Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Клеточные и генетические механизмы онтогенетического развития






6.2. Цель: Сформировать у студентов знания и понимание основополагающих клеточных и генетических механизмов и процессов, обеспечивающих онтогенетическое развитие человека, научить студентов применять теоретические знания в практической деятельности.

 

6.3. Задачи обучения:

- раскрыть сущность и клиническую периодизацию онтогенеза человека

- разъяснить роль и значение гаметогенеза и оплодотворения для нормального онтогенетического развития

- раскрыть сущность и значение полярности яйцеклетки, ооплазматической сегрегации, позиционной информации, детерминации, дифференциации, эмбриональной индукции для нормального онтогенетического развития

- раскрыть сущность и значение клеточных процессов: размножения (пролиферации), миграции, избирательной сортировки и апоптоза для нормального онтогенетического развития

- разъяснить последовательность и стадии внутриутробного развития человеческого организма с клинической точки зрения, значение нарушений онтогенеза в возникновении врожденных пороков развития

- раскрыть сущность и значение генетического контроля онтогенетического развития

- раскрыть сущность и значение генов, обеспечивающих ранние этапы онтогенетического развития

- раскрыть сущность и значение генов с материнском эффектом

- раскрыть сущность и значение генов сегментации

- раскрыть сущность и значение гомеозисных генов и гомеобоксов

- раскрыть роль и значение мутаций в гомеозисных генах (гомеобоксах) в возникновении врожденных пороков развития

- научить студентов применять теоретические знания в практической врачебной деятельности.

 

6.4. Основные вопросы темы:

6.4.1. Онтогенез: определение, периодизация.

6.4.2. Ранние этапы онтогенеза: гаметогенез, оплодотворение, полярность яйцеклетки, ооплазматическая сегрегация, позиционная информация, детерминация, дифференциация, эмбриональная индукция.

6.4.3. Клеточные механизмы онтогенеза: пролиферация, миграция, сортировка, апоптоз.

6.4.4. Генетический контроль онтогенетического развития.

6.4.5. Гены «домашнего хозяйства», гены с материнским эффектом, гены сегментации, гомеозисные гены (гомеобоксы), гены «роскоши».

6.4.6. Роль мутаций гомеозисных генов в развитии врожденных пороков развития.

6.4.7. Роль нарушений клеточных и генетических механизмов онтогенеза в возникновении врожденных пороков развития человека.

 

6.5. Методы обучения: устный опрос, направленный на выяснение понимания студентами сущности, цели и задач занятия; умение кратко, ясно, логически излагать и изображать усвоенный материал в виде схем, графиков, рисунков; тестирование с последующим разбором ошибок, работа в группе: объяснение и демонстрация решения задач, заполнение схем.

 

6.6. Литература:

Основная:

6.6.1. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2007. С.369 - 389.

6.6.2. Медицинская биология и генетика. Учебное пособие для студентов под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004. С. 208-227.

6.6.3. Куандыков Е.У. Основы общей и медицинской генетики (курс лекций). Алматы: Эверо, 2009. С. 54-71.

6.6.4. Генетика. Под ред. Иванова В. И. М.: Академкнига, 2006. С. 291-314.

6.6.5. Қ уандық ов Е.Ө., Нұ ралиева Ұ.Ә. Негізгі молекулалық -генетикалық терминдердің орысша-қ азақ ша сө здігі. Алматы: Эверо, 2012. 112 б.

 

Дополнительная:

6.6.6. Биология. Под ред. Ярыгина В.Н. В 2-х томах. М.: Высшая школа, 2001. Т.1. С. 276-415.

6.6.7. Наследственные болезни: национальное руководство/под.ред.акад. РАМН Н.П. Бочкова.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.С.81-125.

6.6.8. Нуртазин С.Т., Всеволодов Э.Б. Биология индивидуального развития. Алматы, 2005. 260 с.

6.6.9. Медицинская генетика: учеб. пособие/ Роберт Л.Ньюссбаум, Родерик Р. Мак-Иннес, Хантингтон Ф. Виллард: пер. с англ. А. Ш. Латыпова; под ред. акад. РАМН Н. П. Бочкова. М., ГЭОТАР-Медиа, 2010. С. 254-259, 355-379.

 

6.7. Контроль:

6.7.1. Оценка когнитивной компетенции (знания):

6.7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.

6.7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.

 

6.7.2. Оценка компетенции практические навыки:

6.7.2.1. Изобразить и объяснить клиническую периодизацию онтогенеза человека.

6.7.2.2. Изобразить и объяснить сущность и значение ранних этапов онтогенеза: полярность яйцеклетки, ооплазматическая сегрегация, позиционная информация, детерминация, дифференциация.

6.7.2.3. Изобразить и объяснить сущность клеточных механизмов онтогенеза.

6.7.2.4. Решение ситуационных задач:

1. Ребенок родился со спинным мозгом, расщепленным по средней линии. Какие клеточные механизмы онтогенеза нарушились?

2. Какие клеточные механизмы нарушаются при таком пороке развития как " волчья пасть"?

3. Какие клеточные механизмы нарушаются при таком пороке развития как синдактилия?

4. Нарушение каких элементарных клеточных процессов лежит в основе таких пороков как недоразвитие и ненормальное расположение органов?

 

6.7.2.5. Решение ситуационной задачи:

- Аминокислотный состав гемоглобина – основного белка эритроцитов меняется в эмбриогенезе вскоре после рождения. Объяснить этот процесс с точки зрения гипотезы дифференциальной активности генов в онтогенезе.

6.7.2.6. Заполнить таблицу:

Дифференциальная экспрессия генов при синтезе различных типов гемоглобина человека

 

Типы гемоглобина Обозначение Гены, контролирующие синтез гемоглобина Место синтеза гемоглобина Сроки синтеза
1. Эмбриональный        
2. Фетальный        
3. У новорожденных        
4. У взрослых        

 

6.7.2.7. Зарисовать схему: Роль генов – регуляторов развития

6.7.3. Оценка навыков самосовершенствования:

- Подготовка СРС по теме «Современные данные о тератогенных факторах».

 

Контрольные вопросы

6.7.4.1.Что такое полярность яйцеклетки?

6.7.4.2. Где наблюдается позиционная информация и к чему она приводит?

6.7.4.3. В чем особенность деления клеток путем дробления

6.7.4.4. Приведите примеры пороков, связанных с нарушением клеточных и генетических механизмов онтогенеза.

 

Ключевые слова на трех языках:

На русском языке На казахском языке На английском языке
Апоптоз – программированная клеточная смерть, физиологическая гибель клеток Апоптоз – жасушалардың бағ дарланғ ан, физиологиялық ө лімі Apoptosis - process of programmed cell death, physiological cell death  
Онтогенез – процесс индивидуального развития особи (организма) Онтогенез – жеке дараның (ағ заның) даму ү рдісі Ontogenesis – process of individual development of organism  
Ооплазматическая сегрегация – явление неоднородности цитоплазмы яйцеклетки, обусловленное неравномерным распределением биологически активных веществ в различных участках (сегментах) ооплазмы и положением ооцита в материнском организме; ооплазматическая сегрегация приводит к формированию различных органов и тканей из зачатков клеток, расположенных в разных участках ооплазмы   Ооплазмалық сегрегация – ооплазманың ә ртү рлі бө ліктерінде (сегменттерінде) биологиялық белсенді заттардың ә ртү лі таралуын жә не ана ағ засында ооциттің жағ дайын анық тайтын жұ мыртқ а жасушасының цитоплазмасының ә ртектілігі; ооплазмалық сегрегация ооплазманың ә ртү рлі аймақ тарында орналасқ ан ә ртү рлі жасушалардан ә ртү рлі мү шелермен ұ лпалардың қ алыптасуын қ амтамасыз етеді Ooplasmic segregation - egg cytoplasm heterogeneity phenomenon caused by unequal distribution of biologically active substances in different parts of ooplasm and oocyte position in maternal organism  
Детерминация – онтогенетический процесс выбора направления развития группы недифференцированных клеток (зачатка) с последующим их превращением в дифференцированные клетки   Детерминация – жіктелмеген жасушалар (бастамалар) тобының даму бағ ытын таң дау нә тижесінде жіктелген жасушаларғ а айналуының онтогенетикалық ү рдісі Determination – choice of direction of development of undifferentiated cells accompanying by converting them to differentiated cells    
Позиционная информация – информация, получаемая клетками-зачатками будущих органов из окружающей их ооплазмы; в соответствии с ней клетки развиваются в определенном направлении (детерминируются и формируют в итоге тот или иной орган)   Позициялық ақ парат– болашақ мү шелердің дамуына жауап беретін бастама жасушалардың оплазмадан алатын ақ параты; соғ ан сә йкес жасушалар белгілі бағ ытта дамиды (детерминацияланады жә не нә тижесінде белгілі бір мү ше қ алыптасады) Positional information – information (chemical signals) obtained by germ (undifferentiated) cells from ooplasm resulting in determination of them  
Гомеозисные гены – гены, участвующие в детерминации клеток Гомеозистік гендер – жасушалардың детерминациясына қ атысатын гендер Homeotic genes – genes taking part in cells determination  
Гены домашнего хозяйства – постоянно активные гены Ү й шаруашылығ ы гендері – ү немі белсенді болатын гендер Housekeeping genes – constantly active genes  
Гены «роскоши» – гены, активирующиеся в специализированных (дифференцированных) клетках Молшылық гендері – ерекше (жіктелген) жасушаларда белсенді болатын гендер Luxury genes – genes activating in differerentiated cells  

 

Разработчик: Доц.Альмухамбетова С.К


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал