Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ответственность за нарушение банковского законодательства
Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства. Надзорные и регулирующие функции осуществляются Банком России непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора, который образуется по решению Совета директоров. Деятельность кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей лицензию на осуществление таких проверок. Аудиторское заключение должно содержать сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и т.д. Для осуществления своих функций в области банковского регулирования и надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и принимает предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям. Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров, представителями Банка России и по его поручению аудиторскими фирмами. В соответствии со ст. 75 Закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев. В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе: 1) взыскать с кредитной организации штраф до 1% от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% от минимального размера уставного капитала; 2) потребовать от кредитной организации: - осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов; - замены руководителей кредитной организации; - реорганизации кредитной организации; 3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев; 4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года; 5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России. В целях защиты интересов кредиторов (в том числе вкладчиков) Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России. Порядок деятельности уполномоченного представителя Банка России устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. В период деятельности уполномоченного представителя Банка России кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем Банка России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». С момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного представителя Банка России прекращается. После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций средства обязательных резервов, депонированные кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Ликвидация или реорганизация кредитной организации осуществляется в соответствии с федеральными законами с учетом требований Федерального закона «О банках и банковской деятельности». В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников) Банк России на основании ходатайства кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок представления кредитной организацией указанного ходатайства регулируется нормативными актами Банка России. В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней с момента принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России. При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается нормативными актами Банка России. Банк России вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации независимо от ее финансового состояния, если в кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, в течение одного месяца с момента отзыва указанной лицензии не создана ликвидационная комиссия (ликвидатор) или в отношении ее не применяются процедуры банкротства. В соответствии со ст. 61 и 65 ГК РФ ликвидация юридического лица, являющегося коммерческой организацией, кроме казенных предприятий, а также потребительской кооперации или фонда, может быть осуществлена вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Основания признания судом юридического лица, в том числе и кредитной организации, банкротом или объявление им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливается Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. * Особенности оснований и процедур признания кредитных организации несостоятельными (банкротами) и их ликвидация в порядке конкурсного производства установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г. **
* Российская газета. 1998. 20 янв. ** Российская газета. 1999. 4 марта
В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают: кредитная организация - должник, кредитор кредитной организации, Банк России, прокурор в случаях, предусмотренных законом, налоговый или иной уполномоченный орган. В соответствии со ст. 36 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организации» дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва Банком России у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операции, если требования кредиторов к кредитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом, и если эти требования не исполняются в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения. Объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», «Вестнике Банка России», а также в местной печати по месту расположения кредитной организации за счет ее средств. Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свое существование с момента внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций записи о ликвидации кредитной организации. Контрольные вопросы
1. Какими отраслями права регламентируются отношения по банковскому кредитованию? 2. Какие важнейшие нормативные акты регулируют банковское кредитование? 3. В соответствии с какими принципами осуществляется банковское кредитование? 4. Назовите виды банковского кредита. 5. Охарактеризуйте банковскую систему России. 6. Каково правовое положение Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)? 7. Какие функции выполняет Банк России в области кредитования? 8. Какие взаимоотношения существуют между Банком России и кредитными организациями? 9. Какие обязательные нормативы вправе устанавливать Банк России кредитным организациям? 10. Какова ответственность за нарушения банковского законодательства? 11. Каков порядок регистрации и лицензирования кредитной организации? 12. В каких случаях Банк России вправе отозвать лицензию на осуществление банковских операций? 13. Каков порядок ликвидации кредитной организации? 14. Каким образом осуществляется аудит в банковской системе? 15. Каков порядок признания кредитной организации несостоятельной (банкротом)?
Глава IX ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции Российской Федерации, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 26 апреля 1995 г.), «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 3 февраля 1996 г.), иные законы, нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации, а также подзаконные акты Центрального Банка Российской Федерации. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации к компетенции Российской Федерации отнесено «установление правовых основ единого рынка,...денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции закреплено, что «обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии». Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах. Важностью общественных отношений, складывающихся в ходе денежного обращения, для экономического и политического развития страны обусловлено их регулирование со стороны государства с помощью права. Главная задача правового регулирования денежного обращения заключается в поддержании правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится достаточное, необходимое количество денег, в чем и заинтересовано государство*. Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация. * Подробнее о денежном обращении см.: Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева.- М.: Юристь, 1999.
Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения. Практика показывает, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране. Деноминация, в отличие от денежной реформы, является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой. В нашей стране в советский период были проведены две денежные реформы: 1922-1924 гг. и 1947 г. Первая денежная реформа была вызвана необходимостью создания твердой национальной валюты и проводилась в несколько этапов, включавших в себя ряд деноминации. Успех данной реформы во многом был обусловлен кардинальными экономическими преобразованиями, начатыми в стране в тот период, и в результате уже к концу 1924 года было резко сокращено наличное денежное обращение, введена твердая национальная валюта, обеспеченная золотом и другими драгоценными металлами, что позволило ей стать конвертируемой валютой. Проведение денежной реформы 1947 года было обусловлено разбалансированностью денежной системы во время Великой Отечественной войны, а также тем, что в обращении находилось большое количество наличных обесцененных, а также фальшивых денежных средств, заброшенных на оккупированные территории немецкими войсками. Данная реформа проводилась одним разовым актом, в ходе которого отменялась карточная система на продукты питания первой необходимости, устанавливались новые цены на продукцию, а также вводились новые денежные знаки. Старые деньги обменивались на новые в соотношении 10: 1, вклады в сберкассах до 3 тысяч рублей переоценке не подлежали, вклады от 3 до 10 тысяч рублей пересчитывались по курсу 3: 2, свыше 10 тысяч - 2: 1. В 1961 году в стране была проведена деноминация как самостоятельная денежная операция. Новые денежные знаки обменивались в соотношении 1: 10 одновременно с изменением масштаба цен. В настоящее время в результате правового регулирования денежного обращения создана денежная система, включающая официальную денежную единицу, эмиссию наличных денег, а также организацию наличного денежного обращения. Особая роль в осуществлении денежной политики государства, в организации денежного обращения в стране возлагается в соответствии со ст. 75 Конституции РФ на Центральный банк РФ. Подробнее задачи и полномочия Банка России в этой сфере сформулированы в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в главе VI, в соответствии с которой официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Начиная с 1992 года официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Такое положение характерно для большинства стран мира. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается и публикуется Центральным банком. Валюта Российской Федерации включает в себя банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону*. * См. характеристику данных преступлении в кн.: Уголовное право. Часть Общая. Часть Особенная: Учебник / Под общ. ред. проф. Л.Д. Гаухмана. С. 446-455.
Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории страны. Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена. При обмене банкнот и монеты на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты старого образца из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пяти лет. Банк России вправе обменивать без ограничений ветхие и поврежденные банкноты. Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Центрального банка РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денег. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Очень важно, что о выпуске новых денежных знаков Банк России обязан предварительно информировать Правительство страны. В целях организации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции: - прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов; - установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; - установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения; - определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций. Денежное обращение может выступать в форме наличного и безналичного денежного обращения. В первом случае средством платежа являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги. Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» Банк России устанавливает предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, расчеты на сумму, превышающую установленную, должны производиться только в безналичном порядке. В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществлять эмиссию наличных денег, т.е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки. Центральный банк имеет оборотную кассу и резервные фонды. В оборотную кассу ежедневно поступают и из нее ежедневно выдаются наличные деньги. Резервные фонды ЦБ РФ используются для хранения запаса денег. Таким образом, при эмиссии наличных денег они просто передаются из резервных фондов в оборотную кассу. Любое государство, в том числе и Российская Федерация, заинтересованы в сокращении объема наличного денежного обращения и в расширении безналичных форм расчетов. В настоящее время в соответствии с законодательством страны существуют такие формы безналичных расчетов, как аккредитив, платежное поручение, вексель, чек, кредитная карточка, электронные формы расчетов и другие. Для хранения безналичных денег и осуществления расчетов в кредитных организациях открываются различные виды счетов (текущий, расчетный, бюджетный, депозитный и др.). В целях ограничения налично-денежного обращения в стране Указом Президента Российской Федерации «0 дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» от 14 июня 1992 г. было установлено, что все юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы: - обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков; - должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков; - могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий; - обязаны сдавать в банк денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждениями банка; - имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка. В соответствии с указанными ограничениями ЦБ РФ 23 сентября. 1993 года установил порядок ведения кассовых операций предприятиями и организациями на территории России. К кассовым операциям относятся операции юридических лиц по расчетам наличной валютой России в процессе их деятельности. Все наличные деньги, поступающие на предприятия, в организации и учреждения, должны в обязательном порядке документально оприходываться. Все наличные деньги, выдаваемые юридическими лицами, должны также документально оформляться. Основными денежными документами в данном случае выступают приходный и расходный кассовые ордера, которые оформляются на основе первичных документов (договоров, заявлений и т.п.). В кассовой книге отражаются все операции по приему и расходованию денег по каждому операционному дню. Приходные и расходные ордера, а также чеки на получение денег в кредитных организациях подписывает распорядитель бюджетных средств, которым выступает руководитель предприятия, учреждения, организации или специально уполномоченное им лицо. Как уже отмечалось, у юридических лиц наличные деньги могут храниться лишь в пределах лимита, установленного обслуживающим данное лицо банком. По окончании рабочего дня сверхлимитные суммы наличных денег должны сдаваться в банк. В кассе предприятия, учреждения или организации может оставаться в пределах лимита лишь такая сумма денег, которая необходима для осуществления на следующий день неотложных платежей. Исключения из этого правила специально оговариваются в соответствующих нормативных актах Правительства РФ или Банка России. В целях сохранности средств помещения кассы должны быть соответствующим образом оборудованы. Ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных (старших) бухгалтеров, руководителей финансовых служб и кассиров. Банки обязаны систематически проверять соблюдение предприятиями действующего порядка ведения кассовых операций и в случае выявления нарушений принимать необходимые меры к их устранению. Контрольные вопросы
1. Что такое денежное обращение и каковы задачи его правового регулирования? 2. Из каких элементов состоит денежная система Российской Федерации? 3. Какие нормативные акты составляют правовую основу денежного обращения в Российской Федерации? 4. Что такое эмиссия денег? 5. Назовите основные способы регулирования денежного обращения в стране. 6. В каких формах осуществляются расчеты? 7. Что такое кассовые операции и каковы правила их ведения?
Глава Х ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТОВ
|