Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IX. Развивающие игры от двух с половиной до трех лет






1. Особенности развития

Период с двух до трех лет это новый этап в жизни каждого малыша. В то же врем это очень трудный период для родителей, которые должны изменить свое отношение к детям. «Кризис трех лет» может начаться уже с 2, 5 лет, а закончиться в 3, 5 - 4 года. Ребенок показывает свое «Я», хочет проявить свою значимость и самостоятельность, а непонимание со стороны родителей приводят к сильным конфликтам. Ведь очень часто родителям удобней и быстрее сделать что-то самим: накормить ребенка, одеть. Но в этот период малыш хочет сам все делать, ведь очень важно, чтобы окружающие приняли его за взрослого. Если малыш не чувствует, что его уважают, считаются с его мнением, он начинает протестовать.

Он бунтует против прежних рамок, отношений. Здесь родителям нужно проявить терпение и уважение к подрастающей личности.

Для развития очень важно общение с одногодками. Если раньше на площадке дети играли только рядом, каждый сам по себе, то теперь возможны совместные игры. Нужно научить ребенка следовать некоторым правилам: не толкаться, не отнимать игрушки, не мешать играть, не ломать построек. Не стоит кричать на своего, а тем более чужого ребенка, покажите лучше пример. Если ребенок не слушает, то уведите его с площадки, показывая как вам за него стыдно. Не называйте своего ребенка плохим, даже если такие действия повторяются. Лучше расскажите, как нужно сделать правильно в такой ситуации. Ваше терпение и любовь помогут ему научиться правильно общаться с другими.

К концу третьего года жизни ребенок четко осознает свое «Я», он начинает играть в ролевые игры, изображая себя доктором, водителем, строителем и т.д., фантазирует, когда играет, придумывает различных персонажей. Малыш эмоционально переживает героям мультфильмов, сказок, по-разному реагирует на знакомые и незнакомые звуки, музыку, картинки.

Теперь окружающий мир строится не только из предметов и действий с ними, но и с эмоций, чувств. Ребенок начинает познавать мир с сточки зрения чувств, свойственным всем людям.

 

2. В какие игры можно играть с ребенком?

 

Когда появляется свободное время в перерывах между занятиями и просто так можно играть в пальчиковые игры – это отличное средство для отдыха и общения, кроме того, они способствуют развитию ловкости пальцев, расслаблению их после напряженной работы, рисования. Такая гимнастика поможет ребенку лучше чувствовать свои руки, учиться контролировать движения пальцев, развить их подвижность. Пальчиковая гимнастика полезна для формирования произвольного внимания ребенка. Предложите малышу показать руками, как летит птица, бабочка.

 

Угадай слово

Такое название могут иметь различные словесные игры, в том числе с использованием названий величин. Суть игры в том, чтобы подобрать подходящее слово, которое бы заканчивало начатое высказывание. Вначале взрослый начинает предложение, а досказывает слово ребенок. Когда ребенок уже достаточно освоит эту игру, то он может по очереди с взрослым начинать и заканчивать предложения. В простом варианте (угадай надо только слова «большой» или «маленький») игра может быть предложена уже детям с 2, 5 лет. Названия других величин вводится в игру позже – с 3 - 3, 5 лет.

«Слон большой, а мышка…(маленькая). У мышки ушки маленькие, а у слона…(большие). Дорога широкая, а тропинка…(узкая). Дерево высокое, а куст…(низкий). Бревно толстое, а ветка…(тонкая). Стол высокий, а табурет…(низкий)».

 

Чувства и настроения

В этой игре ребенок учится выражать чувства с помощью мимики, жестов, позы. После прочтения какой-либо сказки предложите ребенку: «Покажи, как медведь боится». Если ребенок затрудняется, пусть сначала подражает вам. Можно расположиться перед зеркалом и следить за изменением выражения своего лица, позы и т.д. Изображайте разные чувства: как грустит Аленушка о братце Иванушке, как радуется Иванушка, став снова мальчиком («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Как огорчены дед и баба («Курочка Ряба»), как испугалась Машенька, увидев перед собой медведя («Три медведя»). Старайтесь после того как ребенок изобразит страх или грусть, переключить на положительные эмоции: потанцевать под веселую музыку или спеть песенку.

 

Канатоходец

Нарисуйте на земле прямую линию или растяните веревку на полу. Предложите ребенку пройти по линии, держа в руке кружку с водой так, чтобы она не расплескалась.

 

Ходьба с препятствиями

Для начала препятствием может служить кубик, пластмассовая тарелка, которую надо перешагнуть не задев. Сложнее перешагивать через банки, картонные коробки из-под сока (высота препятствий 10-15 см).

 

Меткий стрелок

На расстоянии 1м от ребенка расположить цель (кеглю, пластиковую бутылку). Покажите ребенку, как сбивать предметы шариком или маленьким (диаметр 8см) мячиком. Затем играйте, бросая шарик по очереди.

 

Определи на ощупь

Спрячьте в непрозрачный пакет или под платок разные предметы (мячик, ложку, машинку и др.), а затем предложите ребенку на ощупь достать все твердые предметы, все резиновые предметы и так далее в зависимости от того, какие свойства предметов и материалы он уже знает.

 

Разложи по ячейкам

Эта игра способствует осознанию количества предметов. Вам понадобиться контейнер для яиц и шарики от пинг-понга (можно использовать и другие подходящие предметы). Предложите ребенку разложить шарики по ячейкам и посмотреть, всем ли шарикам хватило места. Повторяя игру, меняйте количество шариков так, чтобы их было столько же, сколько ячеек, меньше или больше. Обращайте внимание ребенка на слова, используемые при сравнении количества предметов. Если в контейнере остается одна свободная ячейка, спросите ребенка, как сделать, чтобы шариков и ячеек стало поровну (доложить один шарик, закрыть одну ячейку).

Домики и дорожки

Возьмите 3 кубика и 3 маленьких игрушки, например, из «Киндер-сюрприза». Еще вам понадобятся полоски бумаги разной длины – дорожки. Расскажите ребенку историю и проиллюстрируйте ее с помощью игрушек: «Вот эти кубики будут домиками (поставьте кубики). Здесь живет утенок, здесь ежик, а здесь домик зайчика (поставьте игрушки на кубики). Они хотят ходить друг к другу в гости, потому что они друзья, но между домиками нет дорожек. Давай проложим дорожки. Домик утенка стоит далеко от домика зайчика. Какая дорожка нужна: длинная или короткая? (ребенок методом подбора выбирает необходимую дорожку). От домика ежика дом утенка тоже стоит далеко. Какая дорожка нужна? Длинная. А домик зайки и домик ежика стоят рядом, близко. Между ними будет короткая дорожка. Все дорожки проложили! Теперь зверюшки могут идти друг к другу в гости.

 

Где игрушка?

Ребенок сидит на стуле. Разложите вокруг него (в том числе под стулом или на полке над ребенком) несколько игрушек. Загадайте одну из них. О загаданной игрушке ребенку сообщите только ее местонахождение. Например: «Она лежит впереди от тебя (или позади, справа или слева)». Ребенок должен назвать или показать игрушку. В такую игру можно играть часто до тех пор, пока ребенок четко не усвоит значение слов «справа», «слева», «впереди», «сзади», «под», «над».

 

Вспоминалки

Эта игра способствует развитию памяти и наблюдательности. А играть в нее можно и на кухне, когда руки у мамы заняты, и в поликлинике, и в транспорте. Постарайтесь вспомнить какие вещи есть у вас, например, в коридоре или на полке в ванной. Называйте предметы по очереди с ребенком. Кто больше?

 

Прятки

Для игры вам понадобится несколько одинаковых предметов, например, кубики определенного цвета. Расставьте их в разных местах комнаты. Ребенок не должен видеть, как вы это делаете. Когда все будет готово, предложите ребенку найти все кубики. Задание усложнится, если предметы разложить не только по комнате, но и в других местах (в ванне, на кухне). Другой вариант: искать и называть вещи, относящиеся к определенной теме. Такой вариант, помимо развития внимания, будет способствовать развитию у ребенка умения классифицировать, обобщать предметы по определенному принципу (предметы для рисования, предметы для еды и т.п.)

3. Какие игрушки сейчас нужны малышу?

 

В возрасте от 2 до 4 лет мальчики любят разнообразные конструкторы, музыкальные игрушки, пластмассовые дрели и молотки. Девочки не откажутся от новой куклы, а также домика для нее вместе с мебелью и посудой. Можно предложить игрушечную бытовую технику.

Девочки и мальчики в этом возрасте с одинаковым интересом играют в куклы, но в их играх есть разница. У девочек кукла стирает, занимается уборкой, готовит обед, а у мальчиков водит машины, занимается строительством и т.д.

Игрушки – животные также вызывают огромный интерес. Теперь ребенок отдает предпочтение диким животным: волк, медведь, лиса, кабан, заяц, тигр и пр.

Привлекают и экзотические животные: слон, крокодил, бегемот. У малышей первые простейшие знания о животных складываются в результате наблюдения за ними. Дети видят, что у всех животных имеются глаза, уши, рот, лапы; они бегают, летают, едят и пьют; они живые.

Ребенок должен иметь и такие игрушки как солдатики, ружья, мячи надувные «груши», резиновые игрушки и т.д. Такие игрушки помогают малышам выплеснуть агрессию цивилизованным способом. Если ребенок проявляет интерес к мечу или танку, это не значит, что в нем проснулась агрессия. Просто он взрослеет и уже начал применять на себя различные социальные роли, в том числе и роль воина. Завтра он может вообразить себя врачом или шофером и так же увлеченно жить в этой роли. Ну а если игра в солдатики ему все-таки нравиться больше, то не нужно расстраиваться, ведь человек с оружием не обязательно агрессор. Меч или пистолет в руках может служить и для защиты слабых, и для восстановления справедливости.

Набор для творчества очень важен для развития малыша. Ребенок при помощи имеющихся в наборе материала, инструментов и схем действия создать некий свой «продукт». Это всевозможные наборы для изготовления фигурок из глины и гипса, свечей из воска, наборы для детского рукоделия из лоскутков, ниток, бисера, наборы для создания украшений, картин, песочных композиций. Под этим же названием можно встретить различные пазлы, мозаики, конструкторы и головоломки. Что касается конструкторов, то к «творческим» чаще относят деревянные наборы, требующие более сложного образа действия. Также часто можно встретить наборы для моделирования – создание деревянных, пластиковых или металлических моделей транспорта, животных, насекомых и т.д.

Среди мозаик, представленных в отделах игрушек для творчества, есть как вполне классические варианты (доски со штырьками, на которые надевают цветные пластиковые детали), так и экзотические (на тканое основание выкладывается рисунок, который закрепляется с помощью утюга).

В этом возрасте ребенок любит заниматься со строительным материалом. Он самостоятельно может выполнить уже довольно сложные постройки, например, гараж, дорогу к нему, забор, и играть с ними. Ребенок должен по возможности иметь несколько разных строительных наборов из различных форм, тематические строительные наборы, такие как «Веселая ферма», «Веселый городок», «Транспорт», крупные конструкторы «Лего». Ребенку будут полезны занятия со строительными наборами, содержащими объемные геометрические фигуры: кубы, параллелепипеды, призмы, пластины, цилиндры, бруски и пр.

«Сложи квадрат» Никитина.Игра представлена тремя вариантами различной степени сложности. Они различаются количеством составных частей квадрата. Квадрат-образец присутствует только в первом варианте. Игровые задания составлены таким образом, что по ним можно работать со всеми вариантами игры. Они расположены в порядке усложнения. Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из кусочков одного цвета сложить квадрат.

В процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей.

 

4. Развивающая среда

 

Самое время учить ребенка:

· Различать части суток: утро – вечер, день – ночь;

· Распознавать по приметам времена года;

· Устанавливать последовательность событий, употреблять слова «сначала», «потом».

После чтения книжки, просмотра телепередачи, возвращения из театра, с прогулки, с экскурсии задавайте ребенку вопросы, касающиеся происходящего действия, просите его пересказать увиденное. Если ребенок затрудняется, рассказывайте за него и задавайте при этом вопросы, чтобы ребенок вовлекся в ваш рассказ и начал помогать вам.

Очень важно, чтобы ребенок мог сам создавать известные ему образы на бумаге, из пластилина или посредством аппликации. Выделите ребенку собственное место на стене, где он мог бы вешать свои рисунки или вырезанные понравившиеся картинки из журналов.

Развивая наблюдательность ребенка, рассматривайте вместе с ним картины, поделки, различные художественные изделия. Даже если вы не очень умеете рисовать, все равно вы можете помочь ребенку научиться: рассмотрите вместе с ребенком предмет, который собираетесь рисовать, уточните его форму, цвет; обращайте внимание ребенка на окружающие предметы, развивая его наблюдательность, поощряйте попытки изобразить то, что ему больше всего понравилось. Использование цветов влияет на развитие восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка. Если раньше ребенок относительно прохладно относился к краскам, то сейчас он стремиться раскрасить рисунок как можно красивее, ярче, показывая светлыми тонами, что ему нравится и темными, что нет.

Театр.Играйте с ребенком в ролевые игры, пусть даже это сначала будет воображаемый визит к врачу или в парикмахерскую.

Пальчиковый театр.Отрежьте пальчики от старых перчаток, вышейте на них глаза, нос, рот, из ниток сделайте волосы – человечек готов. Аналогично можно смастерить разных зверюшек. Наденьте их на пальчики себе и ребенку и поиграйте (повторите), двигая пальчиками. А можно просто взять ручку и нарисовать разные лица на каждом пальце. Такое забавное занятие полезно для развития руки и речи ребенка.

Музыка.Не ограничивайте своего ребенка рамками детских песенок. Он должен слушать классику, фольклор, джаз, духовую музыку и т.п. Побуждайте ребенка двигаться и петь под музыку.

Изготовление браслетов, бус и других украшений– занятие трудоемкое, требующее терпения, концентрации внимания, но заинтересовать им можно каждого ребенка. Главное – не торопить малыша, а в нужный момент оказать помощь. Дайте ребенку для нанизывания материал с небольшими отверстиями (бусины, макароны, пуговицы…), подходящий по размеру шнур (концы шнура предварительно промажьте клеем ПВА и уплотните). Результат работы можно обыграть – погреметь получившимся ожерельем, повесить его на куклу, подарить.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал