Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие творческих индустрий в России
Развитие творческих индустрий зародилось в Великобритании, в 1988 году. Остальные страны мира в направлении развития творческих индустрий стали работать с начала 2000-х годов как на региональном, так и на государственном уровне. Страны, в которых зарождались творческие индустрии, опирались на определение, сформулированное Департаментом культуры, медиа и спорта правительства Великобритании. На сегодняшний день в России существуют различные творческие индустрии, хотя именно так мы совсем недавно стали их так называть. Давно в нашей стране существуют радио и телевидение, кинопроизводство, интернет – компании, дома моды, дизайнерские агентства и т. д. Крупные корпорации порождают множество более мелких производителей, которые выполняют по их заказу разнообразную творческую работу. Развитие творческих индустрий тесно связано с вопросами поддержки малого и среднего бизнеса. Основным торможением развития творческих отраслей экономики в России является отсутствие настоящей свободы предпринимательства. Идеология творческих индустрий должна найти поддержку в среде бизнеса, а также у организаций, занимающихся поддержкой предпринимательства. При рассмотрении творческих индустрий в России мы сталкиваемся с рядом проблем, связанных с экономической, культурной, политической сферами, но также и с пониманием творческих индустрий.. Главная трудность заключается в дефиците статистической информации. Официальная статистика в России сгруппирована по стандартной индустриальной классификации с низким уровнем разбивки на категории, ориентированной, прежде всего, на выпуск продукции в промышленном секторе, добычу и переработку сырья. Собрать информацию по творческим секторам достаточно сложно. Производственный сектор культуры как отрасли не выделен в отдельную категорию, и данные по большинству кодов экономической деятельности, относящихся к творческим индустриям, аккумулируются в разделе «Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги». Поэтому для получения данных необходимы официальные запросы в различные ведомства и обработка большого объема статистической информации. Экономика России в большей с степени сегодня ориентируется на сырьевую отрасль, что создает структурные барьеры для прихода творческих индустрий как сектора экономики в Россию. Творческим индустриям необходим стимул для развития, в особенности финансовый и налоговый, что также создает проблемы для корректировки стратегии социально-экономического развития. Среди других экономических проблем, препятствующих развитию творческого сектора экономики, необходимо отметить следующие: проблема понимания роли территорий в системе экономики и распределения труда, проблема качества жизни, мобильности и адаптивности людей, проблема продвижения новой продукции и услуг, а также отсутствие творческих сетей и творческих кластеров. В отличие от ведущих стран западного мира Россия еще не стала на путь постиндустриальной экономики в полной мере. По мнению зарубежных исследователей и аналитиков творческих индустрий, российская экономика обладает потенциалом роста и, соответственно, существуют огромные возможности для творческих индустрий. Также Россия сталкивается с политическими ограничениями. Творческие индустрии как самостоятельная сфера развития экономики не стала одним из приоритетных в развитии и не нашла поддержки политики на государственном уровне для развития сфер культуры и экономики. Творческие индустрии в России пока не стали отдельным сектором экономики, как в других странах мира. Это связано, прежде всего, с тем, что творческие индустрии слабо актуализированы в публичном дискурсе не только политики, но и общества в целом. Отсутствие политики как таковой не означает отсутствие заинтересованности отдельных участников рынка, в том числе поддержка идеи творческой экономики идет пока только снизу - со стороны общественных организаций и бизнеса. При этом для бизнеса финансовые инвестиции в культуру в большей степени ориентирована на сохранение культурного наследия и традиционных культурных ценностей. Следующими трудностями в развитии творческих индустрий являются теоретические и практические ограничения. Россия пока отстает от ведущих стран мира в плане теоретической разработки и специалистов и консультантов, экспертов, так как область обладает достаточно высокой степенью специфичности, хотя и сопряжена с разного рода профессиями и специализациями в сфере культуры, менеджмента, экономики и права. Важным моментом является и обучение новых специалистов, причем данная проблема сопряжена и с проблемой зарождения творческого класса и идентификации с ним. К социально – экономическим трудностям относятся следующие составляющие: - негативное воздействие слабой экономики, а именно дефицит инвестиций; - высокие социальные взносы, которые налагают большую нагрузку на бизнес при привлечении сотрудников. Когда речь идет о деятельности творческих компаний, то данный пункт очень важен, т.к. в компаниях такого рода человеческие ресурсы могут быть на порядок более значимы, чем, например, покупка оборудования; - отсутствие честной конкуренции; - теневая экономика, а именно ведение бизнеса без уплаты налогов и т.п.; - «молодость рынков». Российские рынки строятся по типу зарубежных моделей, образцов. Соответственно, заказчик имеет примитивное представление о творческом производстве, что сказывается на его ожиданиях и уровне оплаты творческого труда; - неразвитое профессиональное образование и дефицит кадров. При наличии большого количества образовательных предложений, особенно – в секторе рекламы, комплексное практико-ориентированное образование в сфере творческих индустрий получить можно только в Москве и Санкт-Петербурге. На это указывают результаты почти всех экспертных интервью; И, наконец, трудности возникают в культурных ограничениях. В России до сих пор существует проблема одностороннего понимания культуры и традиционный взгляд на культуру связан с понятием «культурное наследие». Проблема политики в области творческих индустрий весьма ощутима и может сказаться на будущей конкурентоспособности сектора в России. Именно законодательное закрепление и поддержка на уровне власти федеральной, региональной и муниципальной способствует раскрытию потенциала данного сектора. В России, как отмечает Елена Зеленцова в статье «Культурные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований», в продвижении творческих индустрий стали два центра: Центр развития творческих индустрий в Санкт-Петербурге, созданный в 2001 году, и Институт культурной политики в Москве, где с 2003 года в рамках соглашения с Министерством культуры Российской Федерации и Советом Европы развивался проект, направленный на внедрение технологий креативных индустрий в регионах. Обе организации работают в тесном сотрудничестве с международными организациями, в контакте с европейскими экспертами, также с британскими агентствами. Творческие индустрии в России еще не стали отдельным сектором экономики, как в других странах мира. Это связано с тем, что творческие индустрии слабо актуализированы в публичном дискурсе не только политики, но и общества в целом. Отсутствие политики как таковой не означает отсутствие заинтересованности отдельных участников рынка, в том числе поддержка идеи творческой экономики идет пока только снизу - со стороны общественных организаций и бизнеса. При этом для бизнеса финансовые инвестиции в культуру в большей степени ориентирована на сохранение культурного наследия и традиционных культурных ценностей. Однако в последние годы наблюдается широкий интерес к теме творческих индустрий в России, в особенности на региональном и муниципальном уровнях власти. Выше было сказано, что центром развития творческих индустрий стали два постиндустриальных города - Москва и Санкт - Петербург, соответственно и предприятия творческих индустрий сконцентрированы преимущественно именно в данных городах, в меньшей степени – в других региональных центрах. Но на основе программы Московского института культурной политики и его партнеров, развитие творческих индустрий осуществлялось в провинциальных городах, таких как Архангельск, Петрозаводск, Тольятти, Сургут и т. д. Это было обусловлено тем, что мировая политика поддержки творческих индустрий обычно реализуется на региональном или местном уровне. В то же время, на российском опыте стало очевидно, что без федеральной поддержки креативные индустрии, как инновационный сектор в культуре и экономике, могут надолго остаться маргинальными. Представители городских администраций заинтересованы в формировании эффективной культурной политики, позволяющей обеспечить их гармоничные взаимоотношения с горожанами и подержание высокого уровня социального благополучия. Политика властных структур в области культурного развития представляет направления политики государства (органов местного управления), связанной с проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества. Сегодня важно постоянно доказывать значимость творческих индустрий в контексте культуры, обосновывать их актуальность и экономическую, социальную эффективность организуемых мероприятий. Творческие организации переходят от пассивной, обособленной позиции к роли полноправного партнера государственных институтов. Первое агентство творческих индустрий было создано в Москве в 2004 году – агентство «Творческие индустрии», в задачи которого входят реализация проектов творческой экономки, а также привлечение бизнеса в творческую сферу, а также формирование сектора творческих индустрий в России. В Санкт-Петербурге при поддержке программы Европейского союза TASIS был создан «Центр развития творческих индустрий». В России, с 2003 года насчитывается более двух десятков семинаров и круглых столов, поддержано ряд проектов. Несколько семинаров, проведенных британскими экспертами из агентства EUCLID, были посвящены технологиям картирования. На основе этих методик в Архангельске и Петрозаводске