Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
То есть финансовый потенциал - это органическое единство имеющихся у экономического субъекта финансовых ресурсов и возможностей их использования.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Тема 10. Управление региональными финансовыми ресурсами Основные проблемы раздела Понятие и состав финансовых ресурсов в регионе. Сущность местных бюджетов Принципы формирования местных бюджетов Доходы местного бюджета Расходы местного бюджета Норматив бюджетной обеспеченности. Межбюджетные трансферты Понятие и состав финансовых ресурсов в регионе.
Экономическое развитие любого региона определяется имеющимся на его территории потенциалом: природным, трудовым, научно-техническим, производственным, интеллектуальным, наличием развитой инфраструктуры и т. д. Одной из составляющих потенциала территории есть финансовый потенциал, то есть имеющиеся на данное время финансовые ресурсы, которые дают возможность решать задание экономического развития и возможности их роста в перспективе. Понятие «финансового потенциала» по своему содержанию является более емким чем «финансы региона». Оно охватывает все текущие финансовые возможности региона и включает следующие компоненты: - консолидированный бюджет региона(областной и бюджеты низшего уровня), внебюджетные фонды; - ценные бумаги, которые эмитированы органами местной власти; - финансовые ресурсы предприятий и организаций всех форм собственности; - средства населения, которые находятся у него на руках или в банках и в других финансовых институтах, а также в виде разнообразных ценных бумаг; - финансовые ресурсы институтов кредитно-банковской системы конкретного региона, а также средства, которые получили местные банки с других территорий. Схематически структура финансового потенциала региона может быть представлена в следующем виде (рис.1). С экономической точки зрения, финансовый потенциал нельзя рассматривать просто как определенную совокупность отдельных элементов. По своей сути финансовый потенциал являет собой гармоничную систему, определенный комплекс или органическое единство всех его составляющих. То есть финансовый потенциал - это органическое единство имеющихся у экономического субъекта финансовых ресурсов и возможностей их использования. В прикладном аспекте категория " финансовый потенциал" может обеспечивать комплексную оценку как нынешнего финансового состояния определенного экономического субъекта, так и факторов изменений этого состояния, а следовательно, и перспектив роста или упадка.
Выходя из экономической сущности финансового потенциала, можно утверждать, что он играет определяющую роль в повышении уровня социально-экономического развития региона. Осуществляя целостную оценку финансового состояния в определенный момент времени, он в то же время показывает факторы возможных изменений этого состояния, а следовательно - перспективы его дальнейшего функционирования. В условиях, когда государственная финансовая политика направлена на увеличение финансовой автономии органов местной власти, особенной актуальности приобретают вопрос наращивания финансового потенциала. Приоритетными направлениями такого наращивания на региональном уровне являются: упорядочение межбюджетных отношений, формирование стабильной доходной базы, разграничение полномочий между центром и регионами, а также между государством и местным самоуправлением, функциональная градация региональных расходов, преференции в сфере экономического регулирования относительно размещения местных заказов и бюджетного подряда, развитие малого и среднего бизнеса, организация рыночной инфраструктуры и др. В конкретном регионе локализуется определенная часть финансовых операций, которые осуществляются между всеми институционными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов. Именно эта часть и являет собой финансы региона. Финансы региона (региональные финансы) - это система экономических взаимоотношений, которая обеспечивает формирование централизованных и децентрализующих фондов денежных средств и их использование на обеспечение потребностей экономического и социального развития регионов. Эффективное социально-экономическое развитие регионов в рыночных условиях нуждается в надлежащем финансовом обеспечении. Финансовым рычагам принадлежит ведущая роль в обеспечении реализации как стратегических целей, так и текущих заданий региональной экономической политики государства. Финансы региона должны содействовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций во все отрасли и сферы регионального хозяйства. С их помощью должны обеспечиваться необходимыми ресурсами те группы населения, которые по определенным причинам (дети, инвалиды, пенсионеры) не способны принимать участие в процессе общественного производства, но должны иметь гарантированные минимальные доходы. В настоящее время прослеживается тенденция к усилению социальной функции региональных финансов. Это связано с тем, что в последние годы финансирование социальных расходов все больше перемещается на местный уровень. Выступая в качестве инструмента государственной социальной политики региональные финансы также должны обеспечивать через местные бюджеты финансирование части расходов на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную поддержку населения. Региональным финансам также принадлежит важная роль в обеспечении выравнивания уровней социально-экономического развития регионов через механизм межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов. По существу, финансы региона являются отпечатком состояния его экономики, производственной и ресурсной базы. В то же время финансы региона являются составной частью финансовой системы страны. Их состав и социально-экономические функции определяются теми же характеристиками, что и финансовая система страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех заданий управления, которые свойственны местным органам власти. Главной особенностью финансов региона является то, что в их составе одновременно функционирует три подсистемы, которые, с одной стороны, являются относительно самостоятельными, а с другой - тесно связаны между собой. Такими подсистемами являются: общегосударственная, муниципальная (региональная) и подсистема отдельных субъектов хозяйствования (юридических и физических лиц), средства которых используются для удовлетворения потребностей региона. Первые две подсистемы традиционно принадлежат к категории централизованных финансов, управления которыми осуществляется непосредственно центральными и местными органами государственной власти. Третья подсистема является децентрализующими финансами, которые не находятся в прямой юрисдикции органов власти, однако в значительной степени также является объектом управления и объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальной сферы, финансирования регионов. Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется через следующие функции: 1. Контрольную, целью которой является обеспечение эффективного и целевого использования субъектами хозяйствования государственных средств. 2. Мобилизационную, которая обеспечивает поступление средств для потребностей региона. В результате в региональных органах власти концентрируются значительные ресурсы, расходование которых может существенно влиять на развитие общества. 3. Распределительную, которая связана с перемещением доходов от производителей в другие сферы. К финансовым ресурсам региона относится вся совокупность финансовых ресурсов, которые формируются и используются для решения проблем, связанных с процессами проектирования, строительства, развития, функционирования объектов и субъектов социально-экономической и инженерно-производственной инфраструктуры, субъектов предпринимательской деятельности региона. В составе финансовых ресурсов региона выделяются: - централизованные финансовые ресурсы - это ресурсы, которые образуются на уровне государства, отдельных административно-территориальных единиц, объединений, министерств; - децентрализующие финансовые ресурсы - создаются на уровне отдельных субъектов хозяйственной деятельности. По признаку «субъекты собственности и распоряжения» в составе финансовых ресурсов региона можно выделить две группы: государственные и негосударственные финансовые ресурсы региона (рис. 2). К государственным финансовым ресурсам региона принадлежат все те финансовые ресурсы, расходование которых осуществляется: - по распоряжению органов региональной власти из доходов местных бюджетов, отчислений (дотации, субвенции) из Государственного бюджета, внебюджетных средств, целевых финансовых назначений; - на территории региона за счет Государственного бюджета.
К негосударственным финансовым ресурсам региона включаются средства предприятий и организаций, физические и юридические лица, средства населения. Для наиболее полного определения объема и структуры финансовых ресурсов региона, а также их планирования на перспективу, целесообразным является использование балансового метода, а именно - составление баланса финансовых ресурсов региона. Необходимость составления баланса финансовых ресурсов регионов Украины обусловлена формированием новых принципов самоуправления и самообеспечения, поскольку для эффективного формирования финансового потенциала региона важно иметь точные представления о наличии, структуре и достаточности финансовых ресурсов для обеспечения развития региона. Нормативной базой для составления баланса финансовых ресурсов являются «Методологические указания относительно составления баланса финансовых ресурсов», утвержденные приказом Минэкономики, Минфина и Минстата Украины от 18.04.1996 № 49/76/117 [www.rada.gov.ua]. Согласно данного документа Баланс финансовых ресурсов - это комплексный прогнозный расчет, в котором отображается объем образуемых финансовых ресурсов и их использования во всех секторах экономики государства. Баланс финансовых ресурсов составляется по установленной форме и содержит в себе такие основные разделы: А. По доходам: 1. Ресурсы бюджетов. 2. Долгосрочные кредитные ресурсы на развитие народного хозяйства. 3. Ресурсы предприятий и организаций. 4. Ресурсы внебюджетных фондов, которые не направляются в государственный бюджет. 5. Средства иностранных инвесторов на развитие народного хозяйства. 6. Другие источники, которые направляются на покрытие дефицита бюджета (кредиты, выпуск ценных бумаг, финансовая помощь международных финансовых организаций и тому подобное. Б. По расходам: 1. Расходы бюджетов. 2. Расходы на реализацию национальных программ развития народного хозяйства за счет долгосрочных кредитов. 3. Расходы предприятий и организаций за счет собственных ресурсов. 4. Расходы внебюджетных фондов (без бюджетных средств). 5. Расходы иностранных инвесторов на развитие народного хозяйства. В раздел «Ресурсы бюджетов» включаются поступления от налогов, сборов, других неналоговых платежей, которые платятся субъектами хозяйственной деятельности в соответствии с действующими нормативными актами Украины в сфере налогообложения. Также к ресурсам бюджетов принадлежат целевые поступления, которые по решению Правительства перераспределяются между бюджетами разных уровней. В расходной части финансового баланса региона учитываются расходы, которые осуществляются на территории региона за счет всех фондов средств, в том числе тех, которые поступили с государственного бюджета. Информационной базой для составления баланса финансовых ресурсов региона служит бухгалтерская и статистическая отчетность, установленная для субъектов хозяйствования. Могут использоваться также данные Министерства финансов Украины об исполнении местных бюджетов и Государственной налоговой администрации Украины о поступлении налоговых платежей. В процессе разрабатывания баланса финансовых ресурсов региона оказываются основные пропорции между централизованными и децентрализующими фондами денежных средств; между непрямыми и прямыми налогами и полученной субъектами хозяйствования прибылью; между привлеченными денежными средствами населения и бюджетными выплатами населению; между расходами на производство и социально-культурные мероприятия; а также поиск дополнительных финансовых ресурсов и источников финансирования мероприятий и программ регионального социально-экономического развития.
|