Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение опыта педагога дополнительного образования по патриотическому воспитанию младших школьников на основе народных традиций






 

На базе МБОУ «СОШ №3 с УИОП г. Строитель» была проведена исследовательская работа.

Ее цель: изучение педагогического опыта педагога дополнительного образования по реализации патриотического воспитания детей на основе народных традиций.

Методы: беседа, наблюдение.

Петрова Галина Анатольевна является руководителем творческого объединения «Белгородоведение» в течение одного года. До этого она несколько лет занималась с участниками творческого объединения «Открытие».

Из беседы с ней (протокол беседы в приложении 1) была выявлена цель организации и работы ее творческого объединения - формирование современного образованного человека – гражданина своего Отечества.

К задачам патриотического воспитания она относит: воспитание высокой духовной нравственности: любви к Родине, людям и природе, стремления к добрым поступкам, чистым помыслам; создание целостного представления о жизни, культуре и традициях наших предков, адекватного современному научному уровню знаний; восприятие истории как живой связи времён и поколений.

Проблему патриотического воспитания Г.А. Петрова рассматривает как организацию всей жизни и деятельности растущего человека, личности - нравственно ориентированной, а значит, и патриотической личности.

Изложение теоретического материала на занятиях в творческом объединении она подтверждает иллюстрациями, поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, фильмами, использует на своих занятиях мультимедийное оборудование. К практической части следует отнести творческие работы, экскурсии, праздники, конкурсы, разучивание песен, игры, выставки, викторины и т.д.

Краеведение для нее – это одновременно и наука, и деятельность. Оно связано с изучением прошлого и настоящего родного края, местных достопримечательностей, роли и участия жителей в литературе, истории, культуре. В связи с этим ее главная задача – познакомить учащихся: с родным краем, открыть новые страницы его истории, культуры; с людьми, которые отдали этому краю частицу своей души, раскрыли здесь свой талант, работали и продолжают работать на благо своей малой родины.

Образ родного города – это, прежде всего, его история. Для того, чтобы почувствовать связь с прошлым, понять, почему необходимо ценить прошлое и сохранять память о нём, педагог использует разные виды деятельности: экскурсии, прогулки по городу; посещение выставок, музеев; беседы о родном городе; исследовательские работы; конкурсы на лучшие авторские работы о родном крае; конкурсы на звание лучшего чтеца авторских стихов и стихов местных поэтов, посвящённых родному городу.

Почитание родной земли, природы, Родины – фундаментальная духовно-нравственная ценность русского народа. Бережное отношение к родной природе, преклонение перед её природными стихиями, отражено народным сознанием в древнеславянских мифах о берегинях, в культе растений и водных источников, в календарных праздниках, образах и их символике.

В арсенале дидактического материала у Г.А. Петровой имеется замечательный материал народных игр, считалок, песенок, пословиц, поговорок и прочих малых форм фольклора.

Реальная история народа, по ее мнению, связана с повседневной, порой очень тяжёлой, работой. Многие произведения народного творчества и искусства раскрывают идеалы народа, воспевая в них трудолюбие. Они помогают представить современному ребёнку, насколько тяжела была работа, какой силой и характером обладал народ-труженик, умеющий выполнять такую работу, которая могла быть под силу истинным богатырям. В народных праздниках существовал целый комплекс обрядов, ритуалов, подчёркивающих ответственность человека за свой труд. Воспитание требовательности к своему и чужому труду – важнейшая традиция русского народа.

По итогам беседы можно сделать вывод: воспитание патриотических качеств начинается с начальной школы и опирается на народные традиции как на базовые ценности духовной культуры будущих граждан страны.

Наблюдения за деятельностью педагога на занятиях творческого объединения показали, что младшие школьники систематически знакомятся с народными приметами и составляют их копилку:

1. Зимой солнце сквозь тучи улыбается. Зимнее солнце, что мачеха: светит, да не греет.

2. Если весной много берёзового сока – к дождливому лету. Если у берёзы листья распускаются раньше, чем у клёна или ольхи, - к сухому лету.

3. Когда цветёт черемуха, наступают «черёмуховые холода».

4. Если в августе, сентябре лошадь на пастбище не задерживается и шерсть на ней лежит гладко – к суровой зиме.

5. Обилие грибов бывает перед дождливой погодой.

6. Если осень ненастная, будет дождливая весна.

Педагог акцентирует внимание на том, что наши предки давно подметили принадлежность многих природных явлений определённым дням в году. Как же крестьяне выделяли такие дни и делали их памятными? Оказывается, они обозначали приметный день именем святого. Обычно имя святого выбиралось произвольно, отдавалось предпочтение тому, которое подходило под рифму, например: «На Прохора зима заохала», «Дожди на Акулину – хорошая калина», «Пришёл Федул, теплом подул».

По ее мнению, наши предки были не только меткие и ловкие на слова, они ещё вели долголетние наблюдения, связанные с их хозяйственной деятельностью. Например, зиме самое время заохать с Прохора, ведь это 10 (23) февраля, приближается весеннее равноденствие, а там и весна не за горами.

Вот история сохранившегося в детских играх до нашего времени выражения «чур меня». В каждой славянской семье почитали умершего предка – родоначальника, которого называли «чур» или «щур». Восклицание «чур меня» в то время означало: храни меня, предок. Обращение к чуру с просьбой о защите и помощи в минуту опасности передавалось из поколения в поколение и закрепилось в нашем языке.

Таким образом, знакомство с народными приметами помогает вести наблюдения за выполнением прогнозов, отражённых в этих приметах, даёт прекрасную возможность увидеть, услышать, почувствовать всю красоту и ёмкость фольклорного слова, развивает познавательную и интеллектуальную активность.

Знакомство с народными промыслами педагог Петрова Г.А. начала с изучения матрешки – настоящей русской красавицы. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами- ягодами. Прообразом матрёшки могли послужить «писанки» - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже несколько веков делают на Руси.

Изучая дымковскую игрушку, хохлому, гжель, платки павловского посада, педагог акцентировала внимание на манере особенностях народных промыслов, заставляла восхищаться русскими мастерами, создавала условия для развития творческих способностей детей.

На одном из занятий дети познакомились с народными мерами длины (верста, аршин, вершок, фут, дюйм, локоть, пядь), мерами веса (лот, золотник, доля, пуд, фунт), мерами объёма (ведро, штоф, чарка, шкалик), мерами площади (1куб. сажень, 1кв. вершок, 1кв. сажень, 1 десятина). Попробовали измерять локоть и пядь друг у друга.

По итогам наблюдений можно сделать вывод, что педагог на каждом занятии использует народные традиции: то пословица, то поговорка, то русские меры длины, то история народных ремесел и т.д., то способствует накоплению знаний и умений русской истории и быта нашего народа, осознанию себя частицей культуры и национальной принадлежности.

По итогам изучения опыта работы педагога можно сделать выводы:

1. Работа по патриотическому воспитанию младших школьников ведется систематически. Учебные материалы разрабатываются в соответствии с дидактическими принципами (научность, доступность, связь с жизнью и т.д.) в логической последовательности. Используются методы как традиционные, так и нетрадиционные.

2.Используя народные традиции педагог способствует формированию этнического самосознания детей, развивает их интеллектуальную и познавательную активность, способствует воспитанию нравственных качеств. Использование текстов этнокультуроведческой направленности позволяет воздействовать на нравственно-этические качества личности ребёнка, совершенствуя его знания о культуре и традициях русского народа.

 

 

Планирование деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников на основе народных традиций

 

Разработанная во время преддипломной практики автором работы примерная программа по дополнительному образованию младших школьников «Патриотическое воспитание детей на основе народных традиций» (приложение 2) направлена на создание условий для формирования патриотических качеств личности.

В процессе реализации данной программы предполагается решение в комплексе обучающих, развивающих и воспитывающих задач.

Программа рассчитана на 40 часов и состоит из четырех относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию опре­делённого вида внеурочной деятельности младших школьников по четырем направлениям:

1. Духовно-нравственное (воспитание высших ценностей, идеалов и ориентиров, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности);

2. Историко-краеведческое (познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе);

3. Военно-патриотическое (изучение русской военной истории, воинских традиций, основных событий Великой отечественной войны);

4. Социально-патриотическое (активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление о людях пожилого возраста).

При разработке программы были сформулированы заповеди патриотического воспитания обучающихся:

- цени и оберегай свое отечество;

- овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;

- дорожи историей своего народа;

- свято относись к символике своей страны;

- береги красоту своего края.

В соответствии с данной программой были спланированы и проведены занятия и мероприятия, которые строились на изучении народных традиций, истории нашего народа, его культуры, семейных ценностей.

Чтобы познакомить детей с народными ремеслами Белгородской области и изучить особенности мужской, женской и девичьей одежды было проведено мероприятие «Белгородская ярмарка» (приложение 3), в ходе которого воспитанники читали стихи, разрисовывали костюмы героев, выявляли отличия старооскольской игрушки от борисовской. Много времени заняла подготовка детей к мероприятию: распределение ролей, разучивание стихов, выразительное чтение стихов. Играя с ведущими в такие игры, как: «Передай платочек», «Собери костюм», участники больше узнавали о художественном творчестве, развивали свои творческие способности, расширяли кругозор. На мероприятии был создан положительный эмоциональный настрой, развивались нравственные качества детей, углублялись знания об историческом прошлом своего народа.

Занятие на тему «Пасха» (приложение 4) способствовало ознакомлению учащихся с историей праздника Пасхи, формированию интереса к истории страны, православной культуры, духовной жизни своего народа. Развитию познавательного интереса способствовало изучение традиции празднования праздника Пасхи православными христианами и разучивание пасхального гимна.

Беседа на тему «Россия – родина моя» (приложение 5) содействовала духовно-нравственному воспитанию школьников, патриотизма, любви к малой Родине, матушке-России, осознанию себя как гражданина великой страны, содействовала углублению любви к своей стране, малой родине, родному краю. Перед беседой так же была проведена предварительная работа: заучивание стихотворений с детьми о своей малой Родине.

Анализируя проведенную работу по разработке и реализации программы «Патриотическое воспитание детей на основе народных традиций» можно отметить, что в процессе дополнительного образования детей были созданы условия для осуществления патриотического воспитания, углубления нравственных качеств школьников и их патриотических чувств, приобщения к культуре русского ремесленничества, ознакомления с народными промыслами Белгородской области. При этом активизировалась познавательная деятельность обучаемых, прививалось чувство гордости за свою страну и уважение к ее истории, повышался интерес к предмету и изучаемому материалу, учитывались индивидуальные особенности учащихся. Коллективная практическая деятельность сплачивала учащихся, способствовала воспитанию толерантности к мнению друг друга, развитию творческих способностей. Игровые формы и ситуации были ориентированы на создание эмоциональной атмосферы, расширение кругозора школьников, привития любви к своей Родине и народной культуре русских традиций.

