Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Механические передачи.
Передача – мех-мы или устройства, предназначенные для передачи энергии и движения, согласования высокой скорости вращения вала двигателя с низкой скоростью исполнительного органа, а также для согласования различных потребителей энергии. Мез-мы передач бывают: 1) фрикционные – энергия движения передаеься за счет сил трения 2) зубчатые 3) гидравлические 4) пневматические и др.
48. Элементы теории зацепления. Два звена, действуя друг на друга в точке С контакта, вращаются в противоположные стороны с угловыми скоростями. Окружные (линейные) скорости точки С на каждом звене υ c1=ω 1O1C; υ c2=ω 2O2C; Проведем через точку Снормаль п — п и касательную τ – τ к профилям звеньев. Разложим скорости Uс1 и Uс2 на нормальные. и касательные составляющие Где α
О1N1П и О2N2П найдём ω 1/ω 2=O2П/О1П=i1, 2 Отношение угловых скоростей звеньев ω 1/ω 2 при передаче двидения от звена 1 к звену 2 называют передаточным отношением и обозначают – i1, 2. Основной закон зацепления: нормаль к профилям в точке контакта делит межцентровое расстояние на отрезки, обратно пропорциональные угловым скоростям звеньев. При i1, 2 и зафиксированных центрах О1 и 02 точка П занимает на линии центров неизменное положение и называется полюсом. Профили зубьев, обеспечивающих i1, 2=const называют сопряженными. Наиболее технологичным является эвольвентный профиль. Существуют и другие виды зацеплений (циклоидальное, цевочное, часовое и др.). Широкое распространение получило зацепление Новикова. 49. Эвольвентные зацепления. Эвольвентой (от лат. слова evolvens) называют плоскую кривую, являющуюся разверткой другой плоской кривой, называемой эволютой. Для образования зубьев колес в качестве эволюты используют окружность диаметром d b, называемую основной. Эвольвенту этой окружности будетописывать любая точка прямой линии (производящей прямой), перекатываемой по ней без скольжения. Начальная точка М эвольвенты лежит на основной окружности. Углы развернутости V, профиля α и эвольвентный угол Ө, образуемые радиальными прямыми ОМ, ОB и ON связаны между собой зависимостью: Ө = inv α = v – α, где inv α – инвалюта угла. Дуга равна отрезку BN = rbv, BN=rbtgα; inv α = tgα – α; Радиус основной окружности rb является единственным параметром эвольвенты радиус-вектор эвольвенты r =rb/cos a 50. Эвольвента и её свойства? См выше. 51. Зацепление эвольвентных профилей. Рассмотрим передачу вращательного движения между параллельными осями О1 и О2 с межосевым расстоянием aw и передаточным отношением i. aω и I определяют положение полюса зацепления П на отрезке О1О2=аω. О1П=аα / (i+1); О2П=аα i / (i+1). Точки контакта колес, двигаясь по линии зацепления со скоростью перемещаются в относительном движении неравномерно по профилям зубьев, т. е. сопряженные профили будут перекатываться один по другому со скольжением. На каждом колесе имеется по одной соосной поверхности у которых вектор относительной скорости в точке касания равен нулю. Эти поверхности называют начальными, а окружности, принадлежащие им, — начальными окружностями. Диаметры начальных окружностей Он связан с диаметром основной окружности формулой dω =db/cosα. Межосевое расстояние передачи аw выразим через диаметры основных окружностей db1+db2=2aω cosα ω . Введем в расмотрение шаг pb по основной окружности — расстояние между соседними эквидистантными профилями по дуге основной окружности. Нормальное зацепление пары зубьев возможено при условии равенства. pb1=pb2, где pb1 и pb2, - шаги по основной окружности колёс. Отсюда следует что: 1)пара эвольвентных профилей с диаметрами db1 и db2, может зацепляться при различных межосевых расстояниях aα ; 2) эвольвентные колеса с любыми числами зубьев могут сцепляться друг с другом, если шаги их равны; 3) эвольвентные колеса могут сопрягаться с рейкой, имеющей произвольный угол профиля, если их основные шаги равны. 53. Геометрический расчёт прямозубых передач
54. Размеры колёс
55. Особенности зацепления пары эвольвентных колёс. 56. Кинематика передач 57. Усилия в передачах (статистика передач)
58. Конструкция зубчатых колёс. Колеса небольших диаметров (менее 100...150 мм) изготовляют цельными из штампованных заготовок без углубления. Колеса большего диаметра (до 400...500 мм) выполняют (для уменьшения массы) с углублениями и отверстиями. В единичном и мелко-серийном производстве заготовки таких колес получают из сортового проката или поковок, полученных свободной ковкой, а в крупносерийном и массовом производстве — штамповкой. Колеса больших диаметров (свыше 400...500 мм) изготовляют сварными или литыми. Зубчатый венец делается за одно целое с валом (вал-шестерня), если толщина обода в месте, ослабленном шпоночным пазом, будет меньше 2, 5 m а также при высоких требованиях к точности центрирования колеса на вале. Валы-шестерни выполняют обычно из кованых заготовок.
|