были проведены исследования по оценке потенциала предприятий креативных индустрий города. Также в рамках программы «Творческие индустрии» в 2003-2008 годах была проведена работа по исследованию российской модели «творческого кластера». Небольшие специализированные независимые производители часто располагаются вблизи друг от друга и образуют «кластеры». В зарубежной практике такие объединения-«кластеры» часто обосновываются на территории заброшенных фабрик или заводов, обновляя и давая новую жизнь «отработанным» индустриальным пространствам. Такое объединение предприятий творческих индустрий способствует экономическому росту, улучшает имидж территории, помогает решать проблемы трудоустройства. Сегодня в Москве действует, по крайней мере, пять творческих кластеров. В 2006 году Институтом культурной политики совместно с Международным университетом в Москве было проведено исследование, посвященное столичным креативным кластерам. Проекты Института культурной политики, осуществляемые в российских регионах, помогли внедрить в умы идею развития творческих индустрий. Там, где проводились дискуссии и семинары с участием экспертов Совета Европы, удалось преодолеть глубоко ускоренное в российском сознании представление о невозможности соединить культуру и коммерцию, которое разделяют у нас не только люди творческих профессий, но и власти. Таким образом, в 2004 году в Архангельской области представители Комитета по культуре и Комитета по экономическому развитию впервые попробовали сообща обсудить проблемы региона – и быстро выяснили, что у них может быть общая повестка дня. В 2005 году Министерство культуры Карелии решило объявить специальную программу поддержки творческих индустрий в республике. С каждым годом развитие творческих индустрий в России возрастало и к 2005 году, в Москве появился первый настоящий творческий кластер. Это Центр дизайна ARTPLAY. Здесь находятся уже несколько десятков творческих компаний – в большей степени, дизайнеры и архитекторы, - а также кафе, ресторан, выставочный зал и прочая инфраструктура, необходимая для того, чтобы кластер был не только производственной площадкой, но и клубом, и публичным местом. Также существуют и другие проекты такого рода, такие как: «Арт-Стрелка», «Фабрика», который обещает стать самым крупным творческим кластером в Москве. За последние годы, как отмечают авторы книги «Творческие индустрии: теории и практики» Елена Зеленцова и Николай Гладких появился ряд исследований российской ситуации в области развития творческих индустрий, реализован ряд проектов. Появились оригинальные российские публикации, посвященные развитию творческих индустрий в России, в частности издания института политики в серии «Культурные стратегии: экспертный клуб» (Новые форматы партнерства, 2003; Творческие индустрии в России, 2004; Творческие индустрии: модель для сборки, 2005). Появились исследования, посвященные творческому освоению бывших промышленных пространств в Москве и городах Российской Федерации (Зеленцова, Гладких, Пушкина, 2008). В рамках конференций и форумов начали обсуждать вопросы, связанные с развитием творческих индустрий (2004, 2005 и 2006 – Международный форум «Культура плюс», Москва; 2008 –Международная конференция «Фабрики воображения», Москва и др.). [8, с.142] В России творческие индустрии существуют сегодня изолированно, разрозненно и не складываются в единый сектор творческой экономики. При этом интегральное восприятие этого сектора отсутствует не только на политическом уровне — федеральном, региональном или муниципальном. Сами творческие предприниматели тоже не ощущают себя частью единой творческой сферы. В России творческие индустрии пока не объединили креативную экономику и культурную политику. Комплексное восприятие ареала творческих индустрий отсутствует и на муниципальном уровне. Инициатива в отношении формирования благоприятного культурного облика города переходит к сфере предпринимательства. Есть риск, что политика поддержки творческих индустрий в России не будет проводиться на федеральном уровне. Тогда, возможно, свою роль сыграют региональные или муниципальные власти или бизнес. В любом случае, роль властей здесь подсобная, хотя и важная. Их задача — создать благоприятные условия, а развитие самих творческих индустрий — дело независимых людей и организаций. Неважно, коммерческих или не коммерческих. Изучая материал по развитию творческих индустрий, мы пришли к выводу, что Россия не первая страна, которая стала поддерживать творческие индустрии. В отличие от других стран, в России творческие индустрии зародились гораздо позднее. Их развитие в нашей стране сталкивается с рядом проблем: политическими ограничениями, практическими, теоретическими, социально –экономическими, культурными. К сожалению, творческие индустрии в России не стали отдельным сектором экономики, как в других странах мира. Связано это с тем, что творческие индустрии слабо актуализированы в публичном дискурсе не только политики, но и общества в целом.
|