Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 14. Основные налоги, взимаемые в РФ
СЗ РФ 2002 № I (ч. 1). С 1.4. осуществляются, в том числе оплату за работников и членов их семьи предназначенных для их потребления товаров, работ, услуг, имущественных или иных прав, например оплату коммунальных услуг, стоимости приобретаемых квартир и др. Также включаются в налогооблагаемую базу выплаты в натуральной форме, при этом применяются рыночные цены на передаваемые товары (работы, услуги). Налоговый кодекс устанавливает широкий круг изъятий в основном социального характера. Так, не подлежат включению в налогооблагаемую базу государственные пособия, компенсационные выплаты, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; оплата стоимости и выдача натурального довольствия и др. Кроме того у работодателей-организаций не облагаются выплаты, не относящиеся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. От уплаты единого социального налога освобождены организации-работодатели с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение года установленного законодательством размера на каждого работника-инвалида; работодатели-учреждения, созданные общественными организациями инвалидов для достижения социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям. Объектом налогообложения у предпринимателей и адвокатов являются их собственные доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. У индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения считается валовая выручка, налогооблагаемая база определяется как произведение валовой выручки и установленного коэффициента. Ставки единого социального налога для отдельных групп налогоплательщиков установлены федеральным законодательством. Таких групп в Налоговом кодексе выделено четыре: работодатели; работодатели — сельскохозяйственные товаропроизводители и родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; предприниматели и адвокаты. В отношении каждой группы действует своя шкала налогообложения, носящая регрессивный характер: с ростом налогооблагаемой базы по единому социальному налогу пони-• жаются его ставки. При этом пониженные ставки применяются в отношении возросшей части налогооблагаемой базы. В каждой шкале установлены разряды: размеры ставок налога, зачисляемого |в Федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, фон-|ды обязательного медицинского страхования — Федеральный |и территориальные. Работодатели вправе уменьшить суму единого социального на-[лога, направляемую в Фонд социального страхования Российской (Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели госу- 300 Раздел IV. Регулирование государственных доходов ______ дарственного социального страхования — оплату больничных листов, приобретение путевок в санаторно-курортные учреждения и др. В отношении суммы налога, направляемой в федеральный бюджет, предоставляется налоговый вычет в размере начисленных взносов на обязательное пенсионное страхование согласно действующему законодательству. Налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год. Налогоплательщики-работодатели в течении года уплачивают ежемесячные авансовые платежи. Адвокаты и предприниматели перечисляют авансовые платежи на основании уведомлений налоговых органов к трем срокам — 15 июля, 15 октября текущего и 15 января следующего года. Единый сельскохозяйственный налог В особую группу налогоплательщиков, к которым применяется специальный налоговый режим, выделены сельскохозяйственные производители — организации, крестьянские, фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях и реализующие эту продукцию, в том числе продукты ее переработки, при условии, что в общей выручке от реализации доля выручки от реализации сельхозпродукции составляет не менее 70%. Не относятся к сельскохозяйственным товаропроизводителям сельскохозяйственные организации так называемого индустриального типа: птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и др. Главой 26.1 НК РФ для сельскохозяйственных товаропроизводителей установлен особый налоговый режим в форме единого сельскохозяйственного налога, который является региональным и вводится в действие законом субъекта Российской Федерации об этом налоге1. Уплата единого налога освобождает сельскохозяйственных товаропроизводителей от внесения в бюджет других налогов и сборов, за исключением косвенных налогов, государственной пошлины, платы за загрязнение окружающей природной среды и некоторых видов поимущественных налогов. Федеральным законодательством установлено, что налоговой базой единого сельскохозяйственного налога признается площадь сельскохозяйственных угодий, а налоговым периодом — квартал. Налоговую ставку определяют законодательные органы субъектов Российской Федерации в рублях и копейках с одного гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на их территориях. По своей природе единый сельскохозяйственный налог относится к реальным налогам, взимание которых поставлено в зависимость от внешних признаков и характеристик предмета налогообложения: площади земельного участка, стоимости недвижимости и т.д. Глава 14. Основные налоги, взимаемые в РФ Налог на добычу полезных ископаемых Налог на добычу полезных ископаемых, установленный и введенный в действие гл. 26 Налогового кодекса, заменил собой целый ряд действовавших ранее рентных платежей и акцизов на некоторые виды минерального сырья. По своей правовой природе налог на добычу полезных ископаемых относится к таким доходным источникам бюджета, как регалии, проблемам классификации которых были посвящены труды российских теоретиков финансового права. Само право государства взимать налоги относится к суверенным правам государства к так называемым регалиям в широком смысле — regalia majora, т.е. к правам, вытекающим из существа государства и составляющим неотъемлемую принадлежность верховной власти, таким, как право творить суд, устанавливать ответственность за правонарушения и т.д.1 Регалии в узком смысле слова (regalia minora) — это такие права частно-правового характера, которые изымаются из сферы приобретения частными лицами и берутся исключительно в руки государства. Юридическое различие между регалиями в широком и узком смысле слова коренится в природе прав, лежащих в основании регалии. Регалии в широком смысле основаны на таких правах публичной власти, которые характеризуют сущность государства как верховного суверена. В отличие от этого регалии в узком смысле основаны на присвоении государством прав, без ущерба для суверенитета государства принадлежащих не только государству, но и частным лицам. Одним из примеров использования регалий в узком смысле как инструмента пополнения бюджета является установление налоговых платежей за пользование природными ресурсами, в том числе за добычу полезных ископаемых. Налог на добычу полезных ископаемых взимается с организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся пользователями недр, т.е. получивших государственную лицензию на пользование участками недр, либо пользующихся недрами на условиях соглашения о разделе продукции. Особенности правового статуса пользователей недр и порядок предоставления им участков недр для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья определены Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»-. Пользователи недр подлежат постановке на специальный налоговый учет по месту нахождения предоставленного им в использование участка недр (ст. 335 НК РФ)3. Если добыча полезных ископаемых осуществляется на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне, а также и за пределами России, но на территориях, находящихся под ее юрисдикцией, то специальный 1 Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. № 187-ФЗ//СЗ РФ. 2001. №53 (ч. 1). Ст. 5023. 1 Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Вып. 1. М., 1909. С. 100. " СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823. з СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3129. 302 Раздел IV. Регулирование государственных доходов ______ налоговый учет осуществляется по месту нахождения плательщика налога. Предметом налогообложения являются полезные ископаемые, перечень которых установлен в Налоговом кодексе: уголь, торф, углеводородное сырье, товарные руды, сырье редких металлов, природные алмазы, хлористый натрий (соль), минеральные воды и др. Объект налогообложения — их добыча или извлечение из отходов добывающего производства. Так называемые общераспространенные полезные ископаемые, добытые индивидуальными предпринимателями и используемые ими непосредственно для личного потребления, а также минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы исключены из предмета налогообложения. Налог на добычу полезных ископаемых является территориальным, и налоговая юрисдикция России распространяется на полезные ископаемые, добытые (извлеченные) из недр на ее территории либо на территориях, арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора. Налоговой базой выступает стоимость добытых полезных ископаемых, оцениваемая самими налогоплательщиками одним из установленных способов. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых может быть определена либо исходя из цен реализации добытых полезных ископаемых, либо из их так называемой расчетной стоимости. При формировании расчетной стоимости добытого полезного ископаемого полностью учитываются прямые1 и частично так называемые косвенные расходы2 налогоплательщика за налоговый период, которым является квартал. Налогооблагаемая база определяется отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого. Ставки налога установлены в процентах к налогооблагаемой базе. Исключение составляют действующие временно специфические ставки (в твердой сумме) в отношении нефти и газового конденсата (ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 26-ФЗ)3. Размер ставки зависит от вида добытых полезных ископаемых. Самые высокие ставки установлены в отношении углеводородного сырья, самые низкие — к углю и калийной соли. Освобождение от налогообложения в форме нулевой ставки применяется в отношении попутного нефтяного газа из нефтяных месторождений, попутных и дренажных подземных вод, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, минеральных вод, используемых исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации, и некоторых других видов полезных ископаемых. Глава 14. Основные налоги, взимаемые в РФ 1 Материальные расходы, затраты на оплату труда, начисленная амортизация и др - Например, расходы на добровольное и обязательное страхование, на сертификацию, на погашение процентов за пользование заемными средствами и ДР 3СЗ РФ 2001 № 33 (ч 1) Ст 3429 Налогоплательщики исчисляют и уплачивают сумму налога по итогам месяца в отношении каждого вида добытых полезных ископаемых. Контрольные вопросы: 1. Назовите основные налоги, которые уплачивают юридические лица. 2. Охарактеризуйте федеральные налоги, уплачиваемые юридическими лицами. -* 3. Какие налоги относятся к региональным? 4. Назовите основные местные налоги. 5. Дайте характеристику основных элементов налога на доходы физических лиц. 6. Какие косвенные налоги уплачивают юридические лица? 7. Кто является резидентом РФ в целях уплаты налога на доходы физических лиц? 8. Назовите объекты налогообложения НДС. 9. Какой метод налогообложения применяется при обложении на-: логом на доходы физических лиц? 10. Что является основой для определения налогооблагаемой при-I были организаций? Глава 15. Правовое регулирование государственного и муниципального кредита в Российской Федерации § 1. Понятие и значение государственного (муниципального) кредита. Формы государственного кредита Наличие бюджетного дефицита ставит перед государством задачу изыскания дополнительных финансовых ресурсов для его покрытия. Одним из способов привлечения дополнительных денежных средств в целях финансирования запланированных законом о бюджете расходов выступает государственный и муниципальный кредит. Государственный кредит как экономическая категория представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория — это самостоятельный институт финансового права, совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государствам и иным субъектам международного права. Государство использует государственный кредит для обеспечения постоянного процесса финансирования различных потребностей государства. Полученные таким образом средства поступают в распоряжение органов государственной представительной и исполнительной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. В последующем источником погашения государственных займов и выплат процентов по ним выступают средства бюджета. Важностью возникающих в процессе функционирования государственного кредита общественных отношений обусловлено их правовое регулирование. Правовой основой государственного кредита в первую очередь является Конституция Российской Федерации, где в п. 3 ст. 104 говорится, что «законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации». Пункт 4 ст. 75 Конституции РФ закрепляет, что государст-
|