Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 11 политическая система и институты власти
Лекция 4. Политическая власть.
План
1. Понятие и сущность власти.
2. Виды власти. Политическая власть, ее формы, черты и функции.
3. Механизмы функционирования политической власти.
4. Легитимность политической власти.
1. Понятие и сущность власти.
Власть имеет универсальный характер. О власти чаще все-
го говорят применительно к государству и деятельности его орга-
| | нов. Однако понятие власти употребляется и в системе других отношений: человек-природа (власть над природой), индивид- организация (власть организации), родители-дети (родительская власть) и т.д. Все это говорит о том, что власть проявляется в
| Как понимать универсализм власти?
| формах зависимости, независимости и взаимозависимости между человеком и природой, между социальным общностями (нациями, классами, социальными группами), государствами, личностью и обществом.
В политической науке существуют различные концепции власти, отражающие разные подходы к изучению феномена власти, ее сущности и природы.
Длительное время в истории политической мысли господствовали правовые концепции власти. Т. Гоббс, Дж. Локк, Бенедикт Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант и другие мыслители считали право первичным, а политику и власть – производными от права. Французские философы XVIII века апеллировали к разуму как единственному судье над всем существующим. Поиск идеального права и государства характерен для Платона, Френсиса Бэкона и др. И. Кант пытается философски обосновать теорию правового государства, связывая государственное устройство с правовыми нормами.
Сточки зрениябихевиористского подхода, власть – это особый тип поведения, основанный на возможности изменения поведения других людей;
Согласно телеологическому пониманию, власть – это достижение определенных целей, получение намеченных результатов.
Структурно-функциональный подход основывается на том, что власть возникает из объективной потребности общества в определенной организации и саморегуляции.
В психологических концепциях власть рассматривается, как стремление индивида преодолеть комплекс неполноценности в форме господства или подчинения.
Марксистская концепция трактует власть как господство одного, экономически доминирующего класса над другими классами.
| | Конфликтологический подход определяет власть с точки зрения форм и методов разрешения политических конфликтов.
Позитивистско-социологический подход в определении власти основывается на признании асимметричности между субъектами и существующей в связи с этим возможности одного субъекта влиять или воздействовать на других.
| Объясните различные подходы к определению власти.
| В рамках названных концепций существуют различные конкретные определения феномена власти. Вот некоторые из них:
М. Вебер: власть, в конечном счете, – это согласие людей «подчиниться» во имя определенного порядка или управления.
Бертран Рассел определяетвласть –как производство намерений, результатов.
Для Т. Парсонсавласть – это система ресурсов, с помощью которых достижимы общие цели.
К. Дойч: обладать властью - значит «заставлять окружение
| | или других людей уступать».
Питер Блау: власть - это «способность людей или группы людей навязывать свою волю другим, несмотря на сопротивление».
Роберт Даль считает, что суть власти выражается такой формулой: «А имеет власть над Б в той мере, в какой он может заставить Б сделать то, что Б в ином случае не стал бы делать».
К. Маркс, Ф.Энгельс: власть - функция управления обществом. Она всегда имеет классовый характер.
Б.П. Моррисуказывает, что власть это не просто способ воздействия на кого-то или на что-то, а действие как процесс, направленный на изменение кого-то или чего-то.
Г. Лассуэлл определяет власть как участие в принятии ре -
| Какое из определений, на Ваш взгляд, больше всего выражает сущность власти? Объясните свой выбор.
| шений, когда политика других действующих лиц подвергается влиянию угрозы или фактического применения жестких санкций или лишений. (См. Г.Т. Тавадов Политология. М., 2000. С.44.)
Власть как общественное явление предполагает наличие
следующих элементов:
1. наличиене менее двух партнеров – субъекта, обладающего властью, и объекта, вынужденного подчиняться, причем ими могут быть как отдельные лица, так и группы лиц, организации, государства и т.д.;
| | 2. приказосуществляющего власть, т.е. выражение и воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть;
3. подчинениеобъекта воле осуществляющего власть;
4. наличие общественных норм, устанавливающих, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан им подчиниться (См. там же, с.45-46.)
| На конкретном примере раскройте структуру власти.
| Таким образом, власть есть волевое отношение между людьми. Можно дать следующее определение власти.
Власть – это возможность и способность навязывать свою волю другим и управлять их действиями насильственными и ненасильственными средствами.
Власть имеет определенные источники властвования и использует определенные ресурсы.
Источники, или основания власти – это средства, инструменты, которые используются для воздействия на объекты власти.
Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, т.е. средства, которые могут быть использованы для укрепления власти, для достижения поставленных задач.
В политической науке существуют различные типологии оснований и ресурсов власти.
Российский политологГ.Т. Тавадов выделяет такие основания власти, как грубая сила, богатство, занимаемое положение и владение информацией. К ресурсам власти он относит ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса), орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых является жизнь (оружие, карательные органы), чувства (национальные, религиозные, гнет, ненависть, зависть, восторг), язык, информацию, квалификацию и опыт (См. Г.Т.Тавадов Политология М, 2000, - С.48-50).
Наиболее обобщенную картину дает типология оснований и ресурсов власти по сферам жизнедеятельности общества. С позиций этого критерия выделяются следующие основания и ресурсы:
Экономические основания власти характеризуются господствующей формой собственности, объемом валового национального дохода на душу населения, природными ресурсами, золотым запасом страны, технологическим уровнем производства. Соответственно экономическими ресурсами являются инвестиционная, научно-техническая, налоговая, таможенная политика, а также капиталы, товары и прочие материальные ценности.
Социальные основания – это те слои и группы населения, на которые опирается власть. Важным ресурсом власти являются мероприятия по расширению численности таких групп, повышению их социального статуса, а также, мероприятия по повышению занятости населения, жизненного уровня различных социальных слоев.
Юридические основания власти – это законодательство, а также институты и организации, обеспечивающие его применение. К юридическим ресурсам власти относится расширение и совершенствование юридической базы своей деятельности.
Административно-силовые основания – это учреждения государства, обеспечивающие жизнедеятельность страны, ее внутреннюю и внешнюю безопасность (институты законодательной и исполнительной власти, органы внутренних дел, безопасности и разведки). Ресурсом власти являются мероприятия по совершенствованию деятельности таких органов государства.
| | Культурно-информационные основания власти – совокупность учреждений, сохраняющих и накапливающих культурные ценности, средства массовой информации, системы получения и переработки информации, международные и национальные компьютерные сети. К ресурсам относится совершенствование их деятельности.
| Приведите примеры источников и ресурсов власти.
| По характеру воздействия и функциональной роли ресурсы делятся на:
- Организационные ресурсы – создание оптимальных организационных структур управления, гарантирующих быстрое прохождение властных распоряжений.
Нормативные ресурсы – средства воздействия на ценностные ориентации, морально-этические нормы объектов власти.
- Поощрительные ресурсы – это материальные и социальные блага (повышение зарплаты, социальных выплат, улучшение условий труда и т.д.)
- Принудительные ресурсы – это комплекс мер силового
| | и административного воздействия или угроза санкций за невыполнение распоряжений власти (угроза потери собственности, увольнение с работы и т.д.)
(См. Политология. Курс лекций. /Под ред. А.А.Радугина. М., 2002. - С.68-69.)
В обществе с развитой экономикой и сильным индивидуализмом прослеживается действие двух основных ресурсов власти: материального интереса и его символа – денег, с одной стороны, и принуждения и страха - с другой. Степень эффектив
| Расскажите о различных источниках и ресурсах власти в современной Беларуси.
| ности различных ресурсов власти зависит от условий - реализации выбранного объекта и времени воздействия на него.
2.Типология власти. Политическая власть, ее формы, черты и функции.
Разграничение власти по видам, формам и методам позволяет осуществить ее классификацию (типологию). Классификация власти может быть проведена по разным признакам.
По основному предназначению властей различаются законодательная, исполнительная, судебная власти.
По месту в структуре власти – центральная, региональная, местная, республиканская, областная и другие виды власти.
В соответствии с общественно-историческими формациями – рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая власть.
| | По субъекту власти различают классовую, партийную, народную, судебную, президентскую, парламентскую, правительственную и др.
По политическому режиму – власть демократическую, авторитарную, тоталитарную.
| Назовите критерии классификации власти.
| В зависимости от того, в какой сфере общества функционирует власть, выделяются следующие виды власти:
- Экономическая власть, или плутократия, – власть богачей. Источником ее является богатство, поскольку владельцы его могут обеспечить людям средства существования, а взамен получают повиновение тех, кто зависит от них материально.
Военная власть. Ее отличительный признак - наличие оружия, а также организованность, дисциплина. От качества оружия и оснащенности вооруженных сил зависит потенциал военной власти. Оружие в руках военных может выступать средством воздействия на политику страны. Военная власть, армия является инструментом защиты государственной, политической власти.
Информационная власть основывается на преимущественном положении индивида, группы, социального института в силу обладания определенным объемом знаний, информации, а также средствами их распространения. Не случайно различные
| | политические силы стремятся к установлению доступа к источникам информации и усилению своего влияния на СМИ.
Государственная власть. Ее отличительные свойства: а) она обладает монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения страны;
б) имеет право на принуждение;
в) имеет экономические, социальные и духовно - идеологические средства, которые использует для воздействия на граждан, общественные структуры.
| Объясните виды власти в соответствии с различными сферами жизни общества.
| Политическая власть – это реальная способность определенной социальной общности, организации или отдельной личности проводить свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах.
Следует отметить, что политическая власть и государственная власть – это не одно и то же. Первое понятие шире второго. Субъектом государственной власти является государство со всеми его подразделениями, представляющее основной институт политической власти. У политической же власти спектр субъектов шире: кроме государства, ее субъектами являются политические партии и организации, правящие элиты, бюрократия, лобби, политические лидеры, социальные общности, отдельные личности, толпа (греч. «охлос»). Государственная власть выступает высшим выражением политической власти. Полем деятельности государственной власти является, в первую очередь, государство и его органы, в меньшей степени – гражданское общество. А полем деятельности политической власти, наоборот, выступает преимущественно гражданское общество.
Существуют следующие формы политической власти:
- государственная;
- партийная;
власть общественно-политических организаций и движений. Мн., 2003. - С. 52).
Политической власти присущи следующие черты:
- суверенитет, т.е. независимость власти (в обществе не может быть двоевластия);
| | - авторитет, т.е. общепризнанное в стране и за рубежом влияние во всех сферах общественной жизни;
- наличие воли, т.е. наличие программы, цели и готовности их добиваться;
- принуждение.
О наличии политической власти в обществе можно говорить только в том случае, если ей присущи все указанные черты без исключения. Утрата политической властью хоть одной из этих черт приводит к кризису, означает переход власти от одной политической силы к другой.
| На конкретных примерах из истории и современной жизни расшифруйте эти черты.
| Важнейшими функциямиполитической власти: являются:
| | - поддержание общественного порядка и стабильности;
- выявление, ограничение и разрешение конфликтов;
- достижение общественного согласия (консенсуса);
- - принуждение во имя социально значимых целей;
- - сохранения стабильности;
- управление делами общества и государства.
| Проиллюстрируйте функции политической власти?
| 2. Механизмы политической власти.
Политическая власть осуществляет свои функции путем таких форм, как господство, руководство, управление, организация и контроль.
Господство означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, разделение общества на управляющих и управляемых.
Руководство заключается в выработке и принятии важных для общества решений, в определении его целей, задач, планов и перспектив.
Управление осуществляется через непосредственную практическую деятельность по осуществлению принятых решений.
Организация предполагает согласование, упорядочение, обеспечение взаимосвязи действий отдельных людей, групп, классов. Если руководство и управление осуществляются по
| | вертикали (от руководителей и управленцев к подчиненным), то организация происходит в горизонтальной плоскости.
Контроль обеспечивает соблюдение социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе. Он также исполняет роль обратной связи, с помощью которой власть следит за тем, какие последствия имеют ее управленческие воздействия.
| Покажите действие этого механизма на конкретном примере.
| Эффективное функционирование политической власти не возможно без проведения в жизнь принципа разделения властей. Первое крупное разделение властей развело политическую и религиозную (духовную, жреческую) власти, власть государства и церкви.
| | В самом светском государстве происходило разделение власти между центральным и местным управлением. Дж. Локк (середина XVII в.) разделил государственную власть на законодательную, исполнительную (она же судебная) и федеративную, ведающую международными отношениями.
Ш. Монтескье в XVIII в. создал теорию разделения властей в ее современном виде. Он выделил законодательную, исполнительную и судебную власти: законодательная – избираемый населением представительный орган – парламент, исполнительная - правительство, судебная – независимые суды, подчи -
| Раскройте данный механизм власти на примере (свяжите с вашей будущей деятельностью).
| няющиеся только закону.
Чтобы власти могли сдерживать друг друга, их полномочия должны быть сбалансированными, уравновешивать друг
| | друга. Разделение властей, закрепляющее за каждой ветвью власти выполнение строго определенных функций, невмешательство в работу других ветвей власти, создающее систему сдержек и противовесов, предотвращает монополизацию власти одной из сторон. Принцип разделения властей закреплен в конституциях многих государств, в том числе и в шестой статье Конституции Республики Беларусь.
4. Легитимность политической власти
Легитимность (от лат. " lеgitimus" – согласный с законами, правомерный, должный, правильный) – это положительная оценка, принятия населением власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться ей.
| Найдите в Конституции Республики Беларусь статьи, подтверждающие принцип разделения властей.
| Следует различать понятие «легитимность» и «легальность» власти. Если легитимность означает признание населением данной власти, то легальность (от лат. " legalis" – правовой) – это юридическое обоснование, узаконение власти. Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения.
Существуют различные средства легитимации власти: политические, идеологические, правовые, этические, психологические.
К политическим средствам относится научное и техническое обеспечение политического курса, успешная экономическая политика. Легитимность власти связана с ее эффективностью. Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в обществе, реализации ожиданий граждан.
Идеологические средства легитимации политической власти – пропаганда ценностей данной политики, оправдание власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание.
Правовые средства – укрепление общественного порядка, законности, что способствует росту доверия к власти.
| | К этическим средствам относится подчеркивание гражданских, культурных достоинств власти, ее справедливости, человечности, направленности на достижение общего блага.
Психологические средства легитимации политической власти – апелляция к истории, воле народа, национальным традициям, использование методов убеждения и внушения. Признаками падения легитимности власти являются рост степени
| Приведите примеры различных средств легитимации власти.
| принуждения, ограничение прав и свобод, запрещение полити -
| | ческих партий и независимой прессы, рост коррумпированности всех институтов власти, их сращивание с криминальными структурами, низкая экономическая эффективность власти. Последний признак – наиболее существенный показатель делегитимации власти.
В политологии разработаны различные типологии легитимности.
Макс Вебер выделил три главных типа легитимности
| Что может произойти в стане в случае делегитимации власти?
| власти.
1. Традиционная легитимность – это власть вождей, монархов. Легитимность их власти основывается на праве престолонаследия, на вере, что институт власти существует в соответствии с обычаями предков. Традиционный тип легитимности сохраняется в странах с монархической формой правления (Непал, Саудовская Аравия и др.)
| | 2. Харизматическая легитимность (греч. " харизма" – божественный дар). Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, которого иногда даже обожествляют. Такими качествами могли быть необыкновенная военная отвага, героизм, дар пророчества, откровений, магические способности, и т.п. Харизмой обладают великие полководцы, выдающиеся политики. Этот тип легитимности характерен для развивающихся стран.
3. Легальная, или рационально-правовая легитимность. Она основывается на осознании того, что власть законна, потому что сформирована в соответствии с конституцией, отвечает общепризнанным, демократически принятым нормам и правилам.
| К какому типу легитимности (по типологии Вебера) вы отнесете власть президента Республики Беларусь?
| Три идеальных (чистых) типа легитимности, разработанные Вебером, в действительности встречаются редко. Преобладают смешанные комбинации этих типов. Современный американский ученый Д. Истон выделил такие типы легитимности, как идеологическая, структурная и личная.
Идеологическая легитимность основана на соответствии власти определенной идеологии. Граждане разделяют идеологические установки правящей элиты. Власть с помощью пропаганды поддерживает приверженность граждан официальной идеологии. Такой тип легитимности существовал в СССР.
Структурная легитимность основана на доверии граждан существующей системе власти с отработанными механизмами формирования ее институтов (Великобритания).
Личная (персонализированная) легитимность базируется на авторитете лидера, на одобрении массами его власти. Это не харизматическая легитимность, которая основывается на вере в исключительные качества руководителя, на вере, близкой к фанатичной, к обожествлению личности. Личная легитимность базируется на уважении, которого лидер заслуживает.
В заключение темы следует обратить внимание на политическую власть в Республике Беларусь. Она проходит свои этапы вызревания и развития. В Конституции страны констатируется, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ. Он осуществляет власть как непосредственно, так и через представительные и иные органы. Президентская власть еще молодая, не имеющая в истории Беларуси опыта. Действует принцип разделения властей: функционирует двухпалатный парламент (Национальное собрание), правительство (Совет Министров), разнообразные суды. Легитимность политической власти в Республике Беларусь подтверждается тем, что в отличие от других бывших республик СССР Беларусь смогла избежать сильных политических потрясений.
| |
Amp; Литература
1. Буренко В.И. Социальное регулирование политической власти: История идей и современные подходы. М., 2001.
2. Василевич Г. Конституционное развитие и белорусское государство. // Беларуская думка. 2003, №2.
3. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
4. Данилов А.Н. Социология власти: теория и практика глобализма. Мн., 2001.
5. Завершинский К.Ф. Легитимность: генезис, становление и развитие концепта. // Полис. 2001, №2.
6. Курскова Г.Ю. Политический феномен власти // Социально -гуманитарные знания. 2000. №1.
7. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001.
8. Луман Н. Власть: Пер. с нем. А.Ю. Антоновского. М., 2001.
9. Тоффлер Э. Метаморфозы власти М., 2001.
10. Шестопал Е.Б. Новые тенденции восприятия власти в России. Полис // 2005, №3.
|