Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Две модели кризиса культуры
Идущее к своему завершению двадцатое столетие началось, прошло и, можно сказать, заканчивается под знаком кризиса. Эта идея присутствует практически во всех значимых произведениях нашего столетия. Авторы минувшего рубежа веков писали об упадке и декадансе, поразившем европейское общество, ученые середины века писали о кризисе экономического развития общества, рожденного исчерпанием ресурсов, а интеллектуалы наступающего рубежа столетий обсуждают проблемы смены парадигмы социокультурного развития европейской цивилизации. И, конечно, существовали и существуют разные взгляды на природу и сущность кризиса. Но среди всего их многообразия можно выделить две основные модели кризиса. Одну из них представляет позиция О. Шпенглера, другую - Э. Гуссерля. " Закат Европы" Шпенглера, книга, которая самим своим названием в начале века провозгласила конец европейской культуры, объясняет кризис тем, что европейская культура, как и всякая культура, достигла периода, когда исчерпывается ее творческая сила и начинается естественное умирание культуры, так как всякая культура это живой индивидуальный организм истории. Этот процесс, считает Шпенглер, невозможно предотвратить, как и невозможно предвидеть, что может прийти на смену старой культуры. " Каждая великая культура, - пишет немецкий философ, - есть не что иное, как осуществление и гештальт одной-единственной своеобразной души".[1] Э. Гуссерль в своей последней работе " Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология" в кризисе науки, точнее даже в кризисе рациональности, видит источник кризиса европейского человечества. А кризис рационального мышления порожден, по его мнению, тем, что оно оторвалось " от сущего", потеряло связь с действительным миром, с " жизненным миром" человека и пытается конструировать идею некоего " мира вообще" [2]. Наука, превратившаяся в технику счета и моделирования, и основанная на такой науке культура не могут дать рациональной установки жизни человека, они ничего не могут сказать об истине его жизни, а видят ее только как непрерывную " цепь иллюзорных порывов и горьких разочарований" [3]. Выход из кризиса этот немецкий философ видит в возвращении той первоначальной установки рационального мышления, которая сложилась в античной культуре и которая, как считает философ, ориентировала мышление на вечные основания бытия человека. Думаю, что гуссерлевская интерпретация сущности кризиса европейской культуры более продуктивна. Во-первых, потому что она вбирает в себя шпенглеровскую модель как свою часть, видя в идее рациональности своеобразный прафеномен европейской культуры. Во-вторых, потому что она дает возможность поиска выхода из кризиса, возможность формирования представлений о новом состоянии культуры.
|