Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Различие и повторение
Габриэль Тард (1843-1904) - крупнейший французский философ и социолог, оппонент своего соотечественника Э. Дюркгейма (1858-1917). Относительно Э. Дюркгейма - то он явно или неявно, я смею это утверждать, стал основателем позитивистской, структуралистской традиции в французской философии, а вот Г. Тарду не совсем повезло. Хотя, у Ж. Делёза, в его работе «Различие и повторение» (1969) была попытка применить терминологию Г. Тарда, идейная «подкладка» этой книги Ж. Делёза, состоит из философии Г. Тарда (особенно это проясняет термины Делёза – «дифференциация» и «диффересиация»). Но сделал это не совсем удачно. Ибо Г. Тард не встраивается не в структуралистскую, ни в постмодернистскую традицию философствования, хотя, как не парадоксально, он встраивается в ту и другую одновременно. Обоснованию новых принципов построения постмодернистской ментальности Ж. Делёз посвятил довольно объемную работу «Различие и повторение» (1969). Эта работа выполнена в типичном «французском стиле» философствования – много излишних фраз и аналогий, «отскоков» в сторону от основной линии рассуждения, наслаждение этим, стремление этим «эпатировать». Но, на самом деле, здесь достигается прямо противоположный результат – стиль нового мышления, который он, вроде бы хочет продекларировать, затемняется и не обосновывается. Складывается впечатление, что сам автор хочет обосновать постмодернистский стиль ментальности, но сам им еще не владеет в должной мере. В основном эту работу можно рассматривать как вольную вариации на основе философии Г. Тарда (1843-1904), он применяет его терминологию, что многие не замечают, а потому и много не понимают в этой работе Делёза. К примеру знакомство с творчеством Г. Тарда, особенно его работы «Социальные законы» (1898), позволяет понять суть терминов «дифференциация» и «диффересиация». Он пробовал истолковать по-своему философию Г.Тарда, но сделал это не совсем удачно. \\\\ Классическая ментальность построена на принципе тождества и противоречия, но постмодернисткая ментальность не приемлет этого, для неё противоречие (отрицание)- «это различие, но различие, увиденное искоса, увиденное снизу. Напротив, различие, выпрямленное во весь рост, - это утверждение (тождественность – С.Г.). Это многосмысловое предположение: различие- предмет утверждения; само утверждение множественно; это творчество, но и оно должно быть сотворено, как утверждающее различие, различием в себе» (Р. и п. с.78) То есть принцип постмодернистской ментальности состоит не в достижении тождественности, а в достижении различности, разного. Различие обыгрывает реальность, высвечивает его многоцветие, а не дает это в дихотомии белого и черного, как образов присутствия (тождественного) и отсутствия (отрицательного и противоречивого), белое и черное в этом многоцветии различия – это лишь два оттенка реальности. Для него «различие – не отрицание, напротив, отрицание – перевернутое различие, увиденное искоса. Вечное бревно в глазу» (Р. и п. с.287)
Повторение также не является основой для легитимации общего и однозначного, общее утверждается через подобное и равноценное. Повторение же является тем, что просто повторяется, но это не означает, что что-то повторяется без различия. На этом Ж. Делез строит свою теорию: общего как такового нет, есть лишь фантзам, симуляция какой-то общности; невинная шутка, общее как то, что может быть воспринято полушутя-полусерьезно. Повторение – есть то, что, вроде бы показывает на общее в ряду явлений, но и показывает на различие: «Если повторение существует, оно одновременно выражает особенность – против общего, универсальность – против частного, примечательное – против обычного, единовременность – против переменчивости, вечность – против постоянства. Во всех отношениях повторение – это трансагрессия. Оно ставит под вопрос закон, оно изобличает его номинальный или всеобщий характер в пользу более глубокой художественной реальности» (Р. и п. с.15). Различие в своей повторении показывает динамику бытия. Само по себе различие статично, но в повторении оно получает временное измерение.
|