Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 6 открытие сердца. Эгоизм или посвящение себя другим







До сих пор мы описывали духовный путь с точки зрения раскрытия собственного потенциала. Когда мы понимаем, что привычный способ отношения к объектам желаний не позволяет нам вырваться из круговорота постоянной неудовлетворенности, наше стремление привести в движение более глубокий уровень своего существа начинает возрастать. Наша цель - познать состояние покоя и счастья, которое было бы постоянно и надежно, не зависело бы от смены обстоятельств и не было бы подвластно течению времени. Но даже такое возвышенное стремление освободиться из приносящего нам разочарования цикла желаний и неудовлетворенности по-прежнему несет в себе черты незавершенности. Почему? Да потому, что оно главным образом связано с заботой только о собственном благополучии.
Возможно, что прежде наши желания ограничивались обладанием объектами чувственного восприятия, но теперь - по развитии некоторого духа отречения - они стали направлены на осуществление нашего глубинного потенциала. Однако акцент остается прежним: " Хочу это, не хочу то".

Ограниченная озабоченность своим собственным благополучием делает для нас невозможным осуществление огромного потенциала нашего человеческого ума и сердца. Эта эгоистичная озабоченность выражается в том, что мы дорожим благополучием всего лишь одного существа - себя самих, - ставя его превыше благополучия бесчисленных существ, делящих с нами проблемы жизни. Этот в крайней степени ограниченный взгляд неизбежно заставляет наше сердце закрыться. И после этого мы - пусть даже подсознательно - начинаем считать себя пупом земли. Проблемы других нас уже не заботят.

До тех пор пока мы будем концентрировать свое внимание исключительно на собственном счастье - будь оно временным или постоянным, - нам никогда не удастся пережить опыт неизмеримости истинно открытого сердца. Единственный путь к достижению полного просветления - это путь освобождения себя от ограничений такого узкого подхода, ограничений, связанных с самообожанием. В учениях всех достигших высокой степени духовного развития личностей - учителей прошлого - ясно говорится о том, что такая ограничивающая привычка к самообожанию приносит нам лишь духовное удушье. Если мы действительно стремимся к осуществлению своего высшего потенциала - или даже если мы просто хотим достичь некоторой степени удовлетворения своей повседневной жизнью, - то нам следует преодолеть это самообожание и как можно более полно посвятить себя служению на благо других. Это единственный путь к полному раскрытию сердца. Единственный путь к обретению опыта бесконечного счастья.

Бодхичитта - посвящение себя служению на благо других - означает, что, создав внутри себя определенную атмосферу позитивной энергии, мы становимся исполнены решимости разделить свое счастье с другими. Согласно буддийской психологии, мы никогда не достигнем состояния полного удовлетворения, не владея подходом настойчивой бодхичитты. Вместо этого, мы по-прежнему будем испытывать скуку и одиночество. Как пишет Панчен Лама в своем труде по тантризму, носящем название " Подношение духовному мастеру": " Самообожание является причиной всех несчастий и неудовлетворенности, в то время как отношение ко всем живым существам, по сути своей подобным вашей родной матери, как к чему-то более дорогому вашему сердцу, чем вы сами, - основой для всех осознании и знания. Поэтому, да удостоюсь я вдохновения сменить свое самообожание на заботу обо всех остальных". Это не какая-то сложная философская теория, а очень простое утверждение. Чтобы увидеть, является ли.самообожание причиной нашей растерянности и разочарований, нам нужно просто взглянуть на свой жизненный опыт.

Продолжая мысль, Панчен Лама предлагает нам обратить пристальное внимание на то, как Будда Шакьямуни распорядился своей жизнью. Полностью отказавшись от привязанности к самому себе, он посвятил себя целиком служению другим. В результате этого он обрел непревзойденное блаженство полного просветления. А теперь посмотрим на самих себя. Мы одержимы собой, собой и только собой, и в результате мы приобрели непрекращающиеся страдания и разочарования. Это очень простое, прямолинейное сравнение, и нам не нужно полагаться на авторитет Панчена Ламы или кого-либо еще, чтобы усмотреть в нем истину. Все требующиеся нам доказательства присутствуют в нашей собственной жизни и жизни других людей. Тщательно проверьте, и станет ясно, что ограниченный эгоизм всегда ведет к разочарованиям, в то время как открытое сердце бодхичитты, посвящение себя другим приносит счастье и ощущение благополучия.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал