Факторы, обусловливающие кризис
| Способы преодоления кризиса
|
Кризис учебно-профессиональной ориентации (от 14 до 16-17 лет)
|
1) неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация;
2) несформированность «Я-концепции» и проблемы с ее коррекцией;
3) случайные моменты жизни
| 1) выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки;
2) глубокая и систематическая помощь в профессиональном и личностном самоопределении
|
Кризис профессионального обучения
(время обучения в профессиональном учебном заведении)
|
1. неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой;
2. перестройка ведущей деятельности;
3. изменение социально-экономических условий жизни
| 1) смена мотивов учебной деятельности;
2) коррекция выбора профессии, специальности, факультета;
3) удачный выбор научного руководителя, темы курсовой или дипломной работы
|
Кризис профессиональных экспектаций
(кризис профессиональной адаптации)
|
1) трудности профессиональной адаптации;
2) освоение новой ведущей деятельности – профессиональной;
3) несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности
| 1) активизация профессиональных усилий;
2) корректировка мотивов труда и «Я-концепции»;
3) стремление справиться с первыми трудностями, их преодоление
|
Кризис профессиональной карьеры (30-33 года)
|
1) стабилизация профессиональной ситуации;
2) неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом;
3) ревизия «Я-концепции», связанная с переосмыслением себя и своего места в мире;
4) новая доминанта профессиональных ценностей
| 1) переход на новую должность или работу;
2) освоение новой специальности и повышение квалификации
|
Продолжение табл.1
|
Кризис социально-профессиональной самоактуализации (38-42 года)
|
1) неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации;
2) психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья;
3) профессиональные деформации
| 1) переход на инновационный уровень выполнения деятельности;
2) сверхнормативная социально-профессиональная деятельность, перход на новую должность или работу;
3) смена профессиональной позиции
|
Кризис угасания профессиональной деятельности (55-60 лет)
|
1) ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли;
2) сужение социально-профессионального поля
| 1) постепенное повышение активности во внепрофессиональных видах деятельности;
2) социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности
|
Кризис социально-психологической адекватности (65-70 лет)
|
1) новый способ жизнедеятельности, главной особенностью которого является появление большого количества свободного времени;
2) сужение финансовых возможностей;
3) социально-психологическое старение, выражающееся в чрезмерном морализаторстве, брюзжании;
4) утрата профессиональной идентификации;
5) общая неудовлетворенность жизнью;
6) чувство своей «ненужности»;
7) резкое ухудшение здоровья
| 1) организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров;
2) вовлечение в общественно полезную деятельность;
3) освоение новых социально полезных видов деятельности
|
Участие в дискуссии: «Причины кризисов профессионального становления».