Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Композиционный асимметричный балансСтр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция 4. Принцип баланса. Асимметрия Асимметрию (от греч. асимметрий — несоразмерность, без соразмерности) отличает от симметрии главным образом то, что у асимметричного изображения правая и левая стороны, а также верх и низ не являются зеркальным отображением друг друга, и поэтому у него нет собственных центральных осей симметрии. На картинную плоскость асимметричное изображение (объект) может быть помещено в любом месте и в любой ориентации относительно центральных осей формата. Асимметричные изображения исключительно широко используются во всех видах изобразительного искусства и дизайна. Композиционный асимметричный баланс Асимметричный баланс называется также неформальным балансом, потому что для его создания не существует готовых формул и правил. При неформальном балансе визуальный вес двух или нескольких различных объектов композиции балансируется не относительно центральных осей или точки формата, а в целом на формате картинной плоскости (рис. 01). Рис. 01. Сравнение видов композиционного баланса: а — композиционный симметричный баланс; б — композиционный асимметричный баланс Для создания неформального баланса используются сами объекты композиции и их свойства, а также сбалансированные цветовые или светотеневые соотношения. В этом случае общий баланс в композиции достигается не с помощью идентичных или же подобных друг другу объектов, расположенных симметрично или же приблизительно симметрично, а с помощью объектов, различных по своим признакам (свойствам), но расположенных в композиции таким образом, что своими относительными визуальными весами они друг друга балансируют. Другими словами, баланс достигается варьированием размеров, форм, цвета, светотеневой тональности, фактуры, местоположения и направления объектов на формате (рис. 02). Рис. 02. Изменение месторасположения одних и тех же объектов создает в композиции асимметричный баланс: а — симметричный баланс четырех объектов; б — асимметричный баланс этих же четырех объектов Использование композиционного асимметричного баланса дает почти полную творческую свободу в распределении объектов на картинной плоскости композиции. Слово «почти» здесь означает, что при асимметричном балансе какая-либо общая точка для балансирования всех объектов композиции все равно используется. Визуальные тяжесть и интерес объектов распределяются вокруг этой воображаемой общей точки. Например, один объект больших размеров может быть сбалансирован (уравновешен) несколькими объектами различной формы и маленьких размеров. В этом случае можно также говорить об одной большой доминантной форме, которую подчеркивают, оттеняют и одновременно уравновешивают несколько меньших форм. Или же, например, нейтрально окрашенный объект большого размера может быть сбалансирован объектами меньшего размера, окрашенными более насыщенными цветами (рис. 03-04). Рис. 03 а, б. Один большой объект уравновешен в композиции несколькими маленькими объектами Рис. 04. Способы создания композиционного асимметричного баланса: а.- большой объект серой средней тональности сбалансирован двумя меньшими объектами, окрашенными более насыщенно; б — семь объектов прямоугольной формы сбалансированы с помощью разницы в размерах, серой тональной разницы, разного местоположения прямоугольников на картинной плоскости и разной фактуры. При создании асимметричного баланса собственное чувство баланса (равновесия) создателя композиции начинает играть главную роль. Необходимо внутренне почувствовать, находится композиция в равновесии или же она не сбалансирована. Если внимание зрителя распределяется по картинной плоскости композиции более или менее равномерно, то скорее всего баланс в этом случае сохраняется. Если же взгляд постоянно возвращается к какому-то участку, который не является ни областью, ни центром интереса, то очень возможно, что баланса в композиции нет (рис. 05).
Рис. 05. Использование цвета объектов и их местоположения на картинной плоскости для создания асимметричного баланса: а — взаимный баланс объектов одинакового темного цвета, но разного а-а-а – взаимный баланс объектов одинакового темного цвета, но разного размера, имеющих поэтому разный визуальный вес, достигается с помощью разных расстояний этих объектов от вертикальной оси: меньшего расстояния для большого объекта и большего расстояния для малого объекта; б — визуальные веса большого светлого объекта и малого, но темного объекта примерно одинаковы, так как визуальный вес. Малого объекта увеличился за счет темного цвета. В результате взаимный баланс этих двух объектов может возникать на равных или почти равных расстояниях от вертикальной оси.
Существует правило, учитывающее расположение объектов на формате композиции: визуальный вес объекта возрастает пропорционально увеличению расстояния объекта от центра равновесия композиции. Одним из распространенных методов достижения неформального (асимметричного) баланса является эффект конфетти. Разноцветное конфетти, произвольно брошенное на чистый формат, создает ощущение баланса. Из этого эффекта возникает самый простой общий метод балансирования композиции — более или менее визуально интересные объекты композиции распределять по всей картинной плоскости более или менее равномерно. Другими словами, нужно более или менее равномерно распределять и балансировать на картинной плоскости визуальный интерес. Однако при этом необходимо решать проблему художественного разнообразия — нельзя допускать, чтобы визуальный интерес объектов композиции был распределен излишне равномерно и, следовательно, достаточно формально. Излишняя равномерность при недостаточном разнообразии может в целом сделать композицию менее интересной и даже скучной. Таким образом, становится ясно, что не существует каких-либо твердых правил или ограничений при создании асимметричного композиционного баланса. Как раз в отсутствии определенной формулы для создания неформального баланса и заключается его творческая привлекательность. Однако это не означает, что в асимметричной композиции возможно все. Давая широкие возможности для творческой фантазии и разнообразия, неформальный баланс создает определенную сложность — возможность недостаточной организации композиции.
Аккуратное и выверенное использование форм, размеров, цветов, светотеней и расположения объектов на картинной плоскости совершенно необходимо для создания удачно сбалансированной асимметричной композиции (рис. 06-08).
б в г Рис. 06. Зависимость композиционного асимметричного баланса от расположения объектов на картинной плоскости: б — художественно удачное расположение объектов, но плохой композиционный баланс; в — художественно неудачное расположение объектов, но хороший композиционный баланс; г — художественно удачное расположение объектов и хороший композиционный баланс
Рис. 07 а, б, в, г. Композиции с удачным асимметричным балансом
Рис. 08 а, б, в, г. Композиции с удачным асимметричным балансом
Существует ряд закономерностей, влияющих на визуальный вес (тяжесть) объектов композиции: 1. Объект, находящийся в центре композиции или близко к центру, или же размещенный на централь ной вертикальной оси формата, визуально весит меньше. 2. Объекты в верхней части композиции имеют больший визуальный вес, чем аналогичные объекты в ее нижней части. 3. Объекты на правой стороне формата композиции имеют больший визуальный вес, чем аналогичные объекты на ее левой стороне. 4. Объекты правильной геометрической формы выглядят тяжелее, чем объекты аналогичных размеров, но произвольной формы. 5. Объекты, расположенные вертикально, имеют больший визуальный вес, чем аналогичные объекты, расположенные наклонно или неустойчиво. Необходимо также учитывать, что визуальный вес объектов любой художественной композиции может значительно увеличиваться за счет так называемого «внутреннего интереса». Внимание и интерес зрителя может возрастать благодаря оригинальному содержанию какого-либо участка композиции, сложности или оригинальности формы объекта, непривычных цветовых сочетаний и т. д. Композиционный асимметричный баланс по сравнению с симметричным не позволяет композиции быть статичной и поверхностной. Он создает у зрителя ощущение визуального напряжения, активности, движения и этим вызывает повышенный интерес. В то же время недостаточный баланс или его полное отсутствие в композиции (так называемый дисбаланс) вызывает у зрителя чувство незавершенности и недосказанности, и при умелом использовании может создавать в композиции ощущения визуального поиска, напряжения или даже столкновения. Однако при неумелом или неумеренном использовании дисбаланса у зрителя может легко возникнуть чувство незаконченности, визуального дискомфорта и даже полного неприятия композиции. Поэтому прежде чем использовать в композиции дисбаланс, нужно хорошо понимать роль баланса и уметь им пользоваться во всех его проявлениях.
|