Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 4 графические модели
В предыдущих разделах были рассмотрены несколько моделей поведения цен финансовых инструментов, характерных для различных рыночных периодов. В рамках этих моделей цены изменяются в пределах некоторых диапазонов, которые графически выглядят как полосы. Это могут быть различного вида трендовые каналы, построенные на основе различного типа тенденций, или горизонтальные полосы «бокового» рынка. Используя набор условий соответствия или несоответствия цен подобным моделям, можно выработать торговые рекомендации, соответствующие текущей рыночной ситуации. Ценовые полосы в качестве моделей являются совершенно естественными для рынков, поскольку слом тренда всегда приводит к выходу цен за рамки трендовых каналов, так же как при выходе рынка из состояния «бокового» движения всегда происходит пробой торгового диапазона (обратное не всегда верно). Пользуясь трендовой терминологией, можно представить общее движение цен финансовых инструментов как комбинацию восходящих, горизонтальных и нисходящих тенденций. В этом случае период с горизонтальной тенденцией (т.е. «боковой» рынок) может представлять собой как интервал между предшествующим и последующим трендами одного направления (фаза консолидации цен), так и быть паузой перед сменой тренда на противоположный. В первой ситуации в качестве оптимальной торговой рекомендации может быть сохранение позиций, занятых в направлении первоначального тренда, даже при пробое соответствующего ценового канала, а во втором случае необходимо закрыть такие позиции и, возможно, открыть противоположные. Таким образом, вопрос о том, является ли наблюдаемый «боковой» рынок паузой в тренде или предвестником разворота, имеет для участников рынка первостепенное значение. Модели трендовых и бестрендовых каналов не дают способов решения этой задачи. Кроме ценовых полос, или каналов, в техническом анализе рассматриваются другие разнообразные графические модели дви- жения цен, которые можно в общем виде охарактеризовать как определенные повторяющиеся комбинации изменений цен, отображенные на графиках движения цен. Рассмотрение графических моделей, или фигур, является отдельным разделом технического анализа, а аналитики, специализирующиеся на распознавании таких фигур, получили названия чартистов. Чартисты предполагают, что реализация на рынке тех или иных графических моделей является признаком определенного дальнейшего развития ситуации, т.е. с наибольшей вероятностью приводит к определенному поведению цен в будущем. Это возможно, если допустить, что в поведении участников торгов существуют закономерности, проявляющиеся в вероятном повторении одних и тех же исходов в похожих рыночных ситуациях. Необходимо учитывать, что описываемые в различных материалах по техническому анализу графические модели являются результатами многолетних наблюдений аналитиков над развитием цен различных финансовых активов, и их обоснованием до сих пор служат лишь факты их исторической повторяемости. В любом случае работоспособность методов, основанных на распознавании тех или иных графических моделей, должна быть тщательно изучена для конкретного исследуемого рынка. Поскольку главной задачей анализа графических фигур является заключение о том, насколько вероятна смена предшествовавшего тренда после наблюдаемого горизонтального движения, все разнообразие описанных моделей принято делить на модели продолжения тенденции и модели перелома (или разворотные формации). Мы не будем детально описывать множество разработанных графических фигур, а лишь кратко перечислим наиболее распространенные из моделей и укажем варианты возможных торговых рекомендаций на основе такого графического анализа. При рассмотрении фигур необходимо учитывать, что признаками модели могут являться не только определенные изменения цен. Поведение цен может дополняться соответствующим изменением объема торговли.
|