Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цель, средство и результат
Содержание цели включает объективное и субъективное. С одной стороны, цели отражают требования объективных законов жизни человека и общества (закон экономии времени, закон стоимости и т.п.). Академическое определение цели трактует её как один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, характеризуемый предвосхищением в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. В практической деятельности цель выступает как способ интеграции различных действий человека, а для организации – действий различных людей в некоторую упорядоченность или систему. Цель – это исходный пункт, определяющий отношения между субъектом и объектом управления. Взаимодействие субъекта и объекта управления в структуре организации характеризуется диалектикой цели, средства и результата (рис. 18.).
Рис. 18. Взаимоотношение между целью, средствами и результатом Цель выступает как идеальное описание результата деятельности, а сама деятельность – как процесс достижения цели. Как содержание цели определяется объективно существующими вокруг объекта управления условиями, так и реализация её осуществляется имеющими в распоряжении субъекта управления средствами. Переход от цели к результату не является непосредственным. Взаимоотношение цели и средства заключается в том, что цель не только определяет тот или иной предмет или действие как соответствующее ей средство, но и сама выступает как нечто содержательное, конкретное лишь в связи с отношением к средству, т.е. данные взаимоотношения носят характер двусторонней предопределённости. Ещё Аристотель говорил, что «не цель бывает предметом решения, а средства к цели…». Обычно в организации то, что является целью объекта управления (нижестоящего подразделения), для субъекта – это средство достижения его цели. В таблице 1. ясно видно, что уровень квалификации работника обеспечивает качество продукции, качество сокращает издержки, сокращение издержек увеличивает прибыль, большая прибыль даёт больший дивиденд на акцию.
Таблица 1. Цели и уровни структуры корпорации
Миссия, цель, задача В современной управленческой литературе можно встретить ряд терминов, ассоциируемых или отождествляемых с понятием цели. Это такие термины, как миссия, стратегия, задача, политика. Миссией обычно называют общую цель, вызывающую у членов организации состояние устремлённости к чему-то. Общий характер данной разновидности цели обусловлен двумя обстоятельствами. Первое – это дать руководству возможность широкого выбора альтернативных целей и стратегии, снять ограничения с самого управленческого творчества. Второе – это желание примирить иногда очень разные интересы всех участников процесса управления организацией (от общественности и правительства до низовых работников организации). Эффективно сформулированная миссия рождает положительные чувства и эмоции в отношении организации, мобилизует организацию в целом на конкретные действия. Формулирование миссии – это ответ на вопрос: почему организация (или человек) делает то, что она (или он) делает? Однако это нечто большее, чем определение роли организации. Каждая целенаправленная система исполняет больше чем одну роль. Предприятие исполняет много ролей, например роли производителя, потребителя, поставщика, нанимателя и налогоплательщика (рис. 19.).
Рис. 19. Концепция множественности целей предприятия (по Ф. Тейлору) Например, миссия предприятия может быть выражена следующим образом: «Добиться и поддерживать наивысшую заинтересованность потребителей, имея в виду повышение качества продукции и услуг путём постоянного обновления технологии и образцов и развития потенциала работников и организации, что позволит иметь устойчивый рост объёмов продаж и доли на рынке и обеспечивать максимальную прибыть и лидерство в отрасли». На основе миссии формулируются долгосрочные (более 1 года) цели организации или качественные результаты, которые не предполагается достичь и за пределами обычного планового периода, но к которым организация собирается приблизиться в рамках этого периода. Эти цели отвечают на вопрос: что организация хочет получить или чего достичь? В отличие от миссии здесь могут указываться временные рамки или строки. В рассматриваемом контексте стратегия – это способ или средство достижения долгосрочных целей. Стратегия отвечает на вопрос: какие есть альтернативные варианты лучшего использования имеющихся в организации ресурсов и возможностей для достижения поставленных целей? Краткосрочные цели (обычно в пределах 1 года), задания или задачи представляют собой результаты, которые предполагается получить в пределах планового периода. Они являются этапами, из которых складываются долгосрочные цели, и отвечают на вопрос: что конкретно нужно выполнить в плановый период? Заключительным в данной цепочке является термин «политика». Политика, как и стратегия, относится к категории средств, но средств достижения краткосрочных целей или поставленных задач. Политика включает правила и процедуры, устанавливаемые в организации для поддержания усилий её членов по достижению плановых целей. Политика создаёт каркас для процесса принятия решений в рутинных ситуациях. Политика отвечает на вопрос: каким образом должны выполняться задачи? Примером политики в организации может быть установление гибкого рабочего дня в целях повешения эффективности работы.
Цели индивидуальные и организационные Проблема целей начинается со взаимоотношений между личностью и организацией. Люди организуются, так как верят в то, что это самый эффективный путь достижения своих целей. Цель индивида – это единственные цели, которые существуют в объективном мире, так как они строятся на его неудовлетворённых потребностях. Все остальные цели являются организационной или общественной трансформацией целей индивида. Это преобразование целей индивида в цели организации и цели общества можно потому, что по цепочке «индивид – организация – общество» протекает процесс приспособления индивидуальных целей в качестве мотивирующей силы. Представим себе, что вы после окончания высшего учебного заведения пришли в компанию и в начале своей карьеры поставили себе цель достичь успеха. Надежда на успех является двигательной силой вашего интереса к тому, что вы хотите достичь. Это естественно, это так и должно быть. Однако организация не сможет помочь вам в достижении вашей цели, если между членами организации не будет достигнуто соглашение об общей цели организации, устраивающей каждого или большинство из участников. Вообще этот процесс является ключевым на всех этапах и уровнях развития цивилизованного общества. А для организации, учитывая её роль в реализации целей индивида, согласование целей приобретает особую важность. Придя в организацию и ассоциировав себя с чем-то большим и восприняв в себя это большее, вы начинаете вести себя так, что ваши действия могут быть лучше поняты, как если бы они были мотивированы вашим вкладом в решение более крупных и масштабных проблем, конечно, с сохранением вашего минимального интереса. Имеет ли это отношение к делу? Конечно, здесь важно то, что вы прикладываете свои усилия для достижения других целей, которые прямо с вами не связаны, т.е. вами начинает двигать не только эгоистический интерес. Выбор между индивидуальной и организационной целью играет очень важную роль при анализе управления организацией. Организация становится ареной, где люди пытаются удовлетворить свои аппетиты в успехе, достижениях и в потребностях существования. С этой точки зрения эффективность – это не то, как успешно достигнуты цели организации, а то, как члены организации достигли свои личные цели внутри организации. Более удовлетворены работники, более эффективна организация. Эффективность, прибыль и производительность остаются важными целями организациями, но целями без своих собственных прав.
Цели организации Цели организации – это цели, общие для всех её членов. Так, цели компании – это не только защита интересов её руководителей или владельцев. Её цель – служить всем участникам процесса путём увеличения их возможностей в достижении своих целей всё более и более эффективно.
|