Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль физической культуры в совершенствовании организма, обеспечение его устойчивости к различным видам деятельности.
Формирование здорового образа и стиля жизни, содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов является целью физической культуры в вузах. В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач: · воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду; · сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения; · всесторонняя физическая подготовка студентов; · профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности; · приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей; · совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов; · воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом. Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности. Физическая подготовка студентов является одной из главных задач высших учебных заведений.
20. «Срочная» адаптация организма при занятиях физическими упражениями.
Срочная адаптация характери зуется непрерывно протекающими приспособительными изменениями, возникающими как ответные реакции организма на непрерывно меняющиеся условия внешней среды. Примером срочной адаптации может служить изменение теплопродукции, потоотделения и распределения крови в сосудах в ответ на повышение или понижение температуры воздуха. Срочная адаптация характеризуется следующими особенностями. Приспособительные изменения возникают только при непосредственном внешнем воздействии определенного характера и исчезают, как только вызвавшее их внешнее обстоятель ство устраняется. Характер и интенсивность адаптивной реакции точно соответствуют характеру и силе внешнего воздействия. Организм отвечает только на те внешние воздействия, которые по своему характеру, силе и времени действия не превышают его физиологических возможностей. Например, при длительном воздействии очень высокой температура может произойти перегрева ние организма, и в результате тепловой удар. В данном случае сила и продолжительность воздействия неблагоприятного внешнего фактора окажутся выше пределов адаптивных возможностей человеческого организма. Подобный эффект могут вызвать и неадекватные адаптивным способностям физические нагрузки, которые могут привести к травмам мышц и суставов и даже серьезным заболеваниям. Кумулятивная адаптация характеризуется приспособительны ми изменениями, которые возникают под влиянием регулярно повторяющихся внешних воздействий. Примерами кумулятивной адаптации могут служить такие явления, как приспособление к высокогорью у альпинистов, закаливание, повышение работоспособности под воздействием тренировки, и другие. Кумулятивная адаптация характеризуется следующими особенностями. Приобретенные в результате кумулятивной адаптации свойства носят устойчивый характер и сохраняются в течение некоторого времени после прекращения серии внешних воздействий. Если процесс кумулятивной адаптации не подкрепляется новой серией аналогичных раздражителей в течение длительного времени, организм теряет вновь приобретенные свойства и приспосабливается к новым условиям спокойной жизни. Из этого следует важный для понимания сущности регулярных занятий вывод: сам процесс не должен прерываться на длительное время, а интервалы отдыха между сериями нагрузок должны быть оптимальными. В процессе кумулятивной адаптации организм существенно повышает и уровень функциональных возможностей и оказывается в состоянии выполнить больший объем интенсивной и сложной работы, т. е. происходит переход адаптированных систем организма в качественно новое состояние. Иными словами, достигается прогрессивное повышение возможностей организма, его развитие. Вот почему после серии последовательных силовых нагрузок человек становится сильнее, а после длительных нагрузок умеренной интенсивности - выносливее. Замечательным свойством процесса адаптации, как кумулятивной, так и срочной, является то, что в обоих случаях организм оказывается способным обеспечить максимальное соответствие приспособительных изменений специфике внешних воздействий. Существует еще одна чрезвычайно важная для понимания деталей регулярных занятий физическими упражнениями особенность процесса адаптации. При регулярном повторении одних и тех же внешних воздействий процесс активного приспособ ления к ним, сопровождающийся изменением функциональных возмож-иостей организма и, следовательно, дающий тренировочный эффект, продолжается только определенное время. Затем внешние воздействия перестают быть активными раздражителями. Организм отвечает на них строго определенной привычной реакцией, их тренирующее значение исчезает, дальнейшего интенсивного развития организма не происходит. Значит, необходимо в процессе занятий постоянно повышать физические нагрузки, постоянно предъявлять организму новые требования. Существует два пути интенсификации занятий. Первый - от занятия к занятию повышать нагрузки, второй - изменять характер нагрузок. Выбор пути изменения воздействий на организм зависит от многих факторов и при решении необходимо максимально учитывать все эти факторы. Несомненно, что однообразная, монотонная физическая нагрузка, особенно при частом ее использовании, очень быстро теряет свое тренирующее значение. Поэтому необходимо заранее предусмотреть все изменения величины, характера и направленности физических нагрузок, средств и методов тренировки как в одном или в серии занятий, так и в течение длительного времени.
|