Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственное и общественное развитие после Смуты.
После восстановления государственной власти в 1613 году страна оказалась перед необходимостью стабилизировать общественные связи, преодолеть хозяйственное разорение и запустение многих районов, усовершенствовать формы управления. Атмосфера, установившаяся в обществе, способствовала решению этих задач. В годы Смуты упали влияние дискредитировавшего себя боярства и его возможности вмешиваться в ход общественных процессов. Население после всех бед и потрясений тянулось к упорядоченной, спокойной жизни. Взяв курс на стабилизацию положения в стране, правительство опиралось именно на настроения большинства. В государстве, подорванном Смутой, юный и малоопытный царь Михаил мог удержаться на престоле только благодаря общественной поддержке. Внутреннее и внешнее положение государства в начале царствования Михаила было тяжелым. Разоренная страна с трудом восстанавливала нормальную жизнь. Внутренний порядок и спокойствие нарушались бандами польских авантюристов и местных уголовников, продолжавших в первое время после Смуты терроризировать население грабежами и убийствами. Царским воеводам больших усилий стоила ликвидация воровских отрядов. «В наследство» от Смуты правительству достались и внешнеполитические проблемы: приходилось отбивать атаки шведов, поляков, крымских татар. Формула В.О. Ключевского «Московское государство — это вооруженная Великороссия» четко отражает ситуацию после Смуты. Решение сложнейших внутренних и внешних задач требовало предельной концентрации государственных и общественных сил. Эти факторы и определили пути формирования государственного управления. Для скорейшей ликвидации негативных последствий Смуты усиливалась его централизация. Нужно было преодолеть развал налоговой системы, упадок хозяйства, разгул преступности, снижение обороноспособности. В руках царя сосредоточивалась вся полнота верховной, законодательной, исполнительной и судебной власти. Все государственные органы действовали по царским указам. Центральное управление представляло собой систему приказов. Приказы делились на общегосударственные (Посольский, Поместный, Разрядный, Разбойный, Большой казны, Большого прихода и др.) и территориальные (Сибирский, Малороссийский и др.). Особое место в административном устройстве занимала Боярская дума, составлявшая круг ближайших советников и сотрудников царя. В думу входили, в основном, представители аристократических фамилий. При царе Алексее Михайловиче в нее были введены наиболее компетентные выходцы из среднего дворянства. Дума обсуждала административные и судебные вопросы, составляла указы и законы. Законодательная функция думы была утверждена в Судебнике 1550 года. Обычная вводная формула новых законов гласила: «государь указал и бояре приговорили». Часто в заседаниях думы участвовал царь, а для решения особо важных дел приглашались представители высшего духовенства. Члены думы для проведения конкретных мероприятий создавали специальные комиссии, а также назначались послами, начальниками приказов, полковыми и городовыми воеводами. Особое значение в тот период имела централизованная военная организация. Московское государство, находясь в состоянии непрерывной борьбы, остро нуждалось в постоянной армии. Но для ее создания не хватало ни финансовых, ни технических средств. Военные силы до некоторого времени носили характер ополчения, когда дворяне обязаны были по команде правительства являться на войну со своими отрядами, вооружением и на своих конях. По мере стабилизации государственных финансов создаются военные части, получившие более регулярный характер, нежели дворянское ополчение. Это были драгунские, рейтарские и пехотные полки. Привлекались казачьи формирования. Военная организация совершенствовалась в направлении регулярности и централизации. Усиливая централизм в управлении, правительства Михаила Федоровича (1613 – 1645) и его сына Алексея Михайловича (1645 – 1676) при этом ясно понимали опасность перекосов в сторону тотального администрирования. Не забывалось, что необузданный произвол режима Ивана IV заронил в общественное сознание искры будущей Смуты. Первые Романовы признавали наличие церковно-моральных традиций и правовых норм, ограничивавших самодержавие. Далеко не последнюю роль играл духовно-этический контроль со стороны Православной Церкви. Нельзя было не считаться и с возросшим гражданским сознанием подданных. Взяв в 1612 году дело спасения страны в свои руки, народ хотел убедиться, что усилия не были затрачены зря. Это отражали Земские соборы, где представители всех земель и сословий обсуждали проблемы страны. Царь прислушивался к их мнению, видя, что они не желают «будить уснувшую Смуту». Нельзя было забывать также, что царская власть была учреждена именно Земским собором. Обществу удавалось влиять на политику правительства, придавать ей протекционистский характер. Земские соборы заседали почти непрерывно в течение первых 10 лет царствования Михаила. В эти годы Земские соборы помогли восстановлению Российского государства после Смуты, в чем была их крупная историческая заслуга. Некоторые историки считают даже, что в это время в России была сословно-представительная монархия. И в дальнейшем ключевые для государственного и общественного бытия вопросы выносились на «совет всей земли» — такие, к примеру, как внешняя политика в связи со взятием Азова казаками (1642 г.), принятие нового свода законов (1649 г.), воссоединение русских земель (1653 г.) и др. Кроме того, для обсуждения более частных вопросов правительство неоднократно созывало совещания представителей отдельных сословий. Абсолютная монархия (самодержавие) в России окончательно утверждается только в царствование Алексея Михайловича. Все сословия России обязаны были служить государству и отличались лишь характером возложенных на них повинностей. Население делилось на служилых и тяглых людей. Во главе служилого сословия стояло около сотни боярских фамилий — потомков бывших великих и удельных князей. Они занимали все высшие должности в военном и гражданском управлении, но постепенно в течение XVII века их позиции теснили выходцы из средних служилых слоев. Шло слияние бояр и дворян в один класс «государственных служилых людей». По своим социальным и национальным корням этот класс отличался заметной пестротой. В него входили потомки князей и их слуг, выходцы из тягловых сословий, дети священников, купцов, казаков, выходцы из Литвы, крещеные татары. Первоначально доступ к государственной службе был открыт всем свободным людям. По мере складывания государственной организации класс служилых приобретал все более замкнутый характер. Дворяне получали за службу поместья из государственных земельных фондов. Потомки вотчинников, в свою очередь, активно привлекались к государственной службе. Это вело к стиранию граней между вотчинным и поместным землевладением. В то же время велика была имущественная дифференциация среди дворянства. Ее усиливала нехватка людских ресурсов. Переходы крестьян из одного поместья в другое связывались, как правило, с переманиванием их более состоятельными, чем прежние, владельцами. Это подрывало хозяйство конкретных местностей, а значит и способность отдельных дворян надлежащим образом исполнять свои военные обязанности. География страны, становясь все обширнее, вызывала миграцию на новые земли, часто бесконтрольную, когда страдала система государственных налогов. Ничего лучшего, нежели юридическое прикрепление людей к земле, правительство в тех условиях придумать не могло. При этом на практике к тем, кто бежал на новые окраины, серьезных мер чаще всего не применялось. Под нажимом дворянства, наиболее заинтересованного в прикреплении крестьян к своим поместьям, был подготовлен новый свод законов. Новое «Соборное Уложение» 1649 года окончательно закрепостило крестьян: переходы в Юрьев день (точнее, в две недели до и после него) были запрещены, введен бессрочный сыск беглых. Этим актом в России было юридически оформлена система крепостного права. Положение государственных и дворцовых крестьян было значительно благоприятней, чем у владельческих. Они сохранили полноценное самоуправление и несли только одно тягло — в пользу государства. Их доля среди крестьянства была еще значительной. Прикрепление крестьян к земле имело сильнейшие социальные последствия. Не было обеспечено четкой юридической регламентации отношений между помещиками и крестьянами, что открывало широкие возможности для помещичьего произвола. Государство не отказывалось видеть в лице владельческих крестьян своих подданных, пыталось влиять на отношение к ним землевладельцев, но полностью контролировать эту сферу было не в состоянии. Практика распоряжения личностью крепостных со стороны помещиков нарастала. Закрепощение вызвало сопротивление крестьянства, пиком которого стало казачье-крестьянское восстание 1670 – 1671 гг. под руководством Степана Разина. Советские историки называли его крестьянской войной. Зачинщиками этого движения стали донские казаки. С введением крепостного права приток беглых на Дон сильно возрос. А возможности для казачьих походов за добычей оказались ограничены. В 1660 г. турки у Азова перегородили р. Дон цепями, выход казачьим судам в Азовское и Черное моря был закрыт. Царский гарнизон в Астрахани не пускал казаков в Каспийское море. В 1666 г. 700 донских казаков во главе с Василием Усом предприняли «мирный поход» в центр России, чтобы наняться на царскую службу. По пути к ним присоединялись недовольные, и отряд В.Р. Уса составил несколько тысяч человек. Когда на службу наняться не удалось, казаки от Тулы вернулись назад на Дон, поняв, что царю они не нужны и что пропитание могут добыть только оружием. Атаман С.Т. Разин стал организатором казачьих походов «за зипунами» в Персию. Есть данные, что у него была мечта повторить подвиг Ермака, положившего к ногам царя Сибирское ханство. Но дело ограничилось морским разбоем. Отряд Разина, проведя 1668 – 1669 гг. на Волге, Яике (р. Урал) и Каспийском море, вернулся на Дон с большой добычей. С.Т. Разин фактически стал войсковым атаманом Донского казачьего войска. Понимая, что за свою авантюрную акцию, вылившуюся в нарушение русско-персидских торговых и дипломатических отношений, придется держать ответ, и стремясь дать дело и пропитание собравшимся вокруг него 7 тысячам казаков, он решает «идти Волгою и с боярами повидатца». Разин хотел дать всем «черным людям» свободу. В 1670 г. его войско берет поволжские города: Царицын, Черный Яр, Астрахань, Саратов, Самару. Народное восстание охватывает Поволжье, низовья Дона, Северский Донец. В нем участвовало до 200 тысяч человек, хотя отряд самого С.Т. Разина не превышал 13 тысяч. Чтобы придать своему движению законный вид, разинцы распускали слух, что в их рядах находятся царевич Алексей Алексеевич (реально к тому времени уже умер) и патриарх Никон (был «в опале», т.е. в немилости у царя и в ссылке). Камнем преткновения для восставших стал хорошо укрепленный Симбирск, который они не смогли взять ни штурмом, ни осадой и под которым были разбиты царскими войсками. Раненный Разин бежал на Дон. К концу 1670 г. Поволжье было усмирено за исключением Астрахани, где держались казаки во главе с Василием Усом. Царские войска взяли Астрахань только в ноябре 1671 г. Чтобы избежать наказания, зажиточные («домовитые») казаки в апреле 1672 г. на Дону схватили Разина и отправили в Москву, где он был казнен на Красной площади. Всего в ходе подавления было убито до 100 тысяч повстанцев. Жестокое подавление разинского и других восстаний свидетельствовало о том, что союз самых широких общественных слоев с царской властью, сложившийся в первые годы царствования Михаила Федоровича, к концу правления Алексея Михайловича был окончательно разрушен. Характер правления приобрел черты абсолютной монархии с неограниченными полномочиями верховного правителя и с бюрократическим государственным аппаратом. Социальная политика правительства в XVII веке определялась в значительной степени демографическими проблемами. Занимая площадь, превышающую размеры всей Западной Европы, Россия к середине XVII в. имела не более 10 млн. жителей, в то время как Франция — 18 млн., Австрия — 14 млн., Италия — 11, 5 млн. Осваивать новые земли, пополнять казну, содержать боеспособную армию без решения проблемы народонаселения было невозможно. Юридическое закрепление на местах касалось не только помещичьих крестьян, но и некоторых категорий посадского населения. По большому счету, перед лицом государства не более свободными, чем крестьяне и горожане, были и дворяне, связанные обязательствами пожизненной государственной службы. Социальная структура общества, отрабатываемая в интересах государства, принимала на себя отпечаток некоей мобилизационной модели, когда за каждой общественной группой закреплялось определенное место в общегосударственной структуре. Проблема нехватки людских ресурсов решалась правительством разнообразными способами. В ходе многочисленных войн русские войска приводили немало пленных. Режим их содержания был мягким, масса пленных шведов, поляков, литовцев успевала осваиваться в русских городах и селах, оставалась в России на постоянное жительство. Их дети от местных матерей росли русскими по языку и сознанию. В XVII веке шел процесс складывания единого всероссийского рынка, т.е. налаживания и роста товарообмена между регионами страны. Правда, в Московском государстве не было сильной и самостоятельной буржуазии — такой, как в Европе. Конечно, в Москве и торговых городах (Новгород, Псков, Ярославль, Нижний Новгород, Астрахань) имелись богатые купцы, но на политическое влияние они не претендовали. Русские купцы, промышленники, ремесленники организовывались в «сотни», контролируемые правительством. Влиятельным сословием в XVII веке было духовенство, являвшееся наиболее образованной категорией населения и державшее в своих руках такие сферы, как просвещение, культура, идеология. Немало людей входило в низшие слои служилого класса— однодворцы, стрельцы, пушкари, ямщики и др. Особую прослойку общества составляли монахи и монастырские слуги. Были и такие, кто относился к «гулящим», находился вне крестьянских и посадских общин, не нес «государева тягла» — наемные рабочие, скоморохи, нищие, бродяги и т.п. После восстановления государственности Россия еще долго преодолевала внешнеполитические проявления Смуты. В 1614 году шведы осадили Псков, а в 1617 – 1618 годах королевич Владислав предпринял большой поход на Москву. Русским удалось отбить агрессию, но за мир с соседями пришлось заплатить территориальными уступками: Швеции отошли побережье Финского залива и Карелия, Польша удержала за собой Смоленск и Чернигов. В 1632 году вспыхнула новая русско-польская война, не давшая решительного перевеса ни одной из сторон. Тем не менее, Владислав, наконец, отказался от притязаний на московский престол и признал Михаила Федоровича законным царем. Но на этом противоречия между Польшей и Московией не были исчерпаны. Обострялся вопрос о западнорусских землях. В результате Люблинской унии 1569 года между Литвой и Польшей польская шляхта получила доступ на эти земли, стремясь ввести в новоприобретенных областях крепостное право. Массированное давление на православных начала католическая церковь. В 1596 году части населения была навязана Брестская уния, по которой верующие сохраняли православные обряды и обычаи, но должны были признать католические догматы и власть папы римского. Брестская уния расколола западнорусскую православную церковь. Униаты и не признавшие католичество православные после взаимных проклятий вступили в ожесточенную борьбу. Польский король издал манифест, по которому православие объявлялось вне закона. Начались преследования православных, закрытия их храмов. Борцами за отеческую традицию явились православные братства в Киеве, Львове, Луцке и других городах. При братствах строились типографии, школы, больницы, развивалась широкая просветительская и благотворительная деятельность. Идейными центрами западнорусского православия стали Могилянская академия и Киево-Печерский монастырь. Религиозный гнет сопровождался усилением крепостничества, имевшего особо жесткие формы. Феодалы и арендаторы их земель могли убить или искалечить крестьянина по своему произволу. Во многих районах крестьяне лишались земли. Тяжелейшие условия создавались для западнорусских купцов и ремесленников, задавленных бесчисленными пошлинами. Сопротивление католичеству и шляхетскому угнетению вылилось в войну. В 1648 году запорожским казакам под руководством Богдана Хмельницкого удалось дважды разбить поляков. В 1651 году поляки нанесли страшный ответный удар, поставивший под вопрос жизнь западнорусского населения. Хмельницкий обратился к царю Алексею Михайловичу с настойчивой просьбой принять Украину «под высокую царскую руку». После долгих колебаний Москва дала положительный ответ. Земский собор 1653 года, принимая решение о воссоединении, понимал, что предстоит тяжелая война с Польшей. 8 – 9 января 1654 года в Переяславле состоялась украинская Рада (съезд представителей), принявшая решение о воссоединении Украины с Россией. Из-за этого в том же году началась очередная русско-польская война. Поначалу она была успешной для России: ее войска заняли Белоруссию и Литву. Затем ситуация изменилась в силу целого ряда неблагоприятных факторов: вмешательства Швеции, эпидемии в Московии, серии измен казацкой верхушки. Истощив силы тяжелой войной, Россия и Польша в 1667 году заключили перемирие. К России отошли Смоленск, Киев и вся Левобережная Украина, получившая в составе единого государства автономию в виде гетманства, а также налоговые льготы. Потенциал России делал ее притягательным центром для многих народов. Под покровительство России настойчиво просились правители православных Грузии и Молдавии, стремясь избавиться от турецкого разорения. Оказывая моральную и дипломатическую поддержку грузинам и молдаванам, Москва тогда еще не была готова к использованию прямой военной помощи. На протяжении всего XVII века острой была проблема Юга. Последним осколком Золотой Орды оставалось Крымское ханство. Оно не прекращало опустошительных набегов на русские земли. В течение первой половины XVII века было захвачено и уведено для продажи в рабство не менее 150 – 200 тысяч русских пленников. Особенно безнаказанны и пагубны эти вторжения были в период Смуты. Покончив с польско-шведской интервенцией, Россия серьезно занялась укреплением южной границы. Увеличив гарнизоны на Тульской засечной черте, с 1635 года начали строить новую Белгородскую черту. Появились города-укрепления: Козлов, Тамбов, Верхний и Нижний Ломов, был восстановлен Орел, заново построен Ефремов. Основная тяжесть пограничной службы ложилась на казачество. Военное столкновение России с Крымским ханством назревало. Москва удержалась от войны после взятия казаками Азова. Но столкновение произошло: крымские татары в союзе с турками вторглись на Украину. В 1677 – 1681 годах шли боевые действия, где русские войска имели перевес, но решающего поражения турецко-татарской армии тогда нанести еще были не в силах. Выдающихся успехов достигли русские в XVII веке в освоении Сибири. В 1582 г. казаки Ермака пришли в Западную Сибирь, а уже в 1639 г., т.е. через 57 лет, отряд Ивана Москвитина вышел на побережье Тихого океана. Спустя год-два русские попадают на Сахалин и Курилы, установив дружественные контакты с местными айнами. И это несмотря на Смуту и многочисленные войны. Таким необычайным по темпам и размаху было русское продвижение на восток — «навстречь солнцу». Процесс вхождения сибирских народов в состав Российского государства завершился в течение XVII века. Многие племена приняли российское подданство добровольно. Большую часть тайги и тундры малочисленные русские отряды прошли, не встретив серьезного сопротивления. Местные народы рассчитывали на выгодную торговлю с русскими и на защиту от разорительных вражеских набегов. Семен Дежнев «мирил» тунгусские племена на реке Оленек, он предотвратил войну между ними. Русское продвижение в Сибирь сравнивали с открытием «Нового света», однако, при освоении Сибири русскими не было того, чем отличалось заселение Америки испанцами и англичанами: не было массового уничтожения аборигенов. В дореволюционной литературе отмечалось, что «духом нетерпимости по отношению к инородцам русские переселенцы в Сибири никогда не были проникнуты», что «они смотрят на вогула, самоеда, остяка и татарина, прежде всего, как на человека и только с этой стороны определяют к ним свои жизненные отношения».
|