При подготовке к мероприятию творческие способности школьников развивались в полной мере: изучение народных традиций и их воплощение при оформлении помещения, заучивание стихов, поисковая деятельность. Фронтальная форма организации познавательной деятельности позволила всех школьников задействовать в процессе подготовки, обеспечить их активность, внимание к учебному материалу.

По результатам второй главы можно сделать вывод о том, что дополнительное образование имеет больше возможностей для патриотического воспитания младших школьников, чем основное образование, которое ограничено рамками программы. На занятиях и мероприятиях в творческом объединении можно более подробно изучать на основе народных традиций историю своей страны, основы православной культуры, обычаи русского народа. Это способствует не только углублению патриотических качеств школьников, но и активизирует их познавательную деятельность, развивает творческие способности, расширяет кругозор.

По итогам была сформулирована модель «Гражданина - патриота России»: Патриот России – это человек:

1. Знающий историю и культуру своей страны.

2. Духовно и физически здоровый.

3. Любящий свою Родину и народ.

4. Творческо-мыслящий.

5. Способный к саморазвитию.

6. Соблюдающий духовные, правовые и общечеловеческие правила.

7. Имеющий твердую социально – активную позицию гражданина.

8. Обладающий культурой мысли и речи.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России и ее самоценности. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны. Ведь патриотизм имеет характерные черты – веротерпимость, законопослушность, трепетную любовь к родной природе.

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы на тему «Патриотическое воспитание младших школьников в дополнительном образовании на основе народных традиций» были рассмотрены такие вопросы, как, содержание и направления патриотического воспитания в современной школе, выявления значения и необходимости дополнительного образования в общеобразовательной школе, рассмотрено патриотическое воспитание младших школьников через народные традиции. В исследовательской части был изучен опыт педагога дополнительного образования, спланирована работа с младшими школьниками по патриотическому воспитанию.

Поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза доказана, т.к. в процессе практической деятельности систематически создавались условия для формирования духовно-нравственных и патриотических качеств личности, При ознакомлении с народными традициями, дети приобщались к истокам русской культуры и истории своего народа.

В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:

1. Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью воспитательного процесса в дополнительном образовании детей. Формы и методы воспитания должны быть самые разнообразными для того, чтобы сильнее закрепить основы патриотических качеств личности и повысить эффект воспитательного процесса.

2. Дополнительное образование предоставляет огромные возможности для решения задач патриотического воспитания, для формирования у подрастающего поколения важнейших социально значимых качеств: гражданской зрелости, любви к Отечеству и малой родине, ответственности, чувства долга, верности традициям, стремления к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовности к преодолению трудностей, самопожертвования, а также готовности к служению в Вооруженных силах, Отечеству

3. На занятиях в творческих объединениях младших школьников имеются возможности для приобщения их к русской культуре, формирования у них необходимых знаний о традициях своего народа, развитии интереса к истории и обычаям своего народа, развития творческих способностей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова, С. В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права [Текст] – М.: Глобус, 2006. – 224 с.

2. Аверина, Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Начальная школа // Начальная школа. - 2011. - №11. - С. 68 - 71.

3.Агапова, И. А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия [Текст]: 1-11 классы.– М.: ВАКО, 2010. – 368 с.

4. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. – 2013. – №6. - С. 3 – 7.

5. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий [Текст] – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.

6. Басаргина, А. А. Музей народной культуры [Текст] – Белгород: КОНСТАНТА, 2006. - 114 с.

7. Батурина, Г. И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях [Текст] – М.: Народное образование, 2002 - 112с.

8. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н К. Беспятова, Д. Е. Яковлев [Текст] – М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2006. – 189 с.

9. Быков, А. К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников // Воспитание школьников. – 2009. – №7. – С. 21 - 24.

10. Дик, Н. Ф. Развивающие классные часы и праздники в 3-4-х классах [Текст] / Н. Ф. Дик. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 340 с.

11. Евладова, Е. Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с.

12. Журавская, Т. В. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. – 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

13. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста [Текст] - М.: АРКТИ, 2004. – 69 с.

14. Микрюков, В. Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11 классы [Текст] – М.: ВАКО, 2009. – 192 с.

15. Конасова, Н. Ю. Права детей на дополнительное образование и социально-педагогическую поддержку [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н. Ю. Конасова [и др.]. - Санкт-Петербург: КАРО, 2005. – 219 с.

16. О ходе модернизации российского образования // Воспитание школьников. – 2012. – №10. - С. 3 – 7.

17. Пашкович, И. А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработка занятий [Текст] – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

18. Приходько, В. И Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества / В.И.Приходько // Молодежь и общество. - 2011. - №2. - С. 53 - 57.

19. Райхлина, Е. Л. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи // Воспитание школьников. - 2009. – №9. – С. 26 – 28.

20. Сластенин, В. А. Педагогика: учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шпенов. – 4 – е издание [Текст] – М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 496 с.

21. Усатова, Е. В. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры и викторины) [Текст] –Волгоград: Учитель, 2006. – 137 с.

22. Черноусова, Ф. П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании [Текст]: учебн. пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 112 с.

23. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования / И. Ф. Харламов - 7 – е издание [Текст] - МН.: Университетское, 2012 - 560 с.

24. Шемшурина, А. И. Патриотическое воспитание школьников. Кн. для учителя. Учеб.-метод. пособие / А.И. Шемшурина [Текст] - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 110 с.

25. Шипов, К. Воспитание на исторических событиях // Патриот Отечества. - 2013. - № 11. - С. 34 - 36.

26. Шутова, Л. И Профессиональные ценности как условие формирования патриотизма у будущих специалистов народного хорового пения // Педагогическое образование и наука. - 2014. - №2. - С. 73 - 75.

27. Елесеева Ю.А. Реализация дополнительных образовательных программ в начальной школе [Электронный ресурс] / Ю.А.Елесеева. – Электрон. текст. дан. - Режим доступа: https://www.nsportal.ru/nsportal/20/83694/ (22 февр.2015г.)

28. Мельникова Е.В. Патриотическое воспитание младших школьников [ Электронный ресурс] / Е.В. Мнльникова - Электрон, текст. Дан. – Режим доступа.:: https://www.gopsy.ru/ gopsy /456/83694/ (23 февр.2015г.)

 

Приложение 1

Протокол беседы с руководителем творческого объединения «Белгородоведение» МБОУ «СОШ №3 г. Строитель»

Петровой Галиной Анатольевной.

 

Цель: создание условий для патриотического воспитания участников творческого объединения на основе народных традиций.

 

Вопрос 1. Как дополнительное образование влияет на реализацию задач патриотического воспитания?

Ответ: Дополнительное образование направлено на расширение кругозора и развитие познавательных интересов школьников в дополнительное от основной образовательной школы время, углубление их знаний и умений, анализ экономического благополучия страны через изучение полезных ископаемых области, животного и растительного мира, заповедников и природных памятников. В частности в творческом объединении «Белгородоведение» ребята глубже изучают: героев Яковлевской земли, природные заповедники Белгородской области, исторические памятники и достопримечательности Белгорода.

Вопрос 2: Каким образом можно формировать патриотические чувства младших школьников на занятиях в творческом объединении?

Ответ: Формировать патриотические чувства младших школьников на занятиях в творческом объединении можно через любовь к природе, воспитание бережного отношения к растительному и животному миру и понимание, что каждый человек тоже частичка природы.

Вопрос 3: На каких занятиях и мероприятиях вы знакомите детей с русскими народными традициями и обычаями?

Ответ: С русскими народными традициями и обычаями мы знакомимся в творческом объединении на занятиях, досуговых мероприятиях, посещении

музеев, библиотек. При любой тематике необходимо опираться на историю своей страны, родного края, традиции и обычаи своего народа.

Вопрос 4: Какие виды деятельности вы наиболее часто используете?

Ответ: Образ родного города – это, прежде всего, его история. Для того, чтобы почувствовать связь с прошлым, понять, почему необходимо ценить прошлое и сохранять память о нём, можно использовать разные виды деятельности: экскурсии, прогулки по городу; посещение выставок, музеев; беседы о родном городе; исследовательские работы; конкурсы на лучшие авторские работы о родном крае; конкурсы на звание лучшего чтеца авторских стихов и стихов местных поэтов, посвящённых родному городу.

Вопрос 5: Как вы вовлекаете родителей в деятельность по патриотическому воспитанию?

Ответ: Через совместную деятельность родителей и участников творческого объединения в досуговых мероприятиях, исследовательской деятельности по изучению родного края.

 

Приложение 2

Примерная программа по дополнительному образованию детей, разработанная Булгаковой Н.В. во время прохождения преддипломной практики на тему:

«Патриотическое воспитание детей на основе народных традиций»

Пояснительная записка.

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указы­вает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности мно­гонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Патриотическое воспитание – это любовь к родному краю, изучение исторического прошлого своей страны, бережное отношение к природе, традициям и обычаям своего народа, готовность самоотверженно защищать свое Отечество, его свободу и независимость. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, разви­вается достоинство личности.

Патриотическое воспитание является одной из важнейших функций в работе педагога дополнительного образования, который должен быть разносторонне образован и иметь глубокие познания, уметь заинтересовать участников творческого объединения, создать условия для развития их творческих способностей.

Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело.

Данная программа представляет собой вариант программы по патриотическому воспитанию детей – участников творческого объединения на основе народных традиций в течение месяца занятий.

Программа предусматривает следующие цель: создать условия для формирования личности гражданина-патриота своей страны.

В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:

- обучающие: создание целостного представления о жизни, культуре и традициях наших предков; получение воспитанниками основных навыков краеведческой работы; знаний о традициях и обычаях родного края; восприятие истории как живой связи времён и поколений

- развивающие: привитие интереса к занятиям туризмом и краеведением; развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта;

- воспитательные: воспитание бережного отношения к природе; воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов; органичное включение родителей в воспитательный процесс.

Программа рассчитана на 40 часов и состоит из четырех относительно самостоятельных разделов:

Раздел 1. Я - гражданин России

1. Занятие «Я - гражданин России».

2. Беседа «Россия – родина моя».

3. Занятие «Государственные праздники РФ».

4. Занятие «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

5. Мероприятие «Достопримечательности нашего города».

Раздел 2. Малая Родина

 

1. Виртуальная экскурсия «Город Белгород и его святыни».

2. Экскурсия «Мой родной город - Строитель».

3. Занятие «Русские обычаи»

4. Мероприятие «Белгородская ярмарка».

5. Занятие «Пасха».

Раздел 3. 70-летие Великой Победы

1. Встреча с ветеранами военных конфликтов.

2. Виртуальная экскурсия «По местам боевой славы».

3. Беседа об оккупации Белгорода во время Великой отечественной войны.

4. Занятие «Дети-герои Великой отечественной войны».

5. Мероприятие «Героические страницы Великой Отечественной войны».

Раздел 4. Моя семья

1. Беседа с родителями и детьми «Семья и семейные ценности».

2. Занятие «Инвалид живет рядом».

3. Занятие - проект «Моя родословная».

4. Оформление проекта.

5. Защита проекта.

Ожидаемые результаты

В процессе реализации программы по дополнительному образованию «Патриотическое воспитание детей на основе народных традиций» у школьников должны быть сформированы следующие качества личности:

- любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям;

- приобщение детей к российским жизненным ценностям, традициям своего народа;

- любовь к своей стране, малой родине, родному краю;

- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству.

 

Приложение 3

План – конспект мероприятия «Белгородская ярмарка»

Цель: создать условия для ознакомления детей с народными художественным творчеством Белгородской области.

Задачи: углубить знания о народных ремеслах Белгородской области; изучить особенности мужской, женской и девичьей одежды; создать положительный эмоциональный настрой при проведении занятия; развивать нравственные качества детей: трудолюбие, отзывчивость, взаимопомощь, дружелюбие.

Оборудование: куклы в костюмах Белгородской области, глиняные игрушки,

белгородских промыслов, краски гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, выкройка рубахи и сарафана из ткани, манекены из картона (5 шт.), платочек,

дидактическая игра «Собери костюм».

Подготовительная часть: распределение ролей, разучивание стихов.

Ход мероприятия

Ведущая 1: Выходи, честной народ,

в гости ярмарка зовет.

Ярмарка, ярмарка!

Огневая, яркая, плясовая, жаркая.

Глянешь налево лавки с товаром,

Глянешь направо веселье даром.

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ.

Ведущая 2: Добро пожаловать к нам на ярмарку!

У нас товару видимо невидимо!

Подходите, посмотрите,

Да что-нибудь из игрушек возьмите!

Продавец: Тары-бары, растабары!

Продаю свои товары!

Все игрушки хороши

Расхвали их от души.

Участник 1: Что за конь! Только тронь

Со всадником вместе

Ускачет верст за двести.

Подходи, не ленись,

Если хочешь- прокатись!

Продавец: Хорошо расхвалил игрушку!

Из каких она краев?

Участник 1: Это Старооскольская игрушка.

Продавец: - Получи свой товар!

Участник 3: Подходи и полюбуйся на красивую игрушку.

Эта птица не летает,

Вся горит и полыхает.

Эта птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво - безделушка,

Зовут - народная игрушка.

Продавец: Умно расхвалил,

Получи птицу!

Участник 4: Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

Все расписаны бока,

Посмотрите,

Пышный хвост у него

Совсем не прост.

Продавец: Хорошо ты расхвалил!

За это индюка ты получи!

Участник 5: А вот и красная девица!

 

Для доброго молодца сгодится.

Девица в венце,

Румянец на лице.

Собой хороша,

Стоит не дыша!

Продавец: - А как ты думаешь, где сделали эту куклу?

Участник 1: Борисовская барышня (кожлянская).

Продавец: - Правильно, получи товар!

(Входит участник 6: с ношей.)

Ведущая 1: Посмотрите вы сюда,

Отгадать нам всем пора.

Что на ярмарке для нас

Появляется сейчас?

Коробейник: Здравствуйте,

Пришел я к вам сюда с праздником поздравить

И своим товаром позабавить.

Ведущая 2: Что такое в сундучке?

Скажи, купец ты мне.

(Коробейник открывает сундучок. Ведущая достает кукол и предлагает

детям их рассмотреть.)

Ведущая 1: Рассмотрите вы игрушку Куклу русскую!

Ай - да кукла, Ай - да красавица!

В русском костюме она.

Кто ответит мне,

Она вам понравилась?

И во что одета она?

 

 

Игра «Передай платочек».

Ведущая 2: Предлагаю поиграть,

Во что одета кукла, рассказать.

Становитесь вы все в круг,

Платочек передавайте,

Все элементы костюма называйте.

Кукла -женщина: рубаха, юбка -понева, завеска, пояс, бусы (гайтан), лапти, сорока - комплекс женского костюма.

Кукла - мужчина: рубаха, пояс, штаны -портки, лапти, онуча, картуз.

Ведущая 1: Кто внимательней, кукол сравните И отличия мне назовите.

Сравнение элементов мужского и женского костюмов.

Игра «Собери костюм».

Ведущая 2: Молодцы, удальцы! Еще хотите поиграть?

А теперь костюм наш русский

Предлагаю всем собрать.

Вот для каждого из вас элементы костюма.

Мальчики собирают комплект мужской одежды,

Девочки - комплект женской одежды.

(Дети выполняют и называют.)

Ведущая 1: Молодцы, удальцы! (Достает третью куклу из сундука.)

Посмотрите, что за диво?

Кукла хороша, красива!

Эта кукла - девочка,

Вот рубаха белая,

Ленточка в косе.

Сарафан расписанный,

Девочка в красе.

-

 

Повторите, во что одета девочка? Что еще в сундучке?

Достает письмо читает: «Я купец Никитин, убедительно прошу изготовить пять комплектов девичьей одежды Белгородской области для Ярмарки в поселке Борисовке».

Ведущая 2: - Мы готовы выполнять заказ купца? (Да.) Я рада, что вы откликнулись на просьбу купца. Вы очень трудолюбивые, добрые и отзывчивые. Про таких людей есть русские народные пословицы. Кто назовет пословицы о труде?

- Спасибо, все готовы потрудиться? Купец нам передал манекены для

примерки костюмов. У нас всего пять манекенов, наша задача - сшить и украсить пять рубах и пять сарафанов. Распределитесь, кто с кем хочет работать. Самостоятельная художественно - творческая деятельность детей (10 минут).

Ведущая 1: Ах, какие молодцы, как все стараются,

Аж глаза разбегаются.

Кукол - девочек одели вы в рубахи, сарафаны.

Выставляет кукол на один стол:

Каждый заслужил награду,

Похвалить всех вас я рада.

Ай - да куклы, хороши!

Похвали их от души!

(Раздает фишки каждому ребенку. Рядом с куклами коробочка с фишками, дети оценивают друг друга.)

Коробейник: Пора мне в дорогу собираться, Да с вами прощаться.

Все вы успели, на ярмарку посмотрели,

Товары купили И девичью одежду сшили.

В обмен на неё Вам угощенье моё.

(Коробейник угощает детей баранками, прощается и уходит).

 

Приложение 4

План-конспект занятия «Пасха»

 

Цель: создать условия для углубления знаний обучащихся с историей праздника Пасхи.

Задачи: формирование интереса к истории страны, культуры, духовной жизни своего народа; развитие познавательного, эмоционального опыта школьников - традиционное празднование Пасхи православными христианами; изучение пасхального гимна.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран.

 

Ход занятия

1.Организационный момент. Сообщение целей урока.

2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Ответы на вопросы: Как Бог стал человеком? Что такое Голгофа? Почему говорят, что крест – знак любви Бога к людям?

3.Работа по теме. Прослушайте стихотворение и скажите, пожалуйста, о чём тут говорится?

Улыбнулась солнцу сонная земля,

Понеслись удары к синим небесам.

Звонко раздается голос по лесам.

Скрылась за рекою белая луна.

Звонко побежала резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон,

Где-то за дорогой замирает звон.

Дети: О весне. О пробуждении природы от зимнего сна.

- Правильно. Весной всё расцветает, ликует. И не случайно на это время выпадает больше всего ритуалов, обрядов, праздников. Какие весенние праздники вы знаете?

 

 

Дети: 8 марта. День птиц. День космонавтики…

- А христианские?

Дети: Пасха

- Пасха - царь дней. «Праздников праздник и торжество торжеств»- так называют этот день. В нашей стране его отмечают ярче, пышнее, нежели самый главный праздник христианского мира – Рождество. Ни один праздник Православная церковь не празднует так необычайно светло и торжественно, как день Светлого Христова Воскресенья. В церкви накануне совершается пасхальная всенощная, в полночь- крестный ход и служится пасхальная утреня и литургии. А за неделю всем этим торжествам предшествовало Вербное Воскресение - праздник входа Господня в Иерусалим.

- А как вы думаете, почему именно вербу выбрали люди в качестве предвестника праздника?

Дети: Цветёт первым.

- Верба, не давшая еще листьев, цветет и как бы заявляет, что наша природа скоро наградит нас и все живое на земле теплом и урожаем.

Эти пушистые распустившиеся почки повсюду на Руси считались целебными, наделенными особой силой; говорили, что, соприкоснувшись с человеком, животным, землей, веточка вербы может поделиться с ними своей жизненной силой.

- Что вы можете сказать о Великой субботе?

Дети: Перед Пасхой красят яйца.

- Великая суббота - Христос покоится во гробе. Еще субботу называли «красильной субботой»- в этот день красили яйца, которые называли «крашенками», то есть просто окрашенными в любой цвет, или «писаками»- яйца, расписанные узорами. Крашеное яйцо - красивый и радостный символ праздника Пасхи.

- А почему именно яйцо является символом Пасхи?

 

Дети: Из яйца появляется новая жизнь.

Вкусно. В древние времена у многих бедных даже яиц не было.

- По преданию, Мария Магдалена после воскрешения Иисуса отправилась в Рим и поднесла императору Тиберию простое яйцо, сказав: «Христос воскрес!» Не поверил император и заявил, что в это так же трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным. Пока он это говорил, на глазах у изумленных людей белое яйцо стало ярко красным.

- Расскажите, пожалуйста, как вы проводите день Пасхи?

Дети: (рассказывают)

- А как же оформляют пасхальные яйца в наши дни?

Дети: Яйцо красят в отваре луковой шелухи. Яйцо расписывают гуашью, цветной тушью, и покрывают лаком, чтобы блестели.

На яйца приклеивают изящный листик укропа или петрушки, герани. Держат в растворе красителей, вынимают, отделяют листик- и на скорлупе остается изысканный белый силуэт.

Очень нарядно получается, если оклеить яйцо кусочками разноцветной ткани, тесьмой, кружевами.

В магазинах продают специальные наклейки, краски.

- А что пекут только на пасху?

Дети: Кулич.

Показ презентации «Пасхальные яйца и кулич»

Можно организовать выставку картин, поделок

4. Изучение пасхального гимна. Слова на доске. Исполнение по караоке.

5. Работа в тетрадях. Заполнение словаря.

6. Показ нескольких картин из электронной презентации на диске.

7. Подведение итогов занятия.

О чём мы говорили на этом уроке? Что вы нового узнали? Что особенно понравилось?

Приложение 5

План-конспект беседы «Россия – родина моя»

 

Цель: содействовать духовно-нравственному воспитанию школьников, патриотизма, любви к малой Родине, матушке-России.

Задачи:

– способствовать осознанию себя как гражданина великой страны;

– содействовать углублению любви к своей стране, малой родине, родному краю.

Предварительная работа: заучивание стихотворений с детьми.

Оборудование: мультимедиа, презентация.

 

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Давайте же сегодня поговорим с вами и попробуем ответить на такие вопросы: «С чего начинается Родина?», «что такое малая Родина?», «Чем является Россия для русского человека?».

Отечество – Единственная, уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Как известно, понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи.

Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, т.е. свою малую родину как часть большого Отечества.

Вспомним высказывание русского педагога К.Д. Ушинского: «Наше Отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

 

Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родные нам языком и все в ней для нас родное, а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку. как мать защищает и бережет нас…

Одна у человека мать, одна у него и Родина».

У А.С. Пушкина есть такие слова: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

За «светло светлую» и «красиво украшенную» Родину шли в бой русские дружины, воины под водительством Дмитрия Донского, Александра Невского и др. русских полководцев.

Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор.

Это – Россия.

Древние стены кремля. Блеск куполов над храмами, жизни минувшей след.

Руки матери. Ее песни у твоей колыбели. Душистый хлеб за праздничным столом.

Это тоже Россия!

Каждого человека, любящего свою Родину, трогает и волнует наша простая безыскусственная природа, полная поэзии и прелести.

Родные края, даже не богатые, для нас людей, населяющих Россию, прекрасны.

Любовь к родине природе – один из важнейших признаков любви к своей стране.

Ребенок 1: Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля

Это русская природа, это Родина моя!

 

 

Вижу горы и долины, вижу степи и луга –

Это русское раздолье, это родина моя!

Слышу пенье жаворонка, слышу трели соловья –

Это русская сторонка, это родина моя!

- У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому, откуда берет начало его жизнь, - к отчему краю.

Писатель В.Г. Распутин говорил: «Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли.

Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее и всю жизнь, затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки!

Величайшая ценность нашего народа – его язык.

Вот как оценивают роль русского языка писатели.

И.С. Тургенев: «В дни сомнения, в дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, врачевания, веселые обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пресмешные сказки… Он назвал все вещи именами и воспел все, что видел и о чем думал, и воспел свой труд. И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием и для потомков его стал родной».

 

 

А вот мнение писателя В.Г. Распутина: «Родина – это не только природа… но еще и человеческие взаимоотношения, уклад и традиции живущих. Это и язык. Характер народный, и опыт, и историю, и философию, и чаяния, и тяготы в долгом пути, все вмещает в себя язык. Пока жив язык – жива нация».

Каждый народ нашей многонациональной Родины неповторим, имеет свои национальные черты.

Русские, составляющие большую часть населения нашей страны, - это добрый, открытый, терпимый, благожелательный, мирный народ. Ему не свойственна национальная обособленность, пренебрежительное отношение к представителям той или иной национальности. Русский народ не умоляет достоинство, не ущемляет национальной гордости других народов.

Русский народ имеет законное право гордиться своими самобытными традициями, своей национальной культурой, своими языками.

Особенно дорогой ценой досталась нашему народу победа в В.О. войне. Она шла 1418 дней, почти четыре года. Это были годы лишений, горя, тяжелого труда. Разорены города и села, выжжены нивы, оборваны мечты и надежды русских людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.5

Ребенок 2: Тебе не раз враги грозили,

Тебя сметали – не смели,

Любовь моя, земля Россия,

Тебя порушить не могли.

Тебя топтали – не стоптали,

Тебя сжигали – не сожгли,

Мы все с тобою испытали,

И даже больше, чем могли.

А. Сафронов.

 

- В суровые годы войны Л. Леонов писал: «Ты не один в этой огневой буре, русский человек, с вершины истории смотрят на себя песенный наш Ермак, и мудрый Минин, и русский лев – А. Суворов, и славный, Пушкиным воспетый мастеровой Петр I, и Пересвет с Ослабей, что первыми пали в Кулаковском бою. В трудную минуту спроси у них, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу Родину, и они подскажут тебе, как поступить, даже оставшись в одиночку среди вражьего множества.

- С каким мужеством они служили ей!...»

- И куда бы ни отправлялись за далекие рубежи, кланялись в пояс родимой, и был им слаще меда горький полынный прах ее дорог.

- И пригоршню родной землицы, защиту в ладошку, уносили на чужбину, как благословение матери, на груди. И где бы ни оказался веленьем истории русский человек, сердце его, как стрелки компаса, неуклонно устремлена в сторону России. И чистые рубахи надевали перед смертным подвигом, идя на воинскую страду, как на светлый праздник. Тем и была крепка, тем и стояла столетья Русская земля.

 

 

Приложение 6

План-конспект занятия «Семья и семейные ценности» с родителями и учащимися

 

Цель: ориентировать учащихся на создание крепкой, дружной семьи.

Задачи:

– способствовать возвышению роли семьи, ее статуса в нашем обществе;

– содействовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание, усилению желания жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании детей и взрослых.

Оборудование: тест «Какими вы будете родитель?».

 

Ход занятия

- Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

- Актуальным становится процесс возрождения российской семьи, укрепление её потенциала и ценности как основы общества, восстановление ценностей, традиций и практик семейного воспитания.

- Зачем нужна человеку семья? Можно ли прожить без семьи?

Скажите, какая, по-вашему, идеальная семья?

- где относятся с уважением, не ругаются;

- где все друг друга понимают;.

- где проводят вместе много времени и всем хорошо и комфортно;

- где каждый старается помочь другому;

- где родители участвуют в делах своих детей.

- Можно привести множество аргументов в пользу идеальной семьи. Потому что самое дорогое в жизни человека – семья.

 

 

- Как вы понимаете значения слов «жениться», «выйти замуж»? Почему, как правило, жена берёт фамилию мужа?

- По каким мотивам люди чаще всего женятся и выходят замуж? (по любви и по расчету).

- Есть ли различия в понятиях «влюблённость» и «любовь»?

влюбленность любовь

пылкость спокойствие

за что-то ни за что

для себя ради другого

-. Какие проблемы сохранения семьи можно назвать?

- сокращение рождаемости и падение прироста населения;

- увеличение численности женщин по сравнению с численностью мужчин;

- уменьшение среднего размера семей и увеличение смертности;

- падение производительности труда в домашнем хозяйстве;

- возрастающие потребности семьи и ограничение возможностей их удовлетворения;

- легкомысленное отношение к браку и семье;

- отсутствие самодисциплины и половая распущенность;

- высокий процент числа разводов (распадается каждый третий брачный союз).

- (рассказывает притчу).

- В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на нее как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» — удивился он и

 

 

приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нем одно и то же слово — «понимание», — пока не написал его сто раз.

«Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» — обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.

- Обязательно ли в семье нужны дети? Сколько должно быть детей в семье?

- Однодетная семья в движении и развитии означает вот что: через 25-30 лет в этой семье появятся два пенсионера и только один работник. Одна семья вырастит будущего жениха, другая – невесту. Они в будущем вступят в брак. На смену двум семьям придет одна. Это отрицательно влияет на демографическую ситуацию. Недостаточно в семье иметь и двоих детей. Не каждый мальчик дорастет до возраста жениха, не каждый, достигший этого возраста женится, не каждый мужчина станет отцом. Так же и с женщинами. Рассчитано, что из тысячи человек населения, которые состоят из двухдетных семей, через 30 лет останется 621 человек, через 60 лет – 386, через 90 лет – 240, а через 300 лет – всего 8 человек взамен тысячи. В семье, как считают демографы, должно быть минимум 3-4 ребёнка.

- Предлагается тест «Какими вы будете родитель?». Ученики выполняют его, родители по желанию могут пройти данный тест с целью узнать о типе взаимоотношений в своей семье.

- У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, а непрестанным трудом - достаток и благополучие. Помни мудрую заповедь: «Почитай отца твоего и мать, и будет тебе хорошо, и будешь ты долго жить». Почитать родителей значит: в детстве - их слушаться, в молодости - с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться.

 

- Как вы понимаете высказывание «Мать- душа семьи, отец - её дух»?

- Учитель. Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Без крепких и сильных семей никогда не будет сильного и крепкого государства. Духовное возрождение в нашей стране не наступит, если не будут восстановлены семьи. В условиях нестабильности нашей жизни семья - такая же хрупкая, как наша жизнь, ячейка общества. В ней люди, как в шалаше, прячутся от непогоды.

Аудитория делится на команды: 2 команды детей и 1 команда родителей.

Задания:

1. Вспомнить значимые или забавные моменты из жизни своей семьи.

2. Каким я вижу свою будущую семью? Какой я вижу будущую семью своего ребёнка?

3. Конкурс «Добавь пословицу».

- произносит начало пословицы, а команда – ее окончание:

- Яблочко от яблони …(недалеко падает).

- Яйца курицу …(не учат).

- Где любовь и совет …(там горя нет).

- В гостях хорошо… (а дома лучше).

- Чтоб узнать человека, надо с ним …(пуд соли съесть).

- Не красна изба углами…(а красна пирогами).

- Три друга: отец, да мать, да… (верная жена).

- Нет лучше дружка, чем родная... (матушка).

- При солнышке тепло, а при матери... (добро).

- Не нужен и клад, когда... (в семье лад).

- Не красна изба углами, а... (красна пирогами).

- Как родители жили, так и нас... (благословили).

 

- Родители берегут дочь до венца, а муж жену... (до конца).

- Маленькие дети спать не дают, а с большими … (сам не уснешь).

Вопросы:

1. Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)

2. Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)

3. Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы. (Май, потом придётся всю жизнь маяться.)

4. Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает «семья». Что это за слово? (Родина.)

5. Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон».

6. Назовите сказку, в которой её героями эта статья нарушается. («Дюймовочка».)

7.В какой сказке нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

8. В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой? («Муха-Цокотуха».)

9. Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)

10. Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

 

5. Вопросы для письменного ответа:

1. Назовите любимое блюдо вашей семьи?

2. Какие есть традиции в вашей семье?

3. Как проводит свободное время ваша семья?

4. Где и когда вы отдыхали вместе всей семьёй?

5. Какой последний фильм вы смотрели всей семьей?

6. Что мама больше всего любит делать по дому? Папино любимое занятие?

7. Легко ли вывести родителей из себя? (Приведи 1 пример.)

6. Проводится блиц опрос: кем являются те, кого будем называть:

свекровь (мать мужа); свекор (отец мужа); теща (мать жены);
тесть (отец жены); зять (муж дочери); сноха (жена сына);
золовка (сестра мужа, жена брата); деверь (брат мужа);
шурин (брат жены); свояченица (сестра жены); мачеха (неродная мать);
свояки (женатые на родных сестрах); отчим (неродной отец);
падчерица (неродной ребенок одному из супругов).

7. Назвать однокоренные слова к слову «род» (родители, рождение, Родина, народ), а также синонимы к ним (Отчизна, отечество, Родина-мать).

8. Назвать значения своих имён и фамилий.

Заключительные слова.

- А сейчас давайте с вами узнаем «Какими вы будете родителями?» каждому из вас я раздам небольшой тест с вопросами, на которые вы должны будете ответить.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.117 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал