Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод и приемы работы с текстами на уроках истории






Метод работы с текстом - это способ освоения учебного исторического содержания при помощи различного вида письменных источников.

Использование данного метода обеспечивает приобретение, закрепление, углубление и расширение учебных исторических знаний на основе работы с текстовыми источниками; позволяет знакомить учащихся с их разными видами; развивает и совершенствует умения работы с текстами и специальные умения работы с историческими первоисточниками; развивает мыслительные умения, связанные с анализом, систематизацией и логическим построением приобретаемой информации. Он позволяет организовывать исследовательскую работу школьников, способствует формированию интереса к работе ученого-историка.

По целям обучения различают приемы работы с текстом как средством приобретения учебных знаний о прошлом (например, при работе с учебником), как с самостоятельным объектом познания (например, с «Салической правдой»), как средством формирования информационных умений, воспитательного воздействия.

К приемам работы с текстом, используемым учителем в процессе своего изложения материала, относятся цитирование, декламация и др. При этом цитату лучше использовать не как иллюстрацию к изложению материала, а как источник для анализа учениками изложенных в нем фактов, оценок, суждений авторов. Декламация художественных произведений используется, как правило, как средство вызвать эмоциональный отклик ученика на то, что в нем изложено. Поэтому важно, чтобы учитель владел приемами смыслового, выразительного чтения, проявлял артистизм.

Вначале учащиеся изучают текст под руководством учителя. Важно сразу приучать школьников к культуре работы с историческими текстами. Для этого можно использовать: приемы показа и описания внешнего вида различных тестовых источников (глиняных табличек, летописей и т.д.), приемы сообщения сведений об истории создания или находки документа (берестяных грамот), об их авторах (летописце Несторе, Н.М. Карамзине).

Пока не сформированы умения самостоятельной работы с источниками, ученики приобщаются к внимательному прочтению текста и осознанному восприятию его содержания с учителем. Для этого используется прием комментированного чтения текста.

Исторический текст (учебника или адаптированного источника) читается учениками по абзацам (как правило, поочередно). Чтение сопровождается беседой с вопросами: на уяснение встретившихся в тексте незнакомых слов, терминов (что означает слово…?); на уяснение смысла трудных словосочетаний, высказываний авторов текста (как вы понимаете фразу…?); на доказательство изложенных в тексте суждений (докажите фактами прочитанную мысль…); на объяснение содержания (объясните, почему …, в чем сущность…). Выяснение содержания текста сопровождается работой со словарями, справочниками, картами и т.д.

Прием выборочного чтения источника направлен на поиск учащимися в тексте ответа на поставленный вопрос.

Он используется при изучении нового материала, доступно изложенного в учебнике (найти в тексте ответ на вопрос); при работе над понятием (найти ключевые слова, характеризующие главные признаки понятия и объяснить их); для закрепления изученных другими способами сведений, при усвоении отдельных несложных теоретических положений и выводов (подтвердить фактами учебника вывод урока, докажите положение); для самостоятельной систематизации сквозных знаний по определенной проблеме (проследить эволюцию органов государственной власти в России с XVIII по XX в.).

В дальнейшем учитель предлагает ученикам самим находить в тексте содержание, требующее комментария и ставить к нему вопросы. По мере освоения учениками способов работы по прочтению текста и уяснению его содержания возрастает удельный вес заданий, требующих от школьников самостоятельного анализа, критики источников.

Приемы анализа текстовых исторических источников в обучении истории направлены на освоение учащимися способов внешней и внутренней критики источника, аналогичных по своей основе тем, которые используются в научном историческом познании.

Приемы внешней критики, связанные с установлением подлинности документа, требуют специальных научных знаний. В школе, в основном, используются приемы определения атрибутики источников (задания на определение его вида, установление где, когда, кем создан документ и т.д.)

При осуществлении внутренней критики источника используются приемы структурного и смыслового анализа его содержания.

Как и осуществление внешней критики источника, они связаны с развитием универсальных умений учащихся впервые формируемых на уроках русского языка (развитие речи): определять структуру текста, приобретать и воспринимать информацию в зависимости от видов источников (в данном случае – первоисточников, научно-популярных, художественных, справочных, и т.д. текстов), от содержащихся в них видов текстов (описание, оценка и т.д.),

Приемы структурного анализа текста предполагают выполнение заданий:

на выделение основных вопросов содержания источника (определить тему источника; выделить главные мысли источника, сформулировать основные вопросы его содержания);

на определение и объяснение логики изложения материала, на установлении взаимосвязи основных частей (определить, как взаимосвязаны, вопросы, насколько их достаточно для ее освещения, объяснить, почему отсутствует в нем та или иная информация по теме)

Этот анализ должен подводить учеников к оценке полноты освещения заданной темы в источнике и информационной достаточности текста для решения поставленных познавательных задач.

Приемы смыслового анализа текста направлены на установление сущности того, что говориться в источнике по заявленному вопросу и объяснения, почему он излагается именно так, а не иначе. Например, на установление связей между характером описания фактов исторической реальности и его интерпретацией автором.

Смысловой исторический анализ связан с внутренней критикой источника, с выполнением учениками заданий на оценку достоверности приводимых в тексте фактов: (мифологических, вымышленных фактов, легендарных фактов – не подтвержденных достоверными источниками), на определение соответствия и полноты интерпретации события автором источника исторической реальности, на оценку обоснованности суждений автора и т.д.

Этим же целям служат приемы сопоставительного анализа текстов (в том числе – альтернативных исторических источников), текста и других источников информации, например, изобразительной.

Приемы фиксации информации источников. Работа с текстами предполагает использование приемов фиксации их сведений: составления планов, тезисов конспектов и т.д. (См. 13.5.5)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал