Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков






Основными задачами деятельности органов внутренних дел в условиях массовых беспорядков являются:

— объективное и своевременное информирование;

— предупреждение дальнейшего развития группового на­рушения;

— пресечение группового нарушения;

— документирование противоправных действий участников и раскрытие преступлений по горячим следам;

— усиление охраны особо важных объектов;

— устранение причин и условий, порождающих конфликт­ную ситуацию.

В целях обеспечения выполнения задач по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков, обеспечения высокой боевой готов­ности, оперативности и организованности действий служеб­ных нарядов в этот период в органах внутренних дел разраба­тываются планы проведения специальных операций.

Такой план должен быть конкретным, четко определять задачи нарядов и ответственных должностных лиц, реально учитывать наличие всех сил и средств, которые могут быть задействованы в этой операции, порядок взаимодействия и связи служб и подразделений, время и место сбора личного состава по тревоге, закрепление личного состава по группам, четкое знание сотрудниками своих функциональных обязан­ностей в той или иной группе, местные условия и особеннос­ти. В плане обязательно указывается порядок его ввода в дейст­вие. К нему прилагается план-схема города (района) с нане­сенными основными объектами, подлежащими охране.

В связи с тем, что местами наиболее вероятного возникно­вения групповых нарушений являются площади, парки, ста­дионы, места сбора различных неформальных группировок, в плане целесообразно предусмотреть различные варианты воз­никновения и развития эксцессов и расчет сил и средств про­изводить с учетом вышеперечисленных факторов.

Органам внутренних дел необходимо постоянно поддержи­вать готовность к действиям по предупреждению и пресече­нию групповых нарушений общественного порядка и массо­вых беспорядков. С этой целью в органах внутренних дел пе­риодически проводятся тренировки и обучение личного соста­ва по отработке необходимых умений и навыков, составляют­ся специальные планы и при необходимости осуществляется их корректировка, проводится рекогносцировка на местнос­ти, где намечаются массовые мероприятия, проводятся совмест­ные учения всех задействованных сил органов внутренних дел, внутренних войск и других подразделений, на которых отра­батывается организация, тактика и взаимодействие этих подразделений и служб в ходе предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка, систематичес­ки проверяется готовность специальных и материально-техни­ческих средств, а также функционирование системы оповеще­ния и связи. Личный состав обучается умению ориентировать­ся в сложных, критических ситуациях, принимать правиль­ные решения при строгом соблюдении законности.

Особое внимание следует обращать на тактику действий нарядов полиции при предупреждении и пресечении группо­вых нарушений в начальный период их возникновения. В этих целях наряды полиции при несении службы в местах скопле­ния людей должны изучать обстановку, контингент лиц, там находящихся, фиксировать обстоятельства, способные спро­воцировать конфликтную ситуацию, при необходимости – своевременно информировать дежурного по органу внутрен­них дел и принимать меры к устранению инцидента на месте[14]. Опыт работы ОВД свидетельствует о том, что наиболее дейст­венными формами пресечения указанного противоправного по­ведения участников конфликта в условиях толпы являются:

— быстрое реагирование на складывающуюся конфликт­ную ситуацию, изоляция организаторов и подстрекателей;

— ведение гласной видео- и фотосъемки событий с целью последующего документирования неправомерного поведения участников, создающих толпу;

— активное проведение разъяснительной работы среди граж­дан, втянутых в конфликт;

— тактически грамотные действия работников полиции при обострении конфликта и одновременное сосредоточение необ­ходимых сил и средств с целью предупреждения беспорядков.

В связи с тем, что значительная часть инцидентов, перера­стающих в массовые беспорядки, возникает в местах массово­го скопления населения, этим местам при организации обес­печения общественного порядка необходимо уделять самое пристальное внимание и назначать для несения службы самых опытных, профессионально подготовленных сотрудников.

Однако эти требования не всегда выполняются, что зачас­тую приводит к негативным последствиям. Слабо подготов­ленные наряды не всегда умело выбирают момент для задер­жания правонарушителей, не учитывают настроение окружа­ющих граждан и их возможную реакцию, не стараются скло­нить их на свою сторону, заручиться их поддержкой и помо­щью. Иногда нарушители не сразу отправляются с места проис­шествия в орган внутренних дел, что нередко приводит к по­пыткам освободить их и в дальнейшем – к противостоянию и развитию конфликтной ситуации.

Особенно негативную реакцию у окружающих вызывает неумелое, неправомерное применение физической силы, спе­циальных средств и оружия, используемых работниками по­лиции при задержании правонарушителя. Поэтому для слу­жебных нарядов исключительно важно хорошо знать свои обя­занности и права, грамотно и умело их применять, исключи­тельно вежливо и культурно обращаться с гражданами, не допускать нарушений законности, неуважения к правам чело­века.

В случае возникновения серьезной конфликтной ситуации, могущей перерасти в групповые нарушения общественного порядка или массовые беспорядки, наряды полиции обязаны, используя все средства связи, немедленно проинформировать об этом дежурного по органу внутренних дел, соблюдая ре­жим секретности. Доклад должен в обязательном порядке со­держать следующую информацию:

— характер, место и время возникновения инцидента;

— причины и повод возникновения;

— контингент и количество участников;

— количество собравшихся граждан и их отношение к ин­циденту.

Об обстановке, которая может вызвать групповые нару­шения общественного порядка, начальник органа внутрен­них дел информирует администрацию, федеральную службу безопасности, прокурора, а также военного коменданта и на­чальника гарнизона, одновременно обеспечивает выезд на место происшествия усиленной оперативной группы, ориен­тирует и направляет наряды полиции, несущие патрульно-постовую службу на прилегающей территории, к месту груп­пового конфликта. После этого он сам прибывает на место происшествия, оценивает оперативную обстановку и отдает соответствующие команды.

Прежде всего, осуществляется сбор и сосредоточение лич­ного состава и техники в условленном месте. Затем осуществ­ляется блокирование и локализация на месте конфликта. Про­изводится усиление охраны важных объектов, затем соответ­ствующие группы сотрудников приступают к осуществлению своих функциональных обязанностей, которые они должны выполнять в случае введения специальной операции. Осуще­ствляется выявление организаторов, подстрекателей и актив­ных участников групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, документирование их преступной де­ятельности. Специальной группой сотрудников проводится разъяснительная работа среди участников конфликта об ис­тинных причинах инцидента, принимаемых органами внут­ренних дел мерах. Одновременно участники предупреждают­ся об установленной законом ответственности[15].

В целях усиления охраны важных объектов вводятся уста­новленные законом временные режимные ограничения или запрещения на движение транспорта и пешеходов.

Перечень важных объектов, подлежащих усиленной охране при возникновении массовых беспорядков, заблаговременно составляется органом внутренних дел.

Режимные ограничения включают воспрепятствование:

— сосредоточению граждан на подступах к району прове­дения операции путем оцепления (блокирования) участков местности;

— проникновению граждан и проезду транспортных средств в район массовых беспорядков путем ограничения или запрещения движения транспорта и пешеходов, недопущения граждан на отдельные участки местности, объекты;

— перемещению толпы, активных участников беспоряд­ков между районами, населенными пунктами.

Если предупредительные меры не дали положительных ре­зультатов, и организаторам удалось спровоцировать толпу на массовые беспорядки, руководитель операции принимает ре­шение на проведение силовых действий.

При приближении толпы к рубежу оцепления руководи­тель операции обязан принять меры к бесконтактному воздейст­вию на толпу с целью ее остановки и рассредоточения. Для этого необходимо проведение специальных мероприятий. Воз­можно установление средств принудительной остановки авто­транспорта (Диана, Еж и др.), если они используются в каче­стве тарана. Для остановки людей применяются спецсредства («Спираль», «Жидкое мыло», а также «Заря», «Облако», «Че­ремуха 12», «Сирень-6», водометные спецавтомобили «Лави­на» и др.). Могут быть использованы карабины КС-23 для отстрела патронов с резиновыми пулями. Действия этих сил и средств должны быть обеспечены поддержкой групп прикры­тия, рассредоточения и изъятия, экипированных средствами индивидуальной защиты и активной обороны. При выставле­нии перед толпой нескольких цепочек последняя вооружается огнестрельным оружием. Для перекрытия рубежей могут ис­пользоваться бронетранспортеры, другая боевая техника и ав­томобили. После остановки толпы необходимо усилить на нее воздействие специальными средствами. Для ускорения рассре­доточения толпы целесообразно задействовать личный состав групп рассредоточения, оцепления и изъятия. Силами этих групп и групп изъятия и конвоирования изымаются и задерживают­ся активные участники беспорядков, после чего силами груп­пы конвоирования их направляют в места разбирательства (фильтрационные пункты).

Если вышеперечисленные действия не привели к остановке толпы, ее рассредоточению, руководитель операции принимает меры к контактному воздействию на толпу. В этих целях необ­ходимо использовать дополнительные транспортные средства для перекрытия направлений движения, резерв для закрытия образовавшихся разрывов в цепочках оцепления, для психи­ческого воздействия – специальные средства, создающие звуковой эффект, а также другие специальные средства (РП) в отношении групп лиц, оказывающих сопротивление, предва­рительно предупредив их об этом. При применении правонару­шителями огнестрельного оружия необходимо организовать за­щиту личного состава от поражения; в крайних, не терпящих отлагательств случаях, когда исчерпаны все другие возможнос­ти, организовать поражение лиц, применяющих оружие, при­цельным огнем снайперов. В ходе и по окончании операции организовать оказание медицинской помощи раненым, эвакуа­цию раненных и убитых в медицинские учреждения.

По окончании операции оперативный штаб обязан:

— создать условия для объективного расследования в воз­можно короткие сроки преступлений, связанных с массовыми беспорядками;

— разработать и организовать выполнение предупредитель­но-профилактических мероприятий для недопущения повто­рения массовых беспорядков;

— обеспечить ликвидацию последствий массовых беспорядков;

— проанализировать опыт действий органов внутренних дел, внутренних войск и учебных заведений МВД России по пре­дупреждению и пресечению массовых беспорядков.

Анализ действий органов внутренних дел в условиях груп­повых нарушений общественного порядка и массовых беспо­рядков показывает, что в этой деятельности органов внутрен­них дел имеются серьезные недостатки, которые сводятся к следующему:

— силы органов внутренних дел не всегда оказываются под­готовленными к действиям в рассматриваемых условиях, опо­вещение и сбор личного состава по тревоге зачастую прово­дится медленно. Это в результате приводит к массовым беспо­рядкам на значительной территории и сопровождается тяже­лыми последствиями;

— служебные наряды и дежурные по органам внутренних дел не всегда объективно оценивают возникающие ситуации, вовремя не информируют о них старших начальников, т. е. упускают время для принятия энергичных мер по пресечению беспорядков в начальный период;

— информация о возникновении и развитии беспорядков от нарядов и дежурных частей поступает в МВД, УМВД несвое­временно и нерегулярно;

— отсутствует должное взаимодействие между милици­ей, государственной противопожарной службой и подразделе­ниями войск МВД, бывает не отработана система связи и ин­формации, не установлен порядок использования сил общест­венности.

Некоторые руководители УМВД городов, областей при полу­чении сообщений о групповых нарушениях общественного по­рядка проявляют растерянность, пассивность, силы служеб­ных нарядов вводят нерешительно, мелкими группами (под­разделениями), которые рассеиваются толпой.

В управлении нарядами нарушалась связь, в силу чего они бездействовали в ожидании указаний. Технические и специ­альные средства в этих условиях применялись не всегда такти­чески грамотно или вовсе не использовались. Все это приводи­ло к серьезным негативным последствиям.

Поэтому планы мероприятий по предупреждению и пре­сечению групповых нарушений общественного порядка и мас­совых беспорядков должны составляться с учетом всех недо­статков, имевших место ранее, а также с использованием по­ложительного опыта действий служебных нарядов органов внут­ренних дел в экстремальных условиях.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал