстает", " не гневайся - хорошо самообладание", " создай себе памятник любовью (окружающих) тебя", " язык - это меч (царя); речь сильнее любого оружия", " почитай сановников, способствуй преуспеванию народа твоего". Обычаи предписывали имущим помогать неимущим, а в книгах древнеегипетских мудрецов за 3000 лет до н.э. часто можно встретить упоминания о милосердии и милостыни. От эпохи Древнего царства (III тысячелетие до н.э.) до нас дошли надписи жреца Шеши: " Я спасал несчастного от более сильного. Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего..." Подобного рода текстов встречается много, что свидетельствует о существовании сильной гуманистической струи, пронизывающей культуру Древнего Египта. Мужчина и женщина были равны перед законом, хотя женщина обычно входила в дом мужа, где ей отводилась почетная роль хозяйки дома, исполнение которой и становилось ее основным занятием. Традиции не запрещали женщине представлять государственные интересы. Известны случаи в истории Египта, когда женщины становились фараонами (царица Хатшепсут). Египтяне ценили радости семейной жизни, что нашло отражение в рисунках и надписях на стенах гробниц и в литературных памятниках. Существовали так называемые правила Маат, богини мирового порядка, которым обучали с детства: основы культуры поведения, проповеди скромности, дисциплины. " Не имей злых намерений к другим людям, ибо боги покарают тебя", - гласили правила Маат. Египтяне полагали, если человек умеет приспособиться к законам, он будет счастливым. А счастье - великая ценность: " Будь счастлив всю жизнь, не делай сверх того, что следует делать, не сокращай времени, отпущенного для радости, ибо страшным является трата времени, предназначенного для удовольствия. Не трать времени на работу, кроме необходимого минимума, которого требует сохранение хозяйства. Помни, что богатства можно достичь, если желаешь, но какая же польза от богатства, если желания угасли? " В этих словах на стенах гробницы крупного чиновника Птахотепа содержится наиболее древняя из известных миру система гедонизма (этики наслаждения). Автобиографические заметки Птахотепа вошли в историю литературы и этики под названием " Поучения Птахотепа". Жизнь и ее радостные моменты настолько ценились, что египтяне решили не расставаться с ними после смерти, создав свою, не похожую на другие, версию загробной жизни: в царстве Осириса, судьи царства мертвых, их ждет самое лучшее из окружающего при жизни. Египтяне создали уникальный заупокойный культ - комплекс представлений о посмертном бытовании человека и связанных с ними предшествующих приготовлениях и ритуалах. В начале Древнего царства считалось, что только фараоны могут войти в загробный мир, но позже это стало доступно всем. Народ Древнего Египта восстал против смерти. Фундаментальным принципом древнеегипетской культуры стала вера в возможность индивидуального бессмертия. Благодаря этому принципу древнеегипетское мировоззрение, сконцентрированное на власти фараона и богов, оставляло простым людям возможность, призвав на помощь магическую силу искусства и науки, увековечить себя. Это стоило больших денег, не все могли построить гробницу, оплатить труд художников по росписям ее стен каноническими сценами реальной и загробной жизни, создать саркофаг, погребальные маски, мумию, но шанс был у всех. Верили, что право на загробную жизнь обеспечено соблюдением всех перечисленных выше пунктов, лишь тому, кто с честью выдержит суд Осириса, куда любого утомившегося (слово " умерший" египтяне не признавали) сопровождал Анубис. Все детали шествия к Осирису были расписаны. Человек должен был при жизни выучить много заклинаний, знать " Исповедь отрицания", содержащую перечисление всего предосудительного, всю " Книгу мёртвых", литературный памятник, содержащий сведения по истории, религии, правовой и этической культуре. Душа праведно прожившего жизнь человека попадала в " Поля Камыша", где происходило воссоединение с телом и начиналась блаженная заг锹 обная жизнь. Чтобы покойный мог наслаждаться отдыхом и ему не пришлось бы самому работать, в гробницу клали ушебти - деревянные или глиняные фигурки людей: писцов, носильщиков, жнецов и т. д. Богатым клали в гроб 360 ушебти - по одному на каждый день года; беднякам ушебти заменял папирусный свиток со списком 360 таких работников. Ушебти представляют - доказательство веры египтян в реальность мифов, первый в истории изобразительного искусства образец бытовой скульптуры, изображающей человека в обыденных действиях. Египтяне были новаторами в области мумификации, искусстве создания мумий. В соответствии с их верованиями, для того чтобы душа, Ба, сумела найти тело, в которое ей предстоит вернуться, нужно было сохранить нетленным само тело: задача, не выполнимая без открытий в области химии, биологии, медицины и хирургии. Каменные сооружения, хранящие мумию, гробницы, пристанище души, -шедевры архитектуры (пирамиды в Гизе). Самая большая пирамида, фараона Хуфу (по-гречески - Хеопса), возведена ок.2600г.до н.э.из почти 2 миллионов 300 тысяч каменных блоков и плит. Каждая сторона шириной 232, 5 метра (сейчас - 230), высотой 146 метров (сейчас 137). Грани повернуты к четырем сторонам света. Пирамиду в свое время венчала высеченная из красного гранита верхушка с тонко отшлифованными облицовочными плитами из белого известняка. Сфинкс, один из традиционных типов древнеегипетской скульптуры, фантастическое существо с головой человека и телом льва, страж гробницы, имеет лицо " утомившегося" фараона. Сохранились портретные изображения и других фараонов в обличии сфинкса. Однако первой из дошедших до нас пирамид была пирамида фараона Джосера (автор проекта - Имхотеп, сановник фараона Джосера, прославившийся как врач и зодчий). Это шестиступенчатая, прямоугольная, высотой в 60 метров пирамида (шесть поставленных одна на другую уменьшающихся кверху мастаб). Позже от пирамид отказались вообще, строили одноступенчатые мастабы (гробницы в виде лежащего бруса с наклоненными к центру стенами). На стенах одной из мастаб были обнаружено Увещевание, адресованное " живым, пребывающим [еще] на земле". " Утомившийся" обещал живому заступничество перед богами в случае благожелательного отношения к нему, в противном же случае угрожал судом перед " великим богом" или даже обещал " свернуть шею" или навлечь несчастье на земле. Судя по тому, что в дальнейшем египтяне стали вырубать помещения для захоронений в скалах или в земле так, чтобы гробницу было трудно отыскать, увещевания вряд ли спасали гробницы от грабителей. Важный вклад древних египтян в науку - считать медицинские знания. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной и религией. Но именно в Древнем Египте впервые в мировой истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова, опирающаяся на точные знания функций всех органов человеческого тела. Египтяне умели делать сложные хирургические операции. Первопричина достижений в области медицины -в необходимости при создании мумии производить вскрытие тела, что запрещалось другими культурами вплоть до Нового времени. Из заупокойного культа родилось искусство портрета, в дальнейшем одного из главных направлений в искусстве, подразумевавшее точное воспроизведение внешнего облика человека. Подобное отношение к задачам портрета, порождённое культовыми особенностями культуры Древнего Египта, оставалось незыблемым до начала ХХ в. Египтяне доверяли бальзамировщикам, но желали обезопасить себя, закрыв лицо заупокойной маской, точно передающей черты: с лица живого снимали слепок, делали отливку из металла, " оживляли" цветной эмалью, инкрустацией камнями (золотая маска фараона Тутанхамона).

Уже в раннем периоде Древнего Египта (Древнее царство) сформировалась письменность, что было обусловлено государственным делопроизводством и наличием крупных хозяйств. Видное место занимает фигура писца. Писцы составляли интеллектуальную элиту общества, управляющую сложной административной и экономической деятельностью страны. Древние египтяне писали на папирусных свитках, достигавших 40 метров. Знаки, которые воспроизводились на папирусных свитках, лишь отчасти являлись иероглифами, разновидностью идеографического письма. Знаки вырезали на камне. Тексты на папирусе писались более сложным вариантом письма, близким к алфавитному (звуковому). Древнеегипетская иероглифическая письменность в течение 14-ти веков представляла загадку для европейского мира. Француз Франсуа Шампольон (XIX век) разгадал тайну иероглифов, предположив, что иероглифы - не письмена-рисунки (они похожи по форме), а обозначения букв и слогов. Раннее изобретение письменности способствовало развитию высокохудожественной словесности: древние мифы, сказки, повести, басни, дидактические произведения, философские диалоги, гимны, молитвы, плачи, эпитафии, любовная лирика. В Древнем Египте существовало специфическое учреждение " Дом жизни", выполнявшее разнообразные функции: создавались гимны, священные песни, образцы дидактической литературы, там хранились " магические" книги, содержавшие сведения по медицине, практические, средства лечения, разрабатывались установки для деятельности художников, скульпторов и архитекторов, хотя официально утверждалось, что принципы художественного творчества были сформулированы богом Тотом. " Дом жизни" был своеобразным синтезом учебного, научно-исследовательского и идеологического заведения, ответственного и за соблюдение канонов. Художественное мышление египтян с древнейших времен выработало систему канонов: канон пропорций, цветовой канон, канон композиционный - важнейшие эстетические принципы, определявшие деятельность художника. Каноничность - четкое следование правилам, канонам - существенная черта древнеегипетской культуры. Статуи

Древнего царства сделаны не для украшения рыночной площади или дворца, а для того, чтобы быть замурованными в гробницах. Этой цели служила настенная живопись на стенах гробниц. Египтяне верили, что все изображенное имеет силу реально существующего и станет предметно-осязаемым миром покоящегося в гробнице. Несмотря на общепризнанный традиционализм и каноничность культуры Древнего Египта, именно в стране с огромным сонмом богов, впервые была предпринята попытка введения монотеизма (единобожия). Усиление могущественного жречества, в чьей власти были религия и наука, вызвало конфликт, вспыхнувший в правление Эхнатона (Аменхотепа IV, 1424—1406 гг. до н.э.) - фараона-реформатора, совершившего первую в истории попытку введения монотеизма, пытаясь покончить с многобожием как фактором, препятствующим централизации государства. Он ввел поклонение новому и единому богу -Атону. Фараон меняет имя -Эхнатон, т.е. " угодный Атону", основывает новую столицу Ахет-Атон. Единый Бог не имеет конкретного образа: символ его солнечный диск, чьи лучи заканчиваются распростертыми ладонями. Эхнатон слагает вдохновенные гимны Солнцу – Атону, удаляет приверженцев старых культов, окружая себя художниками, поэтами. Эхнатон ломает каноны придворного искусства: от живописцев и скульпторов он требует следования истине. Трехметровые изображения Эхнатона бросают вызов традиции: они лишены трафаретности, до гротеска реалистичны: узкое асимметричное лицо с раскосыми глазами и высокими скулами, субтильное тело с большой головой, короткими ногами и большим животом - при внешней некрасивости ощущается сила духа и ума изображаемого. Возникает новая художественная школа: сюжетами становятся чарующие пейзажи, изображения царственной четы, Эхнатона и Нефертити. Создаются многочисленные портреты жены фараона и его дочерей, но уже не для захоронения в гробницах. Известны портреты Нефертити, скульптора Тутмеса. Сейчас Ахетатон -Тель Амарна (по-арабски), а культура периода правления Эхнатона носит название " амарнского периода ", эры поразительной светскости, лиричности творений живописцев и литераторов.Однако реформа Эхнатона встретила оппозицию не только жрецов, но и народа, недовольного поруганием прежних святынь. Консерватизм, присущий мировосприятию египтян, одержал верх. В своих начинаниях Эхнатон остался непонятым. После смерти его зять, фараон Тутанхамон, чья не разграбленная гробница, найденная в начале XX века стала археологической сенсацией, восстановил прежний культ Амона-Ра. Имя фараона-еретика было предано проклятию. Страна начала постепенно разлагаться. Всплеск былого величия происходит лишь при Рамсесе П, выдающемся фараоне-полководце, ему был посвящен огромный храм в Абу Симбеле (грандиозные, многократно повторенные каменные изваяния фараона, во много раз превосходящие по размерам статуи божеств). Столь явно зафиксированное величие Рамсеса II стало памятником угасающему величию державы древности. В 525 году до н.э. Египет был покорен персами. Устраивать пышные погребения в Египте продолжали. Старые верования еще были живы, каждый старался купить себе вечную жизнь, строя гробницу. Страна превращалась в огромное кладбище: своих священных быков, ибисов, кошек, других животных, как и людей, бальзамировали, хоронили. Даже, когда владычество персов сменилось трехвековым эллинско-македонским господством, а египтяне превратились из великого народа в малоуважаемых туземцев. Для греков Египет стал символом тайной мудрости. Геродот и Страбон донесли до эллинов египетские мифы. Египетской Исиде поклоняли женщины Римской империи. Библейские сюжеты связали Египет с иудео-христианской культурной традицией. 9. Культура Древней Индии

Первые центры культуры в Индии существовали уже в к.III - н.II тысячелетия до н.э.- Хараппа (ныне в западном Пакистане) и Мохенджо-Даро (берег реки Инд). В Мохенджо-Даро археологи обнаружили правильной прямоугольной формы кварталы, широкие улицы, перекрытые каналы, из обожженного кирпича многоэтажные дома. Существовала до сих пор не расшифрованная письменность. Высокого совершенства достигло искусство малых форм - гравюры на печатях, мелкая пластика. Во II тысячелетии до н.э. в Индию пришли племена индоариев, жрецы которых создали великое собрание священных гимнов и жертвенных формул " Ригведу ", до сих пор почитаемую самым важным из многочисленных текстов индуизма. Позднее появились другие Веды: " Самаведа", " Яджурведа" и " Атхарваведа". Со временем вокруг Вед стала складываться так называемая ведическая литература, толкования к Ведам. Наиболее значительные получили название Упанишады (от упа-ни-шад-" сидеть около ног учителя"). Героическую эпопею борьбы арийцев с природой и подобными себе можно проследить по Законам Ману, собраниям постановлений, определявшим правила религиозной, политической и общественной жизни индусов. Первоначальная единица арийского общества, как других древних патриархальных обществ, семья, была под абсолютной властью отца, ее царя, судьи и жреца. Доблести и проступки отдельного члена семьи распространялись на всю семью. Будучи многочисленна, оставалась одним юридическим лицом, ее имущество являлось общим. Из среды арийского общества стали вᓕ деляться семьи, на которых лежали обязанности, исполнение которых переходило от отца к сыну, считаясь наследственным. Вследствие этого арийское общество разделилось на четыре сословия. Их санскритское наименование - " варна" (неточно переводимое как " каста", а буквально означающее " цвет"). И ныне существуют каста жрецов (брахманов-чистых), каста воинов (кшатриев), каста вайшьев (ремесленников, купцов, земледельцев), каста шудр (слуг). Последняя образовалась из покоренных народов, составив самую большую часть населения. В древнеиндийском обществе каждая из четырех варн (сословий) состояла из нескольких каст с четко сформулированными нормами социального поведения. Отношения между сословиями и кастами определялись правилами эндогамии (считался законным только брак в пределах единой группы), сотрапезничества (пищу можно было принимать от членов той же или высшей группы, есть в присутствии таких же) и предписанного рода занятий (каждый обязан добывать средства к существованию, как принято для членов его группы, не имея прав заняться ничем иным). Науки были неотъемлемой частью образовательного стандарта высших варн, но читать Веды могли лишь мужчины из первых трех варн; женщинам и шудрам знания были закрыты. Образованный индус времен Упанишад знал, помимо Вед и Законов Ману, " правила почитания предков, науку чисел, искусство предсказаний, хронологию, логику, правила поведения, этимологию, военную науку, астрономию, науку о змеях и низших божествах". Записывались Веды на древнеиндийском, ведийском языке. В V в. до н.э. ученый брахман Паниш осуществил обработку языка поздневедической литературы, создав его новый вариант - санскрит (литературная форма древнеиндийского языка, на которой написаны многие памятники древнеиндийской литературы: великие эпические поэмы " Махабхарата " и " Рамаяна "). Важная информация о культуре Индии III в. до н.э.- высеченные на камне надписи царя (раджи) Ашоки (официальные государственные эдикты), излагающие правила благочестия, разработанные царем, которым должны следовать государь и подданные. Арии были жизнерадостным народом, любили музыку (флейту, лютню, арфу, сопровождая их аккомпанементом цимбал, барабанов). В гимнах есть упоминания о пении, танцах, искусстве танцовщиц, где каждый жест и положение тела имеет свой смысл. Танец был превращен в повествование средствами пластики, близкое к пантомиме, но более красочное. Популярным развлечением был театр сангит, разновидность ранней формы театрального искусства, существовавшая в Древней Индии, которая включала элементы пения, инструментальной музыки, пантомимы и танца. Одной из азартных игр были шахматы. Процесс сотворения мира изображался как брачный союз бога и богини, фигуры обнявшихся пар высекались на стенах храмов. Священные предания, сутры, руководства по жертвенным ритуалам, законодательству, правилам домашней жизни, уделяли внимание любовным отношениям. Среди праздников наиболее широко отмечался праздник в честь Камы, бога любви. Характерная черта культуры - множество взаимодействующих между собой религий (брахманизм с его позднейшими формами - индуизмом и джайнизмом). Для древнего египтянина, шумера жизнь была единократной. Бессмертие - сокровенная мечта шумеров и вавилонян. Арьи же, напротив, понимали жизнь как бесконечную цепь перерождений, как странствие душ по новым телам (сансара). Вечно вращается ее колесо; каждое новое перерождение определяется накопленной в предыдущей жизни кармой, суммой добрых и злых дел (" закон возмездия"). Вера в сансару на века обезопасила Инди휎 от социальных потрясений: рождение среди обездоленных, нужда, нищета и тяжелый труд осознавались как дурная карма, в чем обвинять человек мог только себя. Позже внутри брахманизма сформировалось нетрадиционное этическое направление, джайнизм, сделавший акцент на этику. Джайнисты даже закрывали рот белой повязкой, дабы не проглотить случайно какое-либо насекомое. Передвигались при свете, разметая перед собой дорогу, чтоб не повредить что-либо живое. Основателем буддизм а, одной из великих мировых религий, был царевич Сиддхартха Гаутама (Шакьямуни, " мудрец из рода Шакьев", ок.560-480гг.до н.э.). Слово будда обозначало человека, превосходящего всех людей нравственными, умственными, физическими качествами. До будды Гаутамы в Индии насчитывалось не менее 94-х таких будд. Но только Гаутаме удалось создать свою философско-религиозную доктрину, выделившуюся из брахманизма: жизнь есть страдание, получаемое за испытание желаний (наслаждений, богатства, власти, вечной жизни и т.п.) Отрешиться от земной суетности - путь к уничтожению страдания, нирвана. Популярным философским направлением в Древней Индии была йога, нашедшая поклонников в связи с конкретными правилами психофизической тренировки, которые она предлагает для освобождения от оков материального мира. В книге " Архетип и символ" К. Г. Юнг отмечает: "...йога представляет собой не просто механику, но имеет и философское содержание.... Практика йоги немыслима... без тех идей, на которых она базируется. В ней удивительно совершенным образом сливаются воедино физическое и духовное....Раскол западного ума с самого начала делает невозможным сколько-нибудь адекватное использование возможностей йоги". Художественные образы индийского искусства несут мудрость божественного откровения. Так, по фрескам Аджанты можно изучать архитектуру древних городов, старинные костюмы, ювелирные изделия, образцы оружия. Вся человеческая жизнь, от рождения до смерти, все слои общества, от царя до раба, от святого до грешника, все человеческие чувства: любовь и ненависть, радость и горе, все это нашло отражение в пещерных храмах Аджанты. Скальные храмы Эллоры вырублены из скального монолита, например, храм Кайласа, от высокого цоколя с фигурами слонов и львов в натуру, до пирамидальных башен - из одного цельного куска камня как многофигурная скульптура. Работа велась 150 лет. Культура Индии не только вобрала в себя достижения других культур, но и сама внесла огромный вклад в мировую культуру. Вся Юго-Восточная Азия восприняла значительную часть своей культуры из Индии. Дальний Восток обязан Индии буддизмом, который способствовал формированию культур Китая, Кореи, Непала, Тайланда, Японии, Тибета. Запад также воспринял наследие Индии, особенно Германия конца XVIII - начала XIX вв. Гете, Гегель и многие другие философы начала XIX в. с увлечением изучали произведения древнеиндийской литературы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал