Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Scriptura Continua
Скриптура континуа лентой бежит, Как вехи – штрихи кипарисы; И в узких строеньях шир о ко лежит Та древняя мудрость, что нас сторожит, Свободно вплетая каприсы В занудно-сплошной, как судьба, частокол…
Древний Рим был государством с чрезвычайно насыщенной и многообразной общественной жизнью. Поскольку полиграфия еще не существовала, то все словесные сообщения должны были передаваться с помощью так или иначе оформленного рукописного шрифта. Кроме официальных надписей государства, оформлявшихся с помощью отточенного монументального шрифта, существовала огромная область менее престижных сообщений, относящихся к повседневной жизни граждан – агитация и лозунги, реклама, объявления купли-продажи, сообщения о гладиаторских боях и многое другое. Эти надписи не делались надолго. Их осуществляли на самых разных материалах – на стенах, гипсовых дощечках и др. Шрифт на них писали быстро и часто небрежно. Оттого подобное письмо и именуют Scriptura actuaria, быстрое письмо, или документальное письмо (в отличие от частного, повседневного курсивного письма). Очень часто ограниченные размеры пространства для письма требовали сужать буквы. Ширококонечная кисть ставится под все б о льшим углом к линии письма, вертикальные штрихи становятся тонкими, засечки и горизонтальные штрихи – широкими. Знаки теряют изощренную отточенность монументального шрифта и становятся все более живыми и рукописными. (Папка Рустика: Aktuar79.tif Алфавит римской скриптуры актуарии по надписи 79 г. н. э. (по Ф. Музыке) Подобная же форма капитального, состоящего по-прежнему только из заглавных букв письма, с 1 в. распространяется и в книге. Ее называют капиталис рустика, от лат. rusticus – сельский, грубый. Хотя подобное название странновато для почерка, господствовавшего в книге языческих авторов аж до 5–6 вв. Есть еще одно предположение, что название происходит оттого, что рустикой очень много переписывали Вергилия с его идиллической сельской, деревенской тематикой. (Папка Рустика: S_Рустика_500г_016.tif S_Rust_Снимок 014.tif) Так же, как и в случае римских капиталов текст писался сплошняком (scriptura continua), слова разделялись точками на уровне середины высоты строки. Интересно, что наличие точки никак не влияло на величину межбуквенных расстояний. (Папка Рустика: S_Vergiliy_Eneida_5v.tif) Насколько известно, рустика не использовалась в христианской литературе. Вытесненная в 5–6 вв. унциалом, рустика употребляется вплоть до 12 в. в качестве заголовочного шрифта в составе так называемой «иерархии шрифтов», когда, например, ею писалось название главы, унциалом - первая строка, а текст – каролингским минускулом. Иногда рустикой писались цитаты и даже отдельные страницы. Примером очень позднего использования рустики как текстового шрифта является Утрехтская Псалтирь, исполненная в Реймсе между 816 и 835 гг. (Папка Рустика: SS_УтрехСнимок 037.tif) Основным отличием римских капиталов от рустических является разное соотношение толщин штрихов. Штрихи первых близки по ширине, без резкого контраста. Это требует нескольких изменений угла пишущего инструмента. Дукт рустики проще, с ярко выраженной дифференциацией толщины тонких и толстых штрихов. И тем не менее, если основной угол пера для тонких вертикальных штрихов может доходить до 85о, реально перо все-таки надо поворачивать. Вертикальный штрих ближе к оригиналу, если угол пера к строке менять в процессе ведения от 85 до 50о. Верхние горизонтальные штрихи F, E ведут под углом 60 – 65о, как и верхние элементы B, C, G, H, P, R, S. Горизонтальный штрих H ведут под углом 30о. Большие овалы и характерные нижние синусоидальные засечки требуют угла в 45 – 50о, чтобы создавать великолепный гармонический контраст тонким вертикальным штрихам. Высота строки составляет семь срезов пера, буквы B, F и L возвышаются на ширину еще одного, 8-го среза.
Английские и американские пособия по каллиграфии настойчиво акцентируют внимание на очень своеобразном основном штрихе рустики с постепенным поворотом пера от почти 90о вверху к 50о внизу. Головная часть штриха оснащается либо очень пологой односторонней засечкой со скруглением, либо тильдообразной двусторонней. У В и D от верха начинается правый полуовал, который может и частично накрывать верхушку штриха. Вертикали букв I, L и современной J могут, как и левая стойка Н, быть слабо прогнутыми дугообразными, начинаясь с естественной левой засечки под углом около 80о и продолжаясь под тем же углом без дополнительного поворота к линии строки. Для рустики очень характерны тильдообразные засечки и горизонтальные штрихи, причем верхние и средние имеют малый изгиб и направлены по горизонтали, а нижние всегда изогнуты сильнее и имеют тенденцию сильнее свисать вправо-вниз. Историческая рустика существовала только в капитальном (заглавном) варианте. Строчные буквы постепенно стали формироваться только начиная со старого римского курсива и унциала как его каллиграфического варианта. Однако современные западные художники придумали никогда не существовавший в действительности строчный вариант рустики. Мы приводим его латинскую часть по мотивам интерпретации Дэвида Харриса. Кириллическая адаптация выполнена автором этих строк.